Доклад «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната»


В.А. Сухомлинский отмечал:
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на развитие ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Слово воспитателя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка.
В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.
Целью духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Важное место по формированию ценностных ориентиров духовно-нравственного развития и воспитания отводится внеурочной деятельности. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному образованию, призванная компенсировать недостатки работы с детьми.
Школа после уроков становится миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Практические и научные исследования, проведенные учёными в различных регионах России, свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. При воспитании ребёнка с ОВЗ следует учитывать, что у него имеются и биологически ущербные особенности, и социальные возможности формирования положительных свойств, которые в сложном сочетании составляют основу его личности. Роль последних особенно велика и значима. Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребёнка, воспитанники получают запас необходимых представлений и убеждений.
Уважительное и требовательное отношение к воспитаннику, о котором говорил А. С. Макаренко, в работе с нашими детьми означает, прежде всего, важность подхода к каждому из них с оптимистической гипотезой, с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у ребёнка положительных качеств. Важно учитывать индивидуально- личностные особенности каждого воспитанника и на основе этих данных намечать как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к ребёнку.
Для учащихся в начальной школе еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, дидактические игры и т.д. приобретает особое значение.
До самоподготовки организовываются прогулки, подвижные и спортивные игры, а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия) . В своей работе я использую такие виды внеурочной деятельности:
Игровые
Познавательные
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность
Художественное творчество
Социальное творчество
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Формы работы с детьми, которые я использую это:
беседы,
игры нравственного и духовно-нравственного содержания,
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей,
проведение совместных праздников,
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения,
экскурсии, целевые прогулки , детская благотворительность,
тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия),
организация выставок (совместная деятельность детей и педагогов),
постановка сказок духовно - нравственного содержания,
творческие вечера,
организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
Наши воспитанники испытывают большое доверие к педагогу. Для них слова воспитателя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно­нравственного развития и воспитания последних.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями »
Закончить свой доклад хотелось бы народной мудростью:
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
Список использованной литературы:
1.Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006. 7.
2.Селевко Г.К. Самосовершенствование личности - М: Народное образование, 2001. 8.
3.Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М.: «Педагогический поиск», 2001.
4.Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
5.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2010, 223 с.
6.Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.
7.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Нач. школа. - 2005 - №11 - с. 68-71
8.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12
9.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
Доклад «Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната»
Воспитатель: Волжанкина Т.Н.

2015г.