О дизартрии.

О дизартрии.

Дизартрия - это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы. Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию. Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью из того же вертебробазилярного бассейна.
Причины: поражение внутриутробное, природовое, в раннем детстве. Анамнез отягощенный, неблагоприятный. Токсикоз, токсоплазмоз, алкоголизм, наркомания, бесконтрольное использование медикаментов. Асфиксия, щипцы, затяжные роды. Инфекции в раннем возрасте, травмы, инфекционные заболевания малыша, черепно-мозговые травмы, нейроинфекционные заболевания (менингит, энцефалит).
Патогенез:
Раннее развитие отстает от нормы – проявляется в развитии статодинамических функций (поздно держит голову, поздно садится, ходит и т.д.).
Эти дети неспокойны, отказываются от грудного вскармливания, во время кормления мама отмечает у ребенка неплотное смыкание губ, вялость сосания, срыгивание. Ребенок часто плачет, расторможен, беспокоен. У детей движения неловкие, не формируются двигательные навыки по возрасту. Задержка в речевом развитии (лепет однообразный, монотонный, фраза поздно - 2,5 г).
Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений
Классификаций несколько:
1 классификация - учитывает место локализации поражения ЦНС (клиническая): корковая, подкорковая, псевдобульбарная, бульбарная, мозжечковая.
2 классификация - учитывает степень поражения ЦНС (степень тяжести симптоматики):
4 степень – анартрия – практическое отсутствие речи, непонятна даже близким людям, речевая коммуникация отсутствует, самая тяжелая форма дизартрии, когда речь практически отсутствует из-за паралича речедвигательных мышц, чаще всего анартрия при бульбарной форме дизартрии;
3 – тяжелая степень - речь недоразвита, грубо нарушена, мало разборчива. Речевая коммуникация затруднена;
2 – средняя степень тяжести - речь характеризуется заметными дефектами звуков, но при этом понятна для окружающих, коммуникация осуществляется свободно;
1 – легкая форма дизартрии – симптоматика носит стертый, смазанный характер и не выступает в полном объеме.
3 классификация - учитывает структуру речевого дефекта (психолого-педагогическая классификация, проф Левина).
1группа - Просодические расстройства речи (интонация, громкость, тембральная окраска, может быть легкий носовой оттенок, правильное звукопроизношение). Речь смазанная.
2 группа – Просодические расстройства и фонетическое недоразвитие речи (фнр) - страдает звукопроизношение.
3 группа – Расстройства просодической стороны речи + ФФНР
4 группа - Расстройства просодической стороны речи + ОНР.
Структура речевого дефекта определяется тяжестью неврологической симптоматики, сроком и качеством проведенного лечения, а также интеллектуальной сохранностью ребенка.
Коррекционная работа должна носить комплексный характер:
Лечение у невропатолога
Массаж (неоднократно)
Электрофорез с лекарственными препаратами
Иглорефлексотерапия
Логопедическое воздействие
Как записывать заключение? В заключении надо занести все три классификации.
Корковая дизартрия – легкая форма, ффн:
Ds: Ффнр, обусловленное. корковой дизартрией.
Подкорковая дизартрия, может быть анартрия, дизартрия, легкая форма. Просодические нарушения, фнр, ффнр, онр.
Ds: Общее недоразвитие речи,обусловленное. подкорковой анатрией.
При псевдобульбарной дизартрии может быть всё. Например, фонетико – фонематическое недоразвитие, обусловленное псевдобульбарной дизартрией.
При бульбарной дизартрии бывает анартрия и дизартрия, общее недоразвитие речи, легкой формы нет.
При мозжечковой может быть. анартрия, дизартрия, фонетическое недоразвитие речи, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.
Псевдобульбарная дизартрия - наиболее часто встречающаяся форма. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Произношение у таких детей нарушено вследствие недостаточно четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу. Недостатки произношения оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей с легкой степенью дизартрии испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков (т-д, ч-ц и др.). Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны речи.
Дети со средней степенью дизартрии составляют наиболее многочисленную группу. Для них характерна амимичность: ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Следствием нарушения функции артикуляционного аппарата является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень невнятная, смазанная, тихая. Характерна нечеткая из-за малоподвижности губ, языка артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки " a" и "у" недостаточно четкие, звуки "и" и "ы" обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно, как носовой выдох с неприятным "хлюпающим" призвуком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается очень слабо. Чаще звонкие согласные заменяются глухими. Нередко звуки в конце слова и в сочетаниях согласных опускаются. В результате речь детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией, оказывается настолько непонятной, что они предпочитают отмалчиваться. Наряду с обычно поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство резко ограничивает для ребенка опыт речевого общения. Дети с подобным нарушением не могут успешно обучаться в общеобразовательной школе – специальные школы V вида.
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии - анартрия - характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам. Слоговая структура не нарушена.. Сложным для ребенка является произнесение стечений согласных: в этом случае выпадает один согласный (белка - "бека") или оба (змея - "ия"). Вследствие моторной трудности переключения от одного слога к другому встречаются случаи уподобления слогов (посуда - "посюся", ножницы - "носисы"). Нарушение моторики артикуляционного аппарата приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствие четкого кинестетического образа звука приводят к заметным трудностям при овладении звуковым анализом. В зависимости от степени речедвигательного нарушения наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе. Большинство специальных проб, выявляющих уровень звукового анализа, детям-дизартрикам недоступно. Они не могут правильно отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук, придумать слово, содержащее определенный звук, проанализировать звуковой состав слова. Например, двенадцатилетний ребенок, три года проучившийся в массовой школе, отвечая на вопрос, какие звуки в словах полка, кот, называет п, а, к, а; к, а, т, а. При выполнении задания отобрать картинки, названия которых содержат звук б, мальчик откладывает банку, барабан, подушку, платок, пилу, белку. Дети с более сохранившимся произношением допускают меньше ошибок, например отбирают на звук "с" следующие картинки: сумку, осу, самолет, шар. Детям, страдающим анартрией, такие формы звукового анализа недоступны.
15