Урок-проект по литературному чтению для 3 класса Басни И.А. Крылова.
Урок – проект по литературному чтению в 3 классе
«Басни И.А.Крылова».
Выполнила: учитель высшей категории
Глуходедова Ольга
Александровна
МБОУ СОШ №24
г. Новочеркасск
2016 г.
Тема. «Басни Ивана Андреевича Крылова».
Цель урока:
-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
* умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интереса к классической литературе.
Предметные:
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Метапредметные:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.УМК: «Планета знаний»
Оформление: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова.
Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Постановка проблемы.
Этап 2.Проектирование (планирование).
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
Группа 1 – Собрать теоретический материал о баснях и баснописцах;
Группа 2 – Объяснить мораль басни, чтение басен наизусть;
Группа 3 – Инсценировка басни «Стрекоза и муравей»;
Группа 4 – Придумать задания для викторины о баснях.
Этап 3. Поиск информации.
Задача этапа – сбор и уточнение информации. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 4. Продукт.
Создание папки «Наши проекты»
Этап 5. Урок – презентация.
Задачи этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и гостями.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке – презентации.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Басня- небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость, заносчивость. Часто басня заканчивается или начинается моралью, в которой заключается поучительный смысл произведения.
Основоположником басни считается древнегреческий поэт Эзоп (жил в 6 в до н.э.). В произведениях Эзопа животные говорят, думают, действуют, как люди, высмеиваются человеческие пороки, приписываемые животным. Этот литературный приём называется иносказанием, или аллегорией, а по имени автора – называют «эзоповым языком». Наиболее известные басни Эзопа «Лиса и виноград», «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Муравей и цикада». Они стали источниками в творчестве последующих баснописцев, придававших данным сюжетам индивидуальное и национальное своеобразие.
Королём русскоязычной басни называют Ивана Андреевича Крылова. И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Грамоте он выучился в семье. А позже, Крыловы жили тогда в Твери, разрешили, из милости, ему учиться с детьми богатого помещика Львова. Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того не богатая, осталась без всяких средств к существованию.
И в 11 лет Ваня Крылов вынужден был пойти работать в судебную канцелярию, где переписывал бумаги, разносил пакеты, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и литературу. Приехав в Петербург он стал журналистом, а потом – библиотекарем в Публичной библиотеке, где проработал 39 лет.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями.
В 1809 году вышел 1 сборник басен русского баснописца. За первой книгой басен последовали ещё восемь. В январе 1823 года И.А. Крылов получил золотую медаль от Российской академии за литературные заслуги. С 1809 по 1843 год баснописец создал более 200 басен, которые по справедливому замечанию Н.В. Гоголя, являлись «книгой мудрости народа».
Русский баснописец адресовал свои басни взрослым читателям, однако они сразу приобрели популярность среди детей. Для справки: басни, но только в прозе писал не только И.А. Крылов, но и известный русский писатель Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой писал свои басни только для детей, и они были напечатаны в первой русской азбуке.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Обретя возможность «летать», «крылатые крыловские слова» оказались в волшебной шкатулке. Кто желает первым заглянуть в неё?
Карточка 1
«…Да только воз и ныне там…»
- Как называется эта басня?
- Когда мы используем это выражение?
Карточка 2
«…Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!»
- Как называется эта басня?
- Когда мы используем эти слова?
- Прочитай басню наизусть.
Карточка 3
«…Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»
- Как называется эта басня?
- Назови героев произведения.
Карточка 4
Продолжите крылатые слова.
Ты всё пела? Это дело … (так поди же попляши).
А вы, друзья, как ни садитесь … (всё в музыканты не годитесь).
Кукушка хвалит Петуха … (за то, что хвалит он Кукушку).
Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет).
Вот то-то мне и духу придаёт,
Что я совсем без драки … (могу попасть в большие забияки).
ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.
Инсценировка басни «Кукушка и петух».
Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку.
- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость.)
Чему учит нас эта басня?
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ.
Мы уже знакомы с таким жанром народного творчества, как пословицы.
Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) и переносный (скрытый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в нашу речь из известных литературных произведений.
Многие строки из басен Крылова вошли в нашу речь и стали крылатыми выражениями.
Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений.
Вам предстоит:
Распределить высказывания на 2 групп в зависимости от их происхождения: пословицы (происходят из фольклора), не имеют автора; крылатые выражения (имеют автора).
Для крылатых выражений указать автора и название произведения.
Раскрыть переносный смысл каждого высказывания.
Язык до Киева доведёт.
Терпенье и труд всё перетрут.
А Васька слушает да ест.
Остаться у разбитого корыта.
Чего себе не хочешь, того и другим не твори.
От радости в зобу дыханье спёрло.
Делу время – потехе час.
А ларчик просто открывался.
Крылатые выражения.
А Васька слушает да ест. (Крылов «Кот и повар»).
Остаться у разбитого корыта. (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
От радости в зобу дыханье спёрло. (Крылов «Ворона и лисица»).
А ларчик просто открывался. (Крылов «Ларчик»).
2. Многих удивляло странное имя, которым были подписаны первые басни Ивана Андреевича Крылова. (НАВИ ВОЛЫРК). Может быть кто-нибудь из вас догадается, что оно обозначает.
Оценка результатов.
Дети оценивают сами себя коллективным обсуждением в группах.
Итог урока.
Учитель. Спасибо за работу. Вы молодцы! Что вам понравилось? Кому вы скажите спасибо? Новых вам побед в освоении наук, открытий в мире знаний.
Все материалы, собранные вами, будут размещены в папке «Наши проекты».
Домашнее задание.
Учитель. Чтобы следующий урок был таким же интересным, нарисуйте рисунки к понравившимся басням. Из них мы будем составлять диафильм. А может быть кто-то из вас, ребята, сочинит свою басню.