Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Вознесенский техникум пищевых производств»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Специальности
260203 Технология мяса и мясных продуктов
2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБПОУ КК ВТПП
Н.Ф. Лысенко
29 августа 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 22.04.2014 № 379, зарегистрирован в Минюсте 31.07.2014 г №33389) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 260203 Технология мяса и мясных продуктов (базовой подготовки), укрупненной группы специальности 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Вознесенский техникум пищевых производств»
Разработчик:
Трефилова М.Н., преподаватель ОПД и ПМ технологического цикла ГБПОУ КК ВТПП
«Квалификация по диплому: технолог сельскохозяйственного производства
_____________ (подпись)
Рецензенты:
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
На заседании педсовета
Протокол №1 от «29» августа 2014 г.
РЕКОМЕНДОВАНА
На заседании ЦК ОПД и ПМ технологического цикла
Протокол заседания
№___ от «____»_____________2014 г.
Председатель ЦК
_______________ Н.И. Семенец
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по учебной работе
ГБПОУ КК ВТПП
«____»_______________2014 г.
_______________ Ноздринова Р.А.
РЕКОМЕНДОВАНА
На заседании ЦК ОПД и ПМ технологического цикла
Протокол заседания
№___ от «____»_____________20 г.
Председатель ЦК
_______________ Н.И. Семенец
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по учебной работе
ГБПОУ КК ВТПП
«____»_______________20___г.
_______________ Ноздринова Р.А.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС (приказ Министерства образования и науки от 22.04.2014 № 379, зарегистрирован в Минюсте 31.07.2014 г №33389) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 260203 Технология мяса и мясных продуктов (базовой подготовки), укрупненной группы специальности 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Учебная дисциплина ОП.05 «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных» является составной частью общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять топографическое положение, физиологию органов и частей тела сельскохозяйственных животных (в том числе птицы и кроликов);
- использовать особенности строения организмов животных и физиологических процессов для получения продуктов заданного качества и свойств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- морфологию, строение, функции органов и тканей сельскохозяйственных животных;
- строение и функцию клеток, тканей;
- общие закономерности строения и развития органов животного;
- строение, топографию и физиологические функции органов движения;
- строение и физиологические функции кожного покрова и его производных;
- строение, топографию и физиологические функции систем внутренних органов;
- строение, топографию и физиологические функции органов крово- и лимфообращения;
- строение, топографию и физиологические функции желез внутренней секреции;
- строение, топографию и физиологические функции нервной системы и анализаторов.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 99 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 33 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
99
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
66
в том числе:
лекции
34
лабораторные занятия
32
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
33
Промежуточная аттестация в форме (указать) и в каком семестре:
экзамен в 3 семестре
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Анатомия и физиология
сельскохозяйственных животных»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел1
Анатомия и физиология животных
66
Введение
Содержание учебного материала
2
Дисциплина «Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных», ее содержание, цели и задачи и связь с другими дисциплинами учебного плана.
Краткая история развития анатомии. Роль дисциплины в формировании специалиста.
2
1
Тема 1.
Понятие о клетке, тканях и органах
Содержание учебного материала
10
Строение клетки.
Структурная организация клетки и межклеточного вещества. Микроскопическое и субмикроскопическое строение клетки. Взаимосвязь клеток в организме. Формы деления клеток.
2
2
Общие закономерности строения тела животных.
Общая характеристика гистологических тканей организма. Понятие об органах, системах органов и организме в целом.Закономерности строения тела животного и птиц.
2
2
Лабораторные работы
2
Лабораторная работа 1: Изучение строение клетки.
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Зарисовка строения животных клеток, гистологических препаратов. Изучение мышечных, соединительных, нервной, эпителиальной тканей на образцах в домашних условиях
Выполнение рефератов по теме: « Основные проявления жизни живого организма»
2
2
Тема 2.
Система органов движения
Содержание учебного материала
16
Костная система. Понятие о скелете и закономерностях его строения.
Строение кости как органа. Закономерности строения костей в связи с выполняемой функцией. Общие сведения о развитии и росте костей. Значение костей для определения вида животных. Использование костей в промышленности.
