Конспект урока на тему Басни дедушки Крылова


Басни дедушки Крылова.
Цели: раскрыть идейный смысл басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»; развивать эмоционально- ценностный мир личности; отрабатывать навык выразительного и выборочного чтения; подбирать пословицы; развивать память , внимание, умение слушать и оценивать ответы товарищей; воспитывать интерес к личности баснописца и жанру басни;
Оборудование: Презентация к уроку, учебник Чураковой Н. А., карточки с заданиями
Ход урока.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку пять.
Подготовка к восприятию.
-Прочитайте слова, записанные на карточках. Составьте пары связанных между собой слов.
СКАЗКА, СТИХОТВОРЕНИЕ, ПИСАТЕЛЬ, БАСНЯ, РАССКАЗ, СКАЗОЧНИК, ПОЭТ.
- Какие пары у вас получились?
-Какое слово осталось без пары? (БАСНЯ- БАСНОПИСЕЦ).
Баснями какого баснописца мы ознакомились? (Эзопа).
Рассмотрим портрет Крылова, написанный К. Брюлловым. (Опишите).
Художник изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
- Мы можем назвать его нашим современником? (Нет. Он жил 18-19 в.)Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 в семье армейского офицера Андрея Прохоровича. Семья была бедной, Ванечка не мог получить хорошего образования. Мама Марья Алексеевна была набожной, тихой и скромной. Она и составляла план образования сына, следила за его занятиями. А позже ему довелось учиться из милости. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя.
Когда умер отец, ему было всего 10 лет. После него ничего не осталось- ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Там были арабские сказки, произведения русских писателей, русские народные сказки и стихи. Им, маме Ване и маленькому братику Левушке очень трудно жилось без денег. Поэтому Крылову пришлось поступить на работу в тверской канцелярии. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь компьютеров тогда не было), разносил разные пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма.
Позже семья вынуждена переехать в Петербург. Там он продолжил служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Выучил французский, а позже- итальянский, греческий. Свою литературную деятельность он начал как драматург. Им написано 13 пьес. Басни он начал писать, когда ему было 37 лет. Они сразу всем понравились. Ведь он настолько любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны НАВИ ВОЛЫРК. (Прочтите справа).
- Что такое басня? (Из словаря происхождения).
Обычно басня состоит из 2 частей:
Основная часть- называется повествованием. т.е. рассказ о чем- либо.
Это поучительная. Вывод из басни т. е. мораль.
Кто является героями басен? (Действующие лица- животные).
-Как называется басня Крылова над которой мы сегодня будем с вами работать? (Ворона и лисица).
Словарная работа.
Подготовимся к чтению нового произведения, но прежде выясним значения некоторых слов, которые встретятся при чтении.
Лесть- лицемерие, угодливое восхваление;
Льстец- льстивый человек;
Гнусный- внушающий отвращения; омерзительный;
Не впрок- не на пользу;
Взгромоздиться- взобраться с усилием на что- то высокое;
Пленил- привлек внимание, привел в восторг;
Вещуньина- принадлежащая вещунье. Вещун- предсказывающий несчастье;
Зоб- у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Первичное восприятие текста.
Внимательно послушайте произведение, представьте действие, развивающееся в нем, и определите жанр произведения.
Выразительное чтение басни учителем наизусть.
-Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?
(Действующие лица- животные ВОРОНА и ЛИСИЦА В произведении высмеиваются льстивые люди. Это басня)-Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людец? (Аллегория- иносказание).
-Как вы понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла)
-Можно ли из басни узнать о каком времени суток идет речь? (утро, завтрак).
-Была ли голодна Ворона? (Нет, призадумалась).
- Почему беду? (автор предупреждает, о каком- то несчастье)
Что за сырный дух?- замените синонимым ( запах, аромат)
-Как вы думаете, почему Крылов выбрал именно сыр? (оказывается, в прошлые времена сыр был редкостью и считался «заморским лакомством»)
- что значит, пленил? (увлек).
-Где мораль? В начале или в конце? И что такое мораль? ( Основная мысль, вывод, поучение)
Чтение басни.
