Доклад на тему Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС .
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В.А.Сухомлинский
Если обратиться к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, то можно прочитать следующее: «нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; духовность-свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.» . Казалось бы, эти понятия появились не сейчас, но самой актуальной задачей на сегодняшний день остаётся воспитание в ребёнке человечности, доброты, бережного отношения ко всему живому. Так как без этих главных ценностей нельзя сформировать духовно- нравственную личность.
В настоящее время весь мир переживает один из непростых периодов. Материальные ценности явно преобладают над духовными, поэтому подрастающее поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Для реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста, в нашем классе, на протяжении пяти лет проводилась работа и на уроках, и на занятиях во внеурочной деятельности и на классных часах.
В 1 классе на уроках, на классных часах и во время внеурочной деятельности, проводились беседы и работа над такими темами, как: «Здравствуй школа», «Правила поведения в школе», «Что такое доброта», «Трудиться - всегда пригодиться», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Моя семья», «Моя малая Родина», «Я гражданин России» и т. д.
Во 2 и 3 классах: «Все мы дружная семья», «Все мы разные, но все мы равные», «С детства дружбой дорожи», «Профессии наших родителей», «Я и моё имя», «Название моего села», «Моя любимая книга», «Мир моих увлечений» , « Я и природа» и т. д.
В 4 классе, так же проводились беседы и классные часы на темы: «Воспитай себя », « Добрым быть совсем не просто », «Мир человеческих чувств», «Россия- Родина моя! », « Мир профессий », « Край любимый, край родной», «Труд и воспитание характера», «Что значит быть полезным людям» и т. д. Дети готовили небольшие доклады по данным темам. Делали рисунки. Обсуждали и решали поставленные перед ними проблемы. Делали свои выводы .
К концу четвёртого класса обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации проведённой работы фиксируется в портрете выпускника:
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Школа – это мастерская , где
формируется мысль подрастающего
поколения, надо крепко держать её в
руках, если не хочешь выпустить из
рук будущее.
Народная мудрость.