Осевой скелет. Скелет головы. Общая характеристика черепа. Мозговой и лицевой отделы черепа, их строение.
Скелет позвоночного столба. Костный сегмент, функциональное значение его элементов.
Шейный отдел. Грудной отдел. Поясничные, крестцовые, хвостовые позвонки.
2
2
Периферический скелет. Соединения костей.
Скелет грудной конечности. Пояс грудной конечности.Кости свободной конечности.
Скелет тазовой конечности. Пояс тазовой конечности. Кости свободной конечности.
Соединения костей. Сращения, их виды. Суставы, их строение и функции.
Типы суставов по строению и характеру их движения. Соединения костей осевого скелета.
Суставы грудной конечности, их связки.
Суставы тазовой конечности, их связки.
2
2
Общая характеристика мышечной системы.
Мышечная система. Понятие о мышцах, их функции и развитие. Строение мышц, их типы, форма, название. Общие закономерности распределения мышц на скелете в связи с их функциями. Мышцы как основная составная часть мяса. Содержание мышечной ткани по отношению к живой массе и туше. Зависимость пищевой ценности мяса от анатомического расположения мышц, их строения, функций и условий содержания животных. Условия, определяющие работу мышц. Вспомогательные органы мышечной системы, их строение и функции.
Мышцы туловища и хвоста. Подкожные мышцы.
Дорсальные и вентральные мышцы позвоночного столба.
Лицевые и жевательные мышцы головы.
Мышцы конечностей. Мышцы грудной, конечности. Мышцы тазовой конечности.
Физиологические свойства мышечной ткани. Механизм мышечного сокращения. Понятие об автолитическом процессе в мышечной ткани. Влияние утомляемости животных на степень обескровливания и качество мяса.
Особенности строения скелета и мышц птиц.
2
2
Лабораторные работы
6
Лабораторная работа 2: Изучение строения скелета, отдельных костей туловища, головы, конечностей;
2
Лабораторная работа 3: Изучение строения хрящевой и костной тканей. Соединения костей.
2
Лабораторная работа 4: Изучение мускулатуры туловища и конечностей, изучение под микроскопом гистологических препаратов мышечной ткани.
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Зарисовка строения костей скелета, суставов, связок, мышц. Изготовление муляжей костей.
Выполнение рефератов: «Особенности строения скелета и мышц птицы»,
«Особенности строения скелета кроликов»
2
2
Тема 3
Кожный покров и его производные
Содержание учебного материала
8
Строение кожи, ее физиологическое значение.
Строение кожи млекопитающих и птиц. Производные кожи. Перо птиц. Использование кожного покрова и его производных в промышленности.
2
2
Лабораторные работы
4
Лабораторная работа 5: Изучение строения кожи и ее производных.
2
Лабораторная работа 6: Изучение анатомо-гистологического строения производных кожного покрова.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение рефератов: « Особенности строения кожи и оперения птиц, шкурок кроликов»
«Использование кожи и ее производных в промышленности»
2
Тема 4
Система органов пищеварения
Содержание учебного материала
14
Строение системы органов пищеварения.
Рот и органы ротовой полости.
Глотка, ее строение и функции. Пищевод его строение и функции.
Акты жевания и глотания. Слюна, её свойства и роль в пищеварении.
Однокамерный и многокамерный желудок, его строение и функции.
Желудочное пищеварение. Желудочный сок, его состав и роль в процессе пищеварения.
2
2
Процессы пищеварения и всасывания в кишечнике.
Тонкий и толстый кишечник, печень, поджелудочная железа, их строение и функции.
· Механизм перехода содержимого желудка в кишечник; процессы всасывания
Процессы пищеварения и всасывания в кишечнике. Желчь, поджелудочный и кишечный сок, их состав и свойства. Пристеночное пищеварение. Выделение содержимого. Длина кишечника, производственное название его отделов.
Особенности строения и функции органов пищеварения птиц.