Прочитайте басню самостоятельно и подумайте, почему Лисица принялась расхваливать Ворону? ( У Вороны был сыр, который Лисица хотела получить).
Перечитайте первые 4 строчки. Есть ли здесь что- то исключительное, вызывающее у читателя тревогу? (ничего необычного)
- С какой интонацией надо читать? (спокойно)
- С какого предложения начинается развитие действия? ( На ту беду Лиса близехонько бежала)
- Как мы себя чувствуем, когда слышим слово вдруг? ( неспокойно, тревожно)
_ Что подсказывает читателю слово пленил? (привел в восторг, завладел всеми мыслями Лисицы. Она приложит все силы, чтобы отобрать сыр у Вороны)Прочтите, как Лисица льстила Вороне? Каким голосом надо читать эти строки? (Ласковым, хитрым голосочком)
-Каким одним метким словом назвал автор Лисицу (Плутовка)
Это значит, что она очень хитрая, и, скорее всего, добьется своего.
- Как же Ворона отреагировала на льстивые слова Лисицы?
Лисица таки добилась своего.
- Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым. Это рисунок карандашом. Сравните величину фигурок Вороны И Лисицы. Высоко ли она сидит? Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перушки» и какой у него «носок».
Понимаете теперь, почему художник выбрал такой угол зрения? (Зрительный контраст- большой Вороны и крошечной Лисицы- создает комический эффект, так как понятно, что с такого расстояния невозможно что- либо разглядеть)
-Какие же человеческие черты осуждает Крылов? (Льстивых людей, которые говорят «сладкие» речи ради собственной выгоды.- Сколько человек нам необходимо, чтобы прочитать басню по ролям?
- А что могло бы быть дальше?
Творческая работа.
Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой. Составьте три пословицы.
ПОСПЕШИШЬ не ДРУГИХ на себя У лести людей нет насмешишь погляди чести суди.
-Назовите пословицы.
Поспешишь, людей насмешишь.
Других не суди, на себя погляди.
У лести нет чести.
-Какая из них подходит по смыслу к прочитанной басне? (У лести нет чести).
В этой басне высмеивается лесть, глупость. Смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том чтобы не оказаться Вороной.
- А среди ваших знакомых есть такие люди как Лисица или Ворона?
И в наши дни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По- прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе- музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если хорошенько присмотреться, то какие- то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает.
Игра «Назови черты характера». Правильно подберите антонимы:
СКУПОЙ- ЩЕДРЫЙ, ГЛУПЫЙ-УМНЫЙ, ЛЬСТИВЫЙ- ПРЯМОЛИНЕЙНЫЙ, ЗЛОЙ- ДОБРЫЙ, НАГЛЫЙ-СКРОМНЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ- ХРАБРЫЙ, ЛЕНТЯЙ- ТРУДОЛЮБИВЫЙ, БЕЗДАРНЫЙ- ТАЛАНТЛИВЫЙ,
- Вы дома читали басню Эзопа «Ворон и Лисица». Чем они отличаются?
В прозе. Серьезный тон. В стихотворной форме. Шутливо использует
Образы не яркие. Роли бесподобные. разговорн. речь.
Ворон и у него мясо. Ворона с сыром.
Перескажите Эзоповскую басню. ( В его басне осуждается глупость, а хитрость поощряется)
Итак, Крылов за 30 лет работы написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Его басни не стареют, он превзошел всех. Они вошли в золотой фонд национальной культуры. Строки его басен закрепились в нашей речи, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только в нашей стране. Они переведены более чем на 50 языков. Крылов стал первым писателем, которому в России в Санкт- Петербурге Летнем саду поставили памятник, на собранные народные деньги. Над памятником «Дедушке Крылову» работал
Скульптор Петр Карлович Клодт. Крылов сидит в своем сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои басни. Также он показал и героев басен.
Подведение итогов.
- Вспомните какие цели мы ставили перед собой, что повторяли и узнали нового на уроке?
- Чему вы поучились у героев басен?
Мне хотелось бы завершить нашу беседу с такими стоками.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И а памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Забавой он людей исправил:
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта наша быль
И не забудут этой былиПока по- русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят. ( Кн. П. Вяземский)
Как поощрение вам мультфильм « Ворона и Лисица».