Программа элективного курса по физике Экология жилища и быта человека
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса
«Экология жилища и быта человека»
Пояснительная записка
Программа элективного курса « Экология жилища и быта» рассчитана на 16 часов и разработана для образовательной области « Естествознание», которая призвана расширить знания учащихся об основных законах природы и правилах оптимального взаимодействия человека и природы.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера, о значении физики в различных областях народного хозяйства, в быту, а также решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической физикой, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Прослеживается связь физики с биологией, географией, химией, экологией.
Т.е., с одной стороны показывает учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой стороны способствует устранению психологических барьеров, мешающих школьникам видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Это – экология жилища и быта.
Жилище для человека является своеобразной экологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким факторам относятся применение некоторых строительных материалов, электромагнитные излучения, различные шумы и т.д. Особенно чувствительны к опасному воздействию этих факторов школьники, организм которых еще не сформировался.
Известно, что отношение ребенка к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. Именно такому знанию служит данный курс.
Цель курса:
- побудить учащихся к заботе о сохранение своего здоровья, здоровья своих близких, расширив представления учащихся об экологии своего жилища и быта;
- расширить знания учащихся об окружающем мире;
- удовлетворить интерес к явлениям и процессам;
- самоопределится в выборе направления дальнейшего образования.
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище и быту.
2. Сформулировать у учащихся сознание необходимости.
А) заботится о своём здоровье;
Б) изучить вещества и явления окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы
их правильно применять.
3. Побудить учащихся экологическому просвещению населения.
4. Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с бытовыми приборами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности, решать экологические задачи.
5. Расширить кругозор учащихся.
6. Использовать и развивать межпредметную связь физики с химией, биологией , географией.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.
Формы контроля.
- Анкетирование учащихся на начало и конец курса.
- Решение индивидуальной задачи: « Проблема в моем доме»
- Контроль выбора профиля обучения учащихся.
- Защита проектов « Экология нашего дома и быта»
- Запись в портфолио.
Образовательные результаты элективного курса фиксируются в портфолио ученика, в форме отзывов педагога или общественности о результатах выступлений участников курса, перед населением, учащимися, по результатам исследовательских мини – проектов, в форме отзыва самих участников элективного курса о собственном продвижение в процессе занятий. Оценки в бальной системе выставлять не рекомендуется.
Прогнозируемые результаты обучения:
- Формирование конкретных навыков, решения бытовых проблем на основе знания законов физики.
- Формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту.
- Преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
- Повышение познавательного уровня к предмету на уроках.
- Увеличение количества учащихся выбирающих для профилизации предметы естественнонаучного цикла.
- Обобщить знания учащихся об основных факторах, влияющих на здоровье человека в его жилище.
- Выработать навыки экологически сообразного поведения учащихся в своем доме.
- Развивать умения учащихся к исследовательской деятельности, выполнению мини – проектов.
- Заботится о своем здоровье.
- Развивать у учащихся умения навыки обращения с бытовыми приборами.
- Решать экологические задачи.
Учебно-тематический план
№
Название тем курсов
Кол-во ч-в
Форма обучения
1
Экология – наука о доме
1
Лекция с элементами беседы
2
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы
1
Практическая работа
3
Радиоактивность стройматериалов.
1
Лекция с элементами беседы
4
Родные стены
1
Беседа, анализ имеющейся в доме информации о стройматериалах
5
Электромагнитные волны
1
°Лекция
6
Электромагнитное излучение
1
Лекция с элементами беседы
7
Излучение в квартире
1
Ролевая игра
8
Сотовый телефон
1
Анализ пользования сотовыми телефонами
9
Питьевая вода
1
Беседа, исследование качества воды
10
Влажность воздуха. Роль и значение влажности.
1
Беседа, физический практикум
11
Свет в доме
1
Беседа, анализ источников света в доме
12
Акустический фон
1
Беседа, анализ
13
Решение задач с экологическим содержанием
1
Урок решения задач
14
Работа по дому
1
Мини-сценка
15
Обобщение
2
Защита проектов
16
Итого
16
Запись в портфолио
Содержательная часть программы.
Введение ( 2 часа)
Экология – наука о доме.
Значение для человека знаний по физике.
Физический практикум.
Измерение времени реакции человека на звуковые и световые сигналы.
Экология жилища и быта человека. (14 часов)
Радиоактивность стройматериалов.
Радиоактивные элементы. Радиация. Стройматериалы вулканического
происхождения. Опасное действие повышенной радиации на живые организмы. Контроль уровня радиации в помещениях.
Родные стены.
Особенности различных строительных материалов, их влияние на здоровье жителей дома. Внутренняя отделка помещений, влияние материалов на здоровье членов семьи, качество строительных товаров.
Электромагнитные волны.
Что такое электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн и их распространение. ЛЭП - линии электропередач.
Электромагнитное излучение.
Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Влияние их на организм. Излучение в квартире. Меры защиты от электромагнитного излучения. Степень вредного влияния сотовой связи. Телевизионная трубка. Микроволновая печь.
Питьевая вода.
Рациональное использование пресной воды. Её запасы. Загрязнение пресной воды и её влияние не организм человека. Фильтры для очистки воды.
Влажность воздуха. Роль и значение влажности.
Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Устройство и принцип работы психрометра. Измерение влажности воздуха. Значение влажности в жизни человека.
Акустический фон.
Звук. Инфразвук. Ультразвук. Влияние инфразвука и ультразвука на организм человека. Шумовые загрязнения. Уменьшение акустического фона.
Свет в доме.
Источники света. Глаз. Экологическое и безопасное освещение. Уровень освещенности.
Работа по дому с точки зрения эколога.
Уборка помещений, пылевые загрязнения, мытье окон, работа бытовой техники, сбор и вынос мусора. Экологические опасные факторы и способы защиты от них. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Проведение имитационной игры.
Защита проектов: « Экологическое жилище будущего», « Безопасный быт», « Мой дом – моя крепость».
Список литературы:
Алексеев С.В. Практическая экология для всех. М..Просвещение, 2005
Аракелян М.К., Вайнштейт Л.И. Электробезопасность в жилых зданиях. М:Энергоатомиздат,1983
Дубров А.П. Экология жилища и здоровья человека М.Просвещение, 2003
Енохович Н.И. Справочник по физике и технике М..Просвещение, 1985
Энциклопедия для детей. Экология. М..Просвещение, 2001
Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б..Физика. М:Просвещение, 2005
Перышкин А.В. Факультативный курс физики, М..Просвещение , 1980
Павлов А.П. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность – М..Гемос, 2002
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда – М.: Просвещение, 2000
Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , CD-ROM
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тезаурус
Время реакции- интервал времени от момента поступления сигнала до ответной реакции организма
Радиация-явление самопроизвольного излучения
ЛЭП- линия электропередачи
Инфракрасное излучение - электромагнитная волна вызывающая нагрев
Звук – продольная механическая волна
Шум- нерегулярные колебания, смесь многочисленных колебаний примерно одинаковой амплитуды и с самыми разнообразными частотами
Свет – видимая электромагнитная волна
Освещенность – отношение светового потока к площади освещаемой поверхности
Доза излучения – воздействие излучений на живые организмы
Поглощенная доза – отношение поглощенной энергии ионизирующего излучения к массе облучаемого вещества
Мощность дозы - величина равная отношению поглощенной дозы ко времени
Люксметр- прибор, служащий для измерения освещенности
Точка росы- температура, при которой воздух в процессе своего охлаждения становится насыщенным водяным паром.
Учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «Маметьевская ООШ»Альметьевского района
Загидуллина Людмила Васильевна
-ђЗаголовок 115