2
2
Лабораторные работы
6
Лабораторная работа 7: Изучение анатомо-гистологического строения органов ротовой полости.
2
Лабораторная работа 8 : Изучение строения желудков, исследование органов пищеварения и их использование.
2
Лабораторная работа 9: Изучение строения тонкого и толстого кишечника и их функций
2
Самостоятельная работа обучающихся
4
Изучение строения кишок на препаратах. Составление таблицы наименования кишок и оболочек колбас. Зарисовка и изучение строения стенки трубчатых органов, строения печени и поджелудочной железы.
Рефераты « Использование кишок в качестве колбасных оболочек»
2
2
Тема 5
Система органов дыхания
Содержание учебного материала
10
Система органов дыхания.
Общая характеристика органов дыхания, их функции. Нос, носовая полость, их строение. Гортань, её строение, хрящевой остов, связки. Мышечный аппарат гортани. Трахея, бронхи и легкие, их строение и функции.
Особенности строения и функции органов дыхания у птиц. Физиология дыхания.
2
2
Лабораторные работы
2
Лабораторная работа 10 :Изучение строения и функции органов дыхания
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
Зарисовка и изучение строения трубчатых органов и легких.
Реферат « Особенности строения системы дыхания у птиц и кроликов»
Изучение строения бронхиального дерева на легких животного.
2
2
2
Тема 6. Мочеполовая система
Содержание учебного материала
16
Общая характеристика органов мочевыделения, их функции.
Почки, их расположение, строение, типы. Понятие о выделительных процессах. Образование мочи, Состав и свойства мочи. Механизм выделения мочи из организма. Мочевой пузырь, мочеточники, мочеиспускательный канал, их строение и функции.
Особенности строение органов мочевыделения у птиц.
Общая характеристика органов размножения, их функции.
2
2
Общая характеристика органов размножения, их функции Органы размножения самцов: семенник, его придаток, семенниковый мешок, семенной канатик, семяпровод, мочеполовой канал, придаточные половые железы, половой член.
Органы размножения самок: яичники, яйцепроводы, матка, влагалище, мочеполовое преддверие, наружные половые органы. Понятие о половой зрелости, овуляции и половом цикле. Оплодотворение. Питание и рост зародыша. Особенности строения органов размножения у птиц.
2
Лабораторные работы
6
Лабораторная работа11: Изучение строения почек, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала
2
Лабораторная работа12: Изучение строения органов размножения самок: яичника,яйцевода, матки
2
Лабораторная работа13: Изучение строения органов размножения самцов: семенники, семяпроводы, мочеполовой канал
2
Самостоятельная работа обучающихся
6
Зарисовка и изучение строения почек разных животных
Зарисовка и изучение строения половой системы размножения самцов и самок.
Выполнение рефератов « Особенности мочевыделительной системы у птицы»
2
2
2
Тема 7.
Система крово- и лимфообращения
Содержание учебного материала
11
Общая характеристика системы органов кровообращения, её функции.
Кровеносная система. Строение и физиология сердца. Околосердечная сумка. Строение артерий, вен, капилляров, их функции. Закономерности хода и ветвления сосудов. Сосуды, малого и большого кругов кровообращения. Артерии шеи, туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Система воротной вены печени. Понятие о крови, её значение для организма.
2
2
Лимфатическая система.
Лимфатические узлы и их корни в области головы, шеи; стенок и органов грудной, брюшной полостей и тазовой конечности. Значение лимфоузлов для ветеринарно-санитарной экспертизы. Лимфатические сосуды и протоки.Органы кровообращения и иммунной защиты. Селезенка. Тимус. Красный костный мозг. Лимфатические узлы и фолликулы. Печень.Особенности строения органов крово - и лимфообращения у птиц.
2
2
Лабораторные работы
4
Лабораторная работа 14 Изучение строения кровеносных сосудов, общие закономерности их хода
2
Лабораторная работа15: Изучение топографии и видовых признаков лимфоузлов головы, шеи,
2
Самостоятельная работа обучающихся
3
Зарисовка и изучение строения сердца и стенки кровеносных сосудов, лимфатических узлов и сосудов.
