Урок по математике на темуСимметрия фигур(6 класс)
Муниципальное образовательное учреждение
«Лысовская средняя общеобразовательная школа»
Суровикинского района Волгоградской области
404426 ул. Молодежная, 6 х. Лысов Суровикинского района Волгоградской области
Тел: 8(84473)9-85-28; E-mail: LyssowSchule@rambler.ru
ОКПО 22433314 ОГРН 1023405964933 ИНН 3430031817 КПП 343001001
УРОК ПО ТЕМЕ:
«Симметрия фигур»
ВЫПОЛНИЛ: учитель математики
МКОУ «Лысовской СОШ»
Суровикинского района
Волгоградской области
Тихоненкова Елена Ивановна
2016 год
Предмет: Математика
Класс: 6
Глава: 7
Тема: Симметрия
Тема урока: «Симметрия фигур»
Учебник: «Математика –6 класс» Г.В. Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, изд. Москва «Просвещение», 2014
Рабочая тетрадь: «Математика –6 класс» Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова, С.С.Минаева, С.Б.Суворова, изд. Москва «Просвещение», 2016
Аннотация
Урок математики в 6 классе по теме «Симметрия фигур» четвёртый урок в системе уроков по теме «Симметрия», является уроком закрепления ЗУНов. Урок соответствует программе по учебнику Дорофеева Г.В. и подготовлен в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. Методическая разработка урока содержит технологическую карту. Помимо традиционных целей и задач урока, одной из главных его целей является формирование универсальных учебных действий. К уроку прилагается презентация, которая содержит материалы для закрепления понятия симметрии (с использованием игрового момента на уроке). На уроке используются различные методы: актуализация знаний, самостоятельная работа, выполнение заданий при работе с презентацией, групповая работа. Урок динамичен, использование различных форм и методов, использование проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока. В методической разработке содержатся задания, требующие для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода. Цель этой разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика. Урок, проведенный по этой разработке, сопровождался активной работой учеников и вызвал большой интерес у коллег и родителей, присутствующих на данном уроке.
Цели урока:
Образовательные: создать организационные и содержательные условия для формирования умений определять симметрию точек (фигур) относительно прямой и плоскости, асимметричных фигур, строить симметричные точки относительно прямой, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
Развивающие: развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, положительного отношения к предмету.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД)
Предметные результаты: знать определение симметричных точек относительно прямой, определение симметричных фигур; уметь строить симметричные точки относительно прямой, различать симметричные фигуры среди других, приводить примеры симметричных фигур.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Умение анализировать объекты, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязь объектов, делать выводы.
Регулятивные:
Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные:
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Уметь высказывать и обосновывать своё мнение, учитывать мнение других при поиске решения.
Личностные:
Формирование устойчивых эстетических предпочтений, способности к эмоциональному восприятию материала, положительного отношения к учению, к предмету.
Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, побуждающий диалог, подводящий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в группе.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, проигрыватель.
Раздаточный материал:
Приложение1-лист самооценки учащегося 6 класса
Приложение 2-комплект смайликов;
Приложение 3-Письмо людоеда
Приложение 4- пластилиновый комплект объёмных геометрических фигур: куб, прямоугольный параллелепипед, тетраэдр, цилиндр, конус, шар, четырёхугольная правильная пирамида, круг; Приложение 5- бумажный комплект плоских геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, ромб, равнобедренная трапеция, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник
Приложение 6- Презентация в среде POWER POINT «16.12.2016-урок-6 класс-Симметрия фигур»
Инструменты: ножницы для бумаги; ножики для пластилина, мешок, компактные зеркала
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор с экраном, проигрыватель.
Компьютерные медиапродукты: Авторская презентация, созданная в среде POWER POINT;
Ход урока:
Этап урока Формируемые УУД Действия учителя Действия учащихся Используемый ресурс (ссылки, скриншоты) Раздаточный материал Время
№ п/пНазвание Цель 1 Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. Создание атмосферы мотивации к уроку. К-планируют учебное сотрудничество
Л-понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Помните, что на протяжении урока заполняете лист самооценки.
Конфу́ций — древний мыслитель и философ Китая говорил «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» (написано на доске)
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место Презентация в среде POWER POINT:
Слайд №1
Раздаёт дежурный на перемене
1)Домашние работы
2)Рабочие тетради
3)Приложение 1 «Лист самооценки».
2
2 Мотивация к учебной деятельности Проблемная ситуация.
Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднений, спрогнозировать предстоящую деятельность. Л-формирование способности к эмоциональному восприятию материала
Р -способность к самооценке Раздаёт смайлики-1 смайлик по выбору учащихся
Предлагает провести оси симметрии для смайлика
Предлагает показать смайлики настроения друг другу и всему классу Выбирают свой смайлик-смайлик своего настроения
Проводят оси симметрии на смайлике и показывают друг другу и всему классу. Раздаёт учитель для выбора учащихся Приложение2
«Смайлики»
3
3 Постановка учебной задачи. Обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруднения, проговаривание темы и целей урока. П- поиск нужной информации, умение анализировать условие, логическую цепочку
К-умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве
Л-критичность мышления
Р-прогнозированиеВопросы:
-У всех получились одинаково?
