«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях разновозрастной группы».
СКО школа – интернат
III – IV вида.
«Психолого-педагогическое
сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях разновозрастной группы».
Зинова И. В.
г. Липецк
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности ее внутренние ресурсы и саморазвитие.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика , его индивидуальные возможности , способности и интересы .
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье.
В 1979 г. ВОЗ был введен термин психическое здоровье(mental health). Его можно определить как состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой путь в микро- и макросоциальной среде. Другими словами, психическое здоровье - это состояние полного душевного, физического и социального благополучия личности. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустируется эмоциональная сфера, т. е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
Тревожность- это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в виде ожидания неблагоприятного развития событий. Тревога может выражаться в ощущении беспомощности, бессилии перед внешними факторами, преувеличение их влияния и угрожающего характера.
У детей с нарушением зрения чувство тревожности возникает из-за неуверенности в себе, в своих возможностях. Им не хватает душевного психологического комфорта.
Тифлопсихологами отмечается тот факт, что дефекты зрения могут приводить к развитию негативных черт характера, таких как негативизм, внушаемость, ленивость, конформность и другие. Однако при правильной организации воспитания слабовидящего ребенка формирование позитивных свойств личности, мотивации общения оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.
Современные тифлопсихологи изучая особенности развития слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное специально организованное воспитание и обучение детей с нарушением зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу.
Таким образом, требуется целенаправленная коррекционная работа с подростками с повышенным уровнем тревожности, что предполагает развитие рефлексии, т. е. самопознание внутренних психических актов и состояний, формирование устойчивой положительной самооценки, формирование психических качеств с позиции их ценности для адаптации в обществе зрячих, для создания самостоятельности и независимости.
Воспитатель должен решать сложные задачи: ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между взрослым и детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.
Подростки имеют ярко выраженную потребность в общении. Референтной для них становится группа сверстников, поэтому проблемы взаимоотношений со сверстниками превращаются в самые насущные, к ним прибавляются еще и конфликтные ситуации с родителями, педагогами, сверстниками.
Нарушение зрения мешает приобретать навыки межличностного общения, навыки поведения в стрессовых ситуациях.
Отсутствие необходимых навыков общения: понимать и принимать позицию другого человека, умение говорить о своих конкретных переживаниях, эти качества воспитываются в условии разновозрастной подростковой группы.
Члены группы, будучи связаны общей деятельностью, взаимодействуют друг с другом, оказываются включенными в систему объективных отношений, отражением которых являются субъективные межличностные отношения.
Взаимоотношения в подростковом возрасте имеют свою специфику. На данном этапе социального вызревания личности происходит изменение отношений к людям, к себе. Происходящая переоценка авторитетов ведет к активному поиску референтных лиц, к избирательному вниманию по отношению к людям. Общение со сверстниками становится ведущим, а общение с родителями и учителями отходит на второй план.
Воспитателю чаще всего приходится иметь дело с дезадаптированными личностями. Как правило, дезадаптация возникает у детей со слабым типом нервной системы или ослабленным здоровьем: еще одной распространенной причиной являются конфликты с близким окружением в социальной среде. В основе дезадаптации лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении, например агрессии.
Анализ агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии. В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие- либо чувства.
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В. А. Сухомлинский: « Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков»
Узость общения в школе-интернате требует необходимости специальных занятий по развитию навыков общения, организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, как одного из путей профилактики нарушений социально-психологической адаптации.
Решению этих задач призвана помочь программа воспитательной работы: «Психолого-педагогическое сопровождение детей разновозрастной группы в условиях личностно-деятельностного подхода».
Цель этой программы:
- создание условий для развития у каждого воспитанника умений и навыков работы в разновозрастной группе;
- развитие эмпатии, как неотъемлемой части формирования личности, воспитание у учащихся культуры межличностных отношений;
- помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
Для современной психологии характерно то, что она, стремясь сделать общение (даже конфликтное общение) более человечным идет не только путем разъяснений и аппеляции, к чувству добра, но и пытается помочь людям методами практического тренинга.
К сегодняшнему дню отработаны разнообразные формы психологической коррекции межличностных отношений, и это, прежде всего, - специальные групповые занятия.
В рамках своей программы я использую циклы социально-психологических тренингов. Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.
В работе тренинговой группы всегда присутствуют два плана, две стороны: содержательная и личностная.
Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга:
- исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
- улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
- изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;
- развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности. Для создания такой атмосферы я использую «психогимнастику».
Понятием «психогимнастика» обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Эти упражнения решают следующие задачи:
- уменьшить напряжение детей в группе;
-развитие внимания;
- сокращение эмоциональной дистанции между детьми в группе;
- формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные
состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение
других детей.
Структуру каждого занятия образуют:
Упражнения на создание работоспособности.
Упражнения содержательного плана.
Упражнения для получения личностной обратной связи.
Упражнения, которые воздействуют на состояние группы как целого и на каждого подростка в отдельности.
Независимо от темы работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого создать атмосферу открытости доверия, эмоциональной свободы, позволяющих успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Это такие упражнения как: «Свой способ приветствия», «Будь внимателен», «Изобрази животное», «Передай действие» и другие.
Упражнения, направленные на содержательную сторону работы.
Упражнения дают возможность потренироваться в использовании тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения. Они направлены на обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности; на установлении контакта в общении, осознание различных видов мотивов межличностных отношений. ( «Невербальное общение», «Я прошу у вас прощения», «Просьба» и другие).
Упражнения для получения личностной обратной связи.
Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Позитивная обратная связь - хорошее средство стабилизации и повышения самооценки подростков, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе. Это упражнения: «Передвижения», «Молчаливые пары», «Описания», «Молчащее и говорящее зеркало» и другие.
Также в своей работе я использую игры и игровые упражнения, развивающие психические качества личности воспитанников. Игры на развитие внимания: «Пол, нос, потолок», «Обойди спиной», «Три дела одновременно», «Выполни в темноте», «Пишем по воздуху», «В алфавитном порядке», «Узнай по голосам» и другие. Игры на развитие наблюдательности: «Чего не хватает?», «Светофор», «Три движения», «Напиши в темноте», «Попади в темноте». Игры на развитие памяти: «На ком оборвется?», «Увидел, услышал - запомни», «Цвет и форма», «Вспомни, не глядя» и др. Игры на развитие реакции и координации: «Вращай одновременно», «Делай одновременно», «Яблоня», «Ищи - найдешь», «Водолазы» и др. Игры на развитие воображения: «Иди сюда», «Изобрази без предмета», «Артисты пантомимы». Игры на развитие фантазии: «В природе этого нет», «Новейшая реклама».
Не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый процесс. В своей работе в качестве методов изучения личности применяю:
- наблюдение;
- беседу;
- анализ продуктов творческой деятельности (рисунки, чертежи и т. п.);
- анкеты и тексты.
Также я использую психодиагностические методики: «Выявление уровня тревожности у подростков», «Опросник Айзенка» и др.
15