Реферат « Особенности строения системы кровообращения у птиц»
1 2
Тема 8.
Железы внутренней секреции
Содержание учебного материала
4
Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Эндокринные железы, их строение и расположение. Железы смешанной секреции. Понятие о гормонах, их значение.
Железы внутренней секреции как сырье для получения лечебных препаратов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение рефератов о роли гормональных веществ в организме животного
2
Тема 9.
Нервная система и анализаторы
Содержание учебного материала
8
Общие закономерности строения нервной системы .
Центральная нервная система. Головной мозг, его строение. Оболочки и сосуды головного мозга. Спинной мозг, его оболочки и сосуды. Понятие о нервной периферической системе. Соматическая и автономная нервная система. Общая характеристика автономной нервной системы и центров. Понятие о медиаторах.
2
2
Физиология нервного волокна.
Возбуждение нерва, проведение импульса и механизм передачи возбуждения от нервного окончания к исполнительному органу.
Рецепторные аппараты как анализаторы внешней среды. Зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный анализаторы, их строение и функции.
Физиология нервной высшей деятельности. Особенности строения нервной системы и анализаторов у птиц.
2
2
Лабораторные работы
2
Лабораторная работа16: Изучение строения центральной, вегетативной и периферической нервной системы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение рефератов « Роль, строение и физиология нервной системы» «Особенности строения нервной системы у птицы»
2
Всего:
99 ч
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинетов: «Технологии мяса и мясных продуктов», «Технологического оборудования для производства мяса и мясных продуктов и пищевых товаров народного потребления из животного сырья», лаборатории «Мясного и животного сырья и продукции»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- комплект учебных наглядных пособий «Анатомия сельскохозяйственных животных»;
- объемные модели органов;
- консервированные препараты органов и тканей;
Технические средства обучения:
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
- микроскопы
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Н.В. Зеленевский, А.П. Васильев, Л.К. Логинова Анатомия и физиология животных: -3-е изд.,стер.-М. :Издательский центр «Академия», 2010.-464 с.
2. Н.В. Писменская, В.И. Боев Практикум по анатомии и гистологии сельскохозяйственных животных. –М.: КолосС, 2010 327с.
Дополнительные источники:
1.Писменская В.Н., Ленченко Е.М. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2007 г.-280 с.
3. Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство
4.Атлас анатомии домашних животных (том 1,3) Автор: П.Попеско
Периодическая печать:
Журнал «Мясная промышленность»
Журнал «Мясная индустрия»
Журнал «Мясные технологии»
Журнал «Пищевая промышленность»
Журнал «Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности»»
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] On–line библиотека
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] научная библиотека МГУ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Государственная публичная научно–техническая библиотека России
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
определять топографическое положение, физиологию органов и частей тела сельскохозяйственных животных (в т.ч. птицы и кроликов)
Лабораторные работы
Промежуточный контроль
проводить микроскопическое исследование отдельных органов и целых систем организма животного.
Лабораторные работы
Промежуточный контроль
Знания:
строение и функцию клеток, тканей
Входной контроль, устный опрос, тестовый опрос, самостоятельная работа
морфологию, строение, функции органов и тканей сельскохозяйственных животных
Устный опрос, промежуточный контроль
общие закономерности строения и развития органов животного
Тестовый опрос, сравнительный анализ по плакатам
строение, топографию и физиологические функции органов движения
Текущий контроль, промежуточный контроль
строение и физиологические функции кожного покрова и его производных
тестовый опрос, самостоятельная работа
строение, топографию и физиологические функции систем внутренних органов
Текущий контроль, промежуточный контроль, тестовый опрос, опрос по препаратам
строение, топографию и физиологические функции органов крово- и лимфообращения
Тестовый опрос, опрос по муляжам
строение, топографию и физиологические функции желез внутренней секреции
Текущий контроль, промежуточный контроль
строение, топографию и физиологические функции нервной системы и анализаторов.
Текущий контроль, промежуточный контроль
Заголовок 1Заголовок 215