-Почему получилось у кого-то по- другому?
-Почему допустили ошибки?
-У всех фигур есть оси симметрии?
-Что такое ось симметрии?
-А все ли смайлики получились симметричными?
-А как называются эти фигуры?
-А как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
После работы учащихся задаёт вопрос о названии темы урока
-Давайте запишем число, классная работа, напишем название темы или ещё подумаем, поищем подсказки?
Включает отрывок из песни.
Задаёт вопросы:
-Что мы совершим сегодня на уроке?
-В изумрудный город на нашем уроке?
-Какие 3 желания у вас сегодня на уроке?
-Давайте напишем эти желания я на доске, а вы в своих тетрадях
1.Научиться проводить симметрии
2.Узнавать симметричные фигуры
3.Выполнять задания по симметрии (Написано на доске)
Отвечают на вопросы:
-Не у всех одинаково
-Есть ошибки
- У меня ошибка, потому что я не был на прошлом уроке
-У меня, потому что я выполнял медленно и не успел
-Нет, не у всех.
-Прямая, которая разбивает фигуру на 2 равные части
-Нет, не все.
-Такие фигуры называют асимметричными.
-Построение осей симметрии
-Построение симметричных фигур
-Симметрия
-Подумаем
-Поищем
-Оставим после слова тема пустое место.
Внимательно слушают песню
Отвечают на вопросы:
-Путешествие в город изумрудный
-Город математиков
-Научиться проводить симметрии
-Узнавать симметричные фигуры
-Выполнять задания по симметрии Включает отрывок из песни мультфильма «Тайна изумрудного города»
Мы в город изумрудный идём дорогой трудной,
Идём дорогой трудной, дорогой не простой
Заветных три желания исполнит мудрый Гудвин
И Эля возвратиться с Тотошкою домой 3
4 Реализация построенного знания. Открытие нового знания. фиксация нового знания в речи и знаково. П-поиск нужной информации, умение анализировать условие, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку
К-умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве
Л-критичность мышления
Р-прогнозированиеПосмотрите на слайд №2
-Какое название имеет волшебная страна?
-Что случилось с названием?
-Сможете прочитать?
-Молодцы. Давайте запишем я на доске, а вы в тетрадях Тема. Симметрия фигур.(Написано на доске)
-Скажите, а как наша страна называется?
-А волшебной страной кто правит?
-А нашей математической страной кто правит?
-А как узнать?
-Пошлите
- Не понятно
-Название перевёрнутое
-Волшебная страна Симметрия фигур
-Можно взять как название нашей темы
-Страна математика
-Правит мудрый Гудвин
-Не знаем
-А кто?
-Надо посмотреть
-Надо в неё зайти
-Пошли
Слайд №2
Слайд№3
Слайд№4 2
5 Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Развивать умения применять новые знания в типовых заданиях П-умение устанавливать взаимосвязь объектов
К-умение вести диалог
-Не успели выйти, а уже попали в плен
1 испытание
-Посмотрите, здесь, мешок
-Читайте письмо
-Каждый берёт по одной фигуре и делит на равные части с помощью ножа для пластилина. –Помогите соседям по парте.
-Всё получилось, мы идём дальше.
2 испытание
-Посмотрите это «Маковое поле», на котором можно заснуть. Но мы прогоним сон, поработав в рабочих тетрадях -Как же отсюда выбраться?
-А в мешке ножи для пластилина, геометрические фигуры и письмо –Отпущу вас, если назовёте эти фигуры и разрежете их на равные кусочки. Любитель математики- Людоед.
-Объёмные геометрические фигуры: конус, цилиндр, шар, куб, пирамида, прямоугольный параллелепипед, 4-угольная и 5-угольная призмы. -Разделить можно с помощью плоскостей симметрии.
Выполняют задание, помогают соседям по парте.
Работают в рабочих тетрадях
Слайд№5
Слайд№6
В мешке: 1) Приложение 3 «Письмо людоеда»
2)Ножики для пластелина3)Приложение 4
Физкультминутка. Снять утомление ребёнка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся -Почти что уснули?
1.Одной рукой в воздухе чертите круг, а другой квадрат-выполняйте по 3 раза в одну и другую сторону
2. Каждой рукой начертите по кругу- выполняйте по 3 разаых зеркал в одну и другую сторону.
-Какое из упражнений выполняется симметрично? -Нет
Встают и выполняют задание
-2 упражнение 2
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей);
Коммуникативные (рефлексия своих действий)
Личностные (ответственное отношение к учению)
- Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) 3 испытание
-Подошли к реке, нужно переправиться. Но переправа работает до определённого времени.
-До какого времени нужно успеть переправиться?
- Можно посмотреть в реку, но у нас только зеркала.
-Как это сделать?
-Аккуратно перечертите показания в тетрадь.
