Ролевая игра по антикоррупционному воспитанию «Почем нынче Ёлки»
Ролевая игра по антикоррупционному воспитанию
«Почем нынче Ёлки»
Подготовила и провела:
учитель математики
МБОУ «Подюжская СШ им. В.А. Абрамова»
Тухватчина Наталья Михайловна
Цели:
Помочь учащимся увидеть недостатки, присущие любой государственной власти (стремление к усилению контроля, расширение сфер влияния, увеличение количества чиновников, коррупции).
Помочь учащимся осмыслить прямой и косвенный вред коррупции.
Найти способы борьбы с коррупцией и излишней властью государственных чиновников и сравнить их эффективность.
Требуемые материалы:
- листы бумаги
- ножницы, степлер
- фломастеры, маркеры, цветные карандаши
- пластилин или тесто для лепки
- ветки елок, скотч
- фантики от конфет
Ход занятия
Условия игры:
Учащиеся делятся на несколько групп-фирм, которые будут заниматься производством товара.
Первая «фирма»: производит игрушки из бумаги (оригами)
Вторая «фирма»: производит блокноты для записей
Третья «фирма»: производит кондитерские изделия (пряники, пирожные, печенье)
Четвертая «фирма»: производит новогодние ёлки
Выбрать несколько человек (3-4 чел.), которые будут чиновниками, выполняющими роль контролеров над этими фирмами.
Функции контролеров:
Отслеживание качества сырья (бумаги), из которых «производится товар»
Оценка аккуратности при изготовлении (точность и аккуратность линий отреза), надписей или рисунков; или один из этапов производства (нарушение технологии)
Отслеживание уровня загрязнения окружающей среды (лежащий на столе и тем более, упавший со стола мусор);
Отслеживание уровня шумов при работе предприятия, беспокоящего жителей населенного пункта.
Оценка уровня безопасности условий работы (оставленные на столе раскрытые ножницы, незакрытый колпачком фломастер, передача ножниц друг другу лезвиями вперед).
Втайне от работников компаний объясняем контролерам, что они должны быть максимально придирчивыми при проверке всех компаний, кроме одной, которая очень нравится учителю и с которой он установил «особые отношения» (фирма, производящая новогодние ёлки). Причем у этой компании, самые высокие затраты на производство.
Вначале игры вместе с учащимися обсуждаем «требования качества» товара, т.е. как он должен выглядеть, требования к «технологии производства», т.е. какие этапы производства проходит каждый товар, воздействие на экологию. Все сообща выработанные требования записываем на доске.
В каждой группе должны быть определены должности директора (его все слушаются безоговорочно) и бухгалтера (он рассчитывает доходы и расходы).
Разрешаем участникам игры самим выбрать, сколько и какой инструмент (ножницы, маркеры, ручки) производства им необходим.
Вначале каждая «фирма» получает начальный капитал (например 1000 рублей - записываем в «приход»), который в ходе игры преумножит или потеряет.
Нарушение технологии наказывается штрафом (100 руб.), который должен записываться в графу «Прочие расходы» и учитываться при расчете затрат.
Некачественная продукция, не прошедшая контроль, не поступает в продажу и не приносит выручки, но учитывается в затратах.
После завершения периода дайте время компаниям сдать готовую продукцию контролерам (по-прежнему, максимально строго ко всем, кроме одной компании) и провести расчет финансовых результатов деятельности.
Вероятно, во время работы фабрики ученики, даже если заметят, все-таки не успеют начать возмущаться, что одна из компаний пользуется «льготами». По окончании периода объясните им, что в реальной жизни заметить это практически невозможно, т.к. компании расположены далеко друг от друга и приход или не приход проверяющих отследить очень трудно.
Попросите остальные компании подсчитать, какой убыток принесло им такое «пристрастное» отношение со стороны чиновников
15