Методическая рекомендация Развитие фортепианной техники.

Методическая рекомендация
«Развитие фортепианной техники »
педагога доп. образования ДДТ№3
Черновой Н.А.


Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми произведениями; развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.
Основное условие продуктивности работы обучающегося над упражнениями – четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: стройность звучания аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и др. В старших классах – увеличение темпа, постоянно возрастают и требования к качеству исполнения. В гаммах ставятся различные задачи по динамике, артикуляции, группировке. Еще раз хочу повторить, что без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достигнуть каких-либо практических результатов в искусстве игры на фортепиано.
В то же время нельзя не предостеречь обучающегося от чрезмерного увлечения «техницизмом». Случается, при этом приходят к результатам, прямо противоположным тем, которые были бы желательны.
«Выработка техники, - писал И.Гофман в книге «Фортепианная игра», - требует много времени, а такое длительное занятие чем-то одним может привести к тому, что последнее станет господствовать над всем остальным в сознании человека».
Одна из важнейших задач, встающих перед педагогом, - это выработка у обучающегося так называемой пространственной точности пальцевого аппарата. То есть выработка у ребенка умения безошибочно, четко и «чисто» попадать пальцами именно на те клавиши, которые указаны в нотном тексте.
Прежде всего, педагог должен сосредоточиться на том, чтобы не допускать в игре обучающегося никаких неточностей, «цепляний» соседних клавиш, непопаданий на нужные клавиши. Эта, казалось бы, элементарная истина зачастую упускается педагогом из виду.
Ведущая роль в начальный период выработки основных технических умений принадлежит игре в медленном темпе. Практика показывает, что медленный темп – необходимый компонент работы пианиста, налаживания целесообразных и удобных игровых движений, точной постановки каждого пальца на требуемую клавишу, в конечном счете, выработки основных технических умений и навыков.
Каким же звуком надлежит работать над техникой в медленном темпе? Медленно и крепко, но это не значит грубо, жестко, резко, со стуком. В любом случае звук должен быть мягким, певучим, глубоким, красивым. Для этого необходимо следить, чтобы вся рука играющего, от кисти до предплечья и плечевого пояса, была свободна от мышечных напряжений. Контакт с клавиатурой – умение направить вес руки в клавишу, умение при звукоизвлечении пользоваться весом свободной руки. Свобода руки – это не расхлябанность, не распущенность. «То, что мы называем «свободой», не есть отсутствие всякого напряжения мышц, но отсутствие напряжений излишних, являющихся помехой движению» (А.Алексеев «Работа над музыкальными произведениями»). Причиной отсутствия контакта с клавиатурой: неумение или невнимание к этому вопросу.
Часто живой и подвижный ребенок, садясь за инструмент, превращается в «манекен». Не умея пользоваться весом руки и ощущая слабость пальцев, он старается преодолеть ее, сжимая руку. Чем сложнее пьесы, разучиваемые им, тем сильнее он зажимается и «приспосабливается» к неправильной игре. В медленном темпе за свободой руки следить возможно, в быстром – значительно трудней. Это еще один веский аргумент в отношении необходимости медленной игры.
Как добиться, чтобы инструмент обучающегося не звучал грубо и резко? Необходимо проследить, чтобы он не толкал пальцем клавишу, не стучал по ней. Мягко, плотно и глубоко погружать палец в клавишу так, чтобы он всегда ощущал «дно» клавиши.
Не менее важным компонентом техники пианиста является скорость. Техника предполагает способность музыканта к быстрой, беглой игре. Способность музыканта – исполнителя к беглой игре во многом является врожденной. Обучающиеся бывают более или менее одарены от природы в двигательно-техническом отношении точно так же, как бывают более или менее способны в том, что касается муз.слуха, чувства ритма. Однако – это часть дела. Быстро играет на фортепиано тот, кто умеет быстро думать в процессе игры. При игре пассажей и упражнений надо уметь четко и ясно фиксировать быстро взятые ноты. Как же этого добиться? Надо знать, что быстрота игры прямопропорциональна способности пальцев совершать наиболее экономичные, минимальные по размаху, строго выверенные движения в исполнительском процессе. Не случайно мастера фортепианной игры советуют избегать всего лишнего по части движений во время исполнения: лишних замахов пальцев, поворотов и вращений рук. Я.Флиер говорил, что во избежание звуковой неточности, надо играть максимально приближенно к клавиатуре и собранной компактной рукой.
Итак, экономичность пальцевых движений, с одной стороны, и быстрота их – с другой; на пересечении этих требований и лежит «истина» хорошей пианистической техники.
На каждом этапе перед педагогом и обучающимся стоят разные задачи. Предгаммовый период должен пройти для ребенка безболезненно, т.е. ненавязчиво включать упражнения без подкладывания 1-го пальца. Рассмотрим на примере гаммы до мажор. Начинает левая рука с 5-го пальца: до-ре-ми-фа, завершая 2-ым пальцем. Начиная тоже со 2-го пальца, подхватывает правая рука: соль-ля-си-до и вниз той же аппликатурой.
Начиная со второго класса следует играть гамму с группировкой по 4 звука. В хроматической гамме надо следить за тем, чтобы ребенок не размахивал пальцами, а играл ближе к черным клавишам. Для укрепления 2-го пальца дают следующую аппликатуру (до мажор):1-2,1-2,1-2-3,1-2,1-2,1-2 ( правая рука). Минимальное приближение пальцев к клавиатуре даст возможность сыграть быстро и четко эту гамму. Группировка в хроматической гамме по 6 звуков.
В более старших классах надо стремиться добиваться безукоризненного легато.
В аккордах задача состоит в том, чтобы прослушать все 3-4 звука, играть их глубоко, плотно и в них есть возможность поработать над «освобождением» руки, торопиться в аккордах не надо. Слушать активно и контролировать их звучание. Аккорд берется коротким энергичным толчком всей руки, пальцы «хватают» клавиши. Рука отрывается от клавиатуры. Затем пальцы «ложатся» на клавиши следующего аккорда. Маленьким пианистам сложно «охватить» на первых порах сразу 3 звука и сыграть 3 клавиши одновременно, поэтому я даю такое упражнение (до мажор): до-ми играем одновременно 1-3 пальцами, а соль прибавляем потом 5 пальцем, укрепляя его и только после этого пытаемся исполнить весь аккорд целиком. И таким же образом переходим к следующему аккорду.
Работа над техникой – умственный процесс. Всякой технической работе должно предшествовать уяснение, осознание музыкально-художественных задач. В отношении этюдов и гамм музыкально-эстетические задачи касаются качества звука, ровности звучания, тембра звука, темпа.
Качество звука: полный или поверхностный, мягкий – резкий.
Ровность звучания: равномерность чередования звуков во времени и силе. Ровность во времени – звуки пассажей равны между собой по их фактической длительности. Ровность по силе звука – динамическая ровность.
Требования в технической работе:
1.сознательная постановка звуковых задач
2.тщательнеший звуковой контроль
3.учить небольшие отрывки (соединение 2-х аккордов, отрезок пассажа)
4.услышать ошибку, осознать её и исправить.
Основная цель – обучение самостоятельным, рациональным методам работы.




15