22.15(Написано на доске)
-Напишите новые показания в тетрадях и 1 ученик на доске
-Выполните взаимопроверку.
4 испытание
«Встреча со саблезубыми тиграми»
-Чтобы пройти мимо них, нужно их покормить, причём они принимают духовную пищу.
-А какую?
-Расскажите, что за фигура, сколько осей симметрии можно провести?
-А какие многоугольники называют правильными?
-Приведите примеры
-А как провести оси симметрии без карандаша?
-Посмотрите, изумрудный город
-А есть ли симметричные фигуры в этом городе?
Слайд 10
-Кто это?
-Это великий немецкий ученый. Все предлагают верши решения.
-Нужно приложить зеркало и посмотреть.
Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата
-Получилось. переправа работает до 21.55
Выполняют взаимопроверку.
-Нужно тоже разрезать на равные кусочки и рассказать о фигурах и о сечениях.
-Ромб-2 оси; круг-много осей; равносторонний треугольник-3 оси; параллелограмм-нет осей, он асимметричен; квадрат-4 оси; прямоугольник-2 оси; равнобедренный треугольник-1 ось.
-Многоугольник, у которого равны все стороны и все углы, называют правильным.
-Квадрат, правильный 5-угольник и правильный 6-угольник
-Перегнуть фигуру так, обе части будут равны.
-Потом разрезать по линиям сгиба.
-Есть, это дорожки, башня, деревья.
Читают на слайде:
-Симметрия -это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Герман Вейль
-Так это и есть хозяин математического города Слайд№7
Слайд№8
Слайд№9 Слайд №10
Раздача компактных зеркал
Раздача ножниц для бумаги и приложение 5 «Геометрические плоские фигуры»(Из цветной бумаги)в 7 Рефлексия учебной деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. П-осознанное вла-дение способами решения
К-строить точное высказывание, аргументировать свою позицию
Р-способность к самооценке -У нас в классе тоже есть мудрые ученики, которые к сегодняшнему уроку выполнили мини-проект об осевой симметрии в природе, архитектуре и т.п.
-Какие виды симметрии узнали?
-А как вы думаете, есть ещё какие-нибудь симметрии?
-Скажите, какие оценки вы получите за урок, посчитайте баллы в своих листах самооценки,пока вы считаете 3 минуты, я проверю домашние работы и прибавлю к вашим баллам за урок.
-Давайте проверим исполнились ваши желания? -Осевая симметрия и симметрия относительно плоскости.
-Есть.
-Не знаем.
Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником.
-Читают с доски и рассказывают чему научились или надо ещё научиться 8 Домашнее задание. Р-планировать деятельность в учебной ситуации. Определяет объем и содержание дифференцированной домашней работы 1)п.7.2. № 586 а)-на оценку «3»; № 586 а),б)-на оценку «4»; № 586 а),б),в)-на оценку «5» (Написано на доске)
инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.
2)Кто желает, подготовьте сообщение об ещё одном виде симметрии-центральной симметрии Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его. Слайд №11
Используемые сокращения:
К- Коммуникативные; П- Познавательные; Р- Регулятивные; Л- Личностные
Используемые ЭОР:
-Презентация Microsoft Power Point 16.12.2016-урок-6класс
-Интернет-сайты
- http://festival.1september.ru/Приложение 1
Лист самооценки учащегося 6 класса_________________________________(Фамилия, имя).
№ п/пДеятельность учащегося Критерии самооценки Самооценка
1 Проводил ось симметрии Ясам смог провести ось-2 балла.
Я подсмотрел и провёл ось- 1 балл.
Я не смог выполнить работу- 0 баллов. 2 Формулировка темы урока, цели и задач урока Я сам определил тему, цель и задачи урока-2балла.
Я смог определил только тему или задачи урока -1 балл.
Я не смог определить ничего- 0 баллов 3 1 испытание Я правильно разрезал фигуру- 1 балл.
Я не правильно разрезал фигуру – 0 балл.
4
2 испытание Выполнил правильно 3 задания-2 балла.
Выполнил правильно 2 задания-1 балл
Выполнил правильно 1 задание или ни одного- 0 балл. 5 3 испытание Работа в группе Я нашёл решение задачи- 2 балла.
Участвовал в работе группы- 1 балл
Не участвовал в работе группе- 0 баллов. 6 4 испытание Я правильно разрезал фигуру- 1 балл.
Я не правильно разрезал фигуру – 0 балл.
7 Выполнение творческого задания –минипроектаЯ выполнил и продемонстрировал минипроект-2 балла
Я выполнил минипроект-1 балл
Я не выполнял минипроект-0 баллов Всего Поставьте себе оценку, если вы набрали:
9-12 баллов - «5»
6 - 8 баллов - «4»
3 - 5 баллов– «3»
Приложение2
Смайлики
Приложение3
Письмо
Отпущу вас, если назовёте эти фигуры и разрежете их на равные кусочки.
Любитель математики - Людоед.
Приложение4
Объёмные геометрические фигуры
Приложение5
Плоские геометрические фигуры