КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2015 /2016 учебный год по дисциплине (ОП. 03) «Анатомия и физиология человека» специальности 31.02.01 Лечебное дело


краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»


Рассмотрен на заседании ЦМК
Протокол №____
от «___» ___________ 20____г.
Председатель ЦМК
_____________ /_________



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2015 /2016 учебный год

Преподаватель: Нижегородцева О.А.
по дисциплине (ОПД. 03) «Анатомия и физиология человека»
специальности 31.02.01 Лечебное дело
курс I
группа 111, 112



Составлен в соответствии с рабочей программой «Анатомия и физиология человека», утвержденной МС КГБПОУ ММТ,
протокол № от _____________ 201__ г.

Количество часов по учебному плану (максимальное): 327
Из них всего: 327
Аудиторные занятия: 218
Практические занятия: 132
Самостоятельная работа: 109


I семестр
Теоретические занятия

Номер занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Формируемые компетенции
Содержание материала
Домашнее задание

Раздел 1. Анатомия и физиология как основные естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека

1

Анатомия и физиология как науки.
Человек как предмет изучения анатомии
и физиологии


2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Cодержание учебного материала
1. Взаимодействие организма человека с внешней средой.
2. Роль внутренней среды в превращении потребностей клеток в потребности целого организма.
3. Предмет анатомии и физиологии, их взаимная связь и место в составе общепрофессиональных дисциплин.
4. Взаимосвязь структуры органов и тканей и функции организма.
5. Понятия: норма, аномалия, жизнь и здоровье.
6. Многоуровневость организма человека.
7. Части тела человека.
8. Полости тела.
9. Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле.
10. Основные анатомические термины.
11. Предмет изучения физиологии, основные физиологические термины.
12. Морфологические типы конституции.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии.

2
Тема 2.1.
Основы цитологии
Клетка

ОК 1-6
ОК 8
ОК 11
ПК 1.1-1.3
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.3
Содержание учебного материала
1. Определение клетки.
2. Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, органеллы, включения
2. Химический состав клетки. Роль минеральных и органических веществ в клетке
3. Обмен веществ, энергии в клетке, жизненный цикл клетки
4. Дифференцировка, рост и размножение клеток
5. Функции клетки.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

3

Основы гистологии.
Эпителиальная и соединительная ткани.



2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Cодержание учебного материала
1. Ткань – определение, классификация, функциональные различия.
2. Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции строение. Классификация покровного эпителия – однослойный, многослойный, переходный.
3. Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация.
4. Строение соединительной ткани. Функции клеток соединительной ткани (фибробластов, макрофагов, тканевых базофилов, тучных клеток, плазматических клеток, липоцитов, ретикулярных клеток, адвентициальных клеток, пигментных клеток).
5. Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме.
6. Костная ткань, расположение, строение, функции.
7. Жидкие соединительные ткани.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

4

Мышечные и нервная ткани. Физиология тканей. Орган и системы органов.


2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Cодержание учебного материала
1. Мышечная ткань – сократимость, функции, виды – гладкая, исчерченная скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань – расположение, функции, структурно-функциональная единица. Исчерченная скелетная мышечная ткань, функциональные особенности. Сердечная мышечная ткань, кардиомиоцит, функциональные особенности.
2. Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов – униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные, центральные, периферические, чувствительные, эффекторные – двигательные соматические и вегетативные, секреторные, промежуточные. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы
3. Определение органа. Системы органов

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 3. Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. Миология

5

Остеоартросиндесмология.
Виды соединения
костей.

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Определение процесса движения.
Структуры организма, осуществляющие процесс движения.
Объем движений в суставах.
Пассивная и активная части опорно-двигательного аппарата.
Виды костей. Строение кости как органа.
Рост кости в длину и толщину.
Виды соединения костей.
Строение и виды суставов, их классификация.
Виды движений в суставах
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

6

Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Анатомо-физиологические особенности строения костей черепа в разные периоды жизни человека.
Череп в целом, отделы черепа и кости их образующие.
Соединения костей черепа.
Половые различия черепа.
Строение родничков черепа новорожденного, сроки закрытия родничков.
Стенки глазницы, полость носа, полость рта. Особенности строения в разные возрастные периоды.
Значение для диагностики заболеваний и организации лечебных мероприятий в практике фельдшера.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

7

Анатомо - функциональные особенности скелета туловища.

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Структурные образования, составляющие скелет туловища.
Позвоночник, отделы, изгибы. Строение тел позвонков в шейном, грудном, крестцовом отделах, строение копчика, Особенности соединения.
Грудная клетка, особенности строения в различные возрастные периоды, апертуры. Строение грудины, ребер, их соединение. Соединение ребