РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
7А класс
Учитель: Муравешкина Анастасия Анатольевна
Пояснительная записка
Общая характеристика .В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являет нам литературное чтение.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Кружок «Дела давно минувших дней» способствует расширению читательского пространства у обучающихся 7 класса, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанию культурного читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития обучающегося, а также духовно-нравственного и этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели :формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по обогащению читательского опыта школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применение их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Занятия проводятся один раз в неделю. 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возкультуросообразность (познание лучших объектов культуры, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника).
Содержание программы кружка «Дела давно минувших дней» создаёт возможность для воспитания культурного, грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память внимание, воображение.
Программа кружка — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружка поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива.
В результате освоения программы кружка «»Дела давно минувших дней формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, оказывая взаимопомощь и взаимную поддержку;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты одноклассников, проявляя уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в диалогическом общении со сверстниками, родителями , учителем и другими значимыми взрослыми о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, сценариях, спектаклях;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
уважительно относиться к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
Содержание программы
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Рукописная книга. Проект «Создание рукописной летописи класса».
Бэби-клуб (ОДБ). Экскурсия по библиостране.( Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка). Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Бэби-клуб (ОДБ). По дорогам сказочников. Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Конкурс «Я- сказочник».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Бэби-клуб.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Бэби-клуб.Вятские поэты.
Проект «Краски и звуки стихов о природе».
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Бэби-клуб.Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работав группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Мини-сценки по рассказам Л.Н.Толстого для детей
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Художники-оформители книг о животных.
Бэби-клуб.Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Исследование «Животные – помощники человека»
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сбор-
ник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Бэби-клуб (ОДБ).Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. СетонТомпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Практ.деятельность «Перевод английских песенок на русский язык»
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги,
иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Бэби-клуб.Работа в читальном зале.
Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять
углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда»,
«Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Бэби-клуб.Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или
журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журнал.
Календарно-тематический план
№ Тема Вид занятий
(форма, метод) Содержание
1. «Что я читал летом».
Проектная деятельность. Защита читательских дневников.
2. Былины, легенды, сказы. Чтение и рассматривание. Составление каталога. Книги-сборники былин, легенд, сказов.
3. Первые книги. Библия. Летописи. Рукописные книги. Проект. Детская библия. Создание
«Рукописной летописи класса»
4. Бэби-клуб . Культура читателя.
Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
ОДБ Экскурсия по библиостране. ( Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал.)
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка). 5. По дорогам сказок.
Рассматривание и сравнение книг. Волшебные сказки. (народные и литературные).Конкурс «Я- сказочник»
6. «Лучшие сказки 20-века». Презентация
Книг. Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
7. Сказки с загадками Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы» Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). 8. Книги-сборники басен И.Крылова Коллективная работа. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
9. Басни с бродячими сюжетами. Русские баснописцы И.Хемницер,А.Измайлов, И.Дмитриев Исследование. Работа в группах. Поиск басен,подготовка к конкурсу чтецов.
Конкурс чтецов.
10. Басни впрозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Работа в группах.
Басни Эзопа и Л.Н. Толстого Инсценирование басен Л.Н.Толстого.
11. «Родные поэты» Устный журнал. Стихи русских поэтов о родной природе в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов.
12. «Краски и звуки стихов о природе». Практическая работа. Игра «Лего-чтение» Моделирование стихов.
13. Бэби-клуб. «Вятские поэты».
« День новой книги».
ОДБ Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста. Знакомство с поэзией Вятского края.
14. Книги Л.Н. Толстого.
Работа в группах Работа с каталогом, составление выставки книг. Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
15. «Сказки Л.Н.Толстого» и «Сказки в обработке Л.Н.Толстого» Работа в группах. Проектная деятельность. Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.
16. Рассказы Л.Н.Толстого для детей. Работа в группах. Разыгрывание мини сценок по рассказам Л.Н.Толстого для детей.
17. Животные – герои детской литературы. Работа в группах. Книги-сборники о животных. Знакомство с оформлением книг о животных. . Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
18,19 Животные-помощники человека. Исследование. Работа в группах. Животные на службе у человека. Художники-иллюстраторы книг о животных.
20, 21
Бэби-клуб.
Реклама книги Знакомство с книгой-легендой энциклопедией А.Брема «Жизнь животных»
22,23 Книги о детях. Работа в парах,группах. Дети — герои книг. Типы книг. Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии)
24. «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках . Литературная игра. Произведения о детях А.Гайдара, Л. Пантелеева, В.Драгунского.
25. Книги зарубежных писателей.
Практическая работа. Составление каталога книг зарубежных писателей для детей.
26. Библиографические справочники. Работа в группах. Отбор информации о зарубежных писателях.
27. Переводчики книг.
С.Я.Маршак Практическая деятельность. (совместное занятие с кружком «Занимательный английский) Перевод английских песенок на русский язык.
28. Книги о детях войны. Чтение, слушание отдельных глав, обсуждение содержания. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
29. Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны
рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
30 Детские газеты и журналы.
ИКТ История создания журнала «Мурзилка» и др. Электронные периодические издания:«Детская газета», журнал«Антошка».
31. Современные детские журналы и газеты. Творческая деятельность Подготовить рекламу журнала по мини-группам.
32,33. Фотоконкурс «Я читаю!»
Создание классной газеты «Книгочей». Фотоконкурс. Творческая деятельность. Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.
34. Бэби-клуб. Книги бывают разные.
Урок-игра. Итоговое «Я – читатель».
Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?».
Словарь книгочея.
Резерв Итого Список литературы:
Сборники литературных произведений
Конспекты
Использование интернет- ресурсов
Мониторинговая карта
Критерии Показатели Инструментарий
(диагностические средства) Сроки проведения
Личностные результаты
Формирование основ гражданской идентичности
Нравственный выбор
Воспитательные результаты
1 уровень
Начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения
2 уровень
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии
3 уровень
Формирование устойчивой личностно-ориентированной позиции в вопросах общечеловеческих ценностей, позитивного отношения к жизни, доверия людям.
Анкета "Что мы читаем"
"Размышление о жизненном опыте"
писателей и поэтов
Методика анализа и оценки уровня начитанности Сентябрь
Ноябрь
Апрель
Регулятивные универсальные учебные действия Планирование и анализ пути достижения цели Ведение дневника достижений В течение года
Коммуникативные универсальные учебные действия Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Устанавливать и сравнивать различные точки зрения Участие в общешкольных мероприятиях В течение года
Познавательные универсальные учебные действия Осуществлять расширенные поиск информации;
Строить логические суждения Умение использовать интернет- ресурсы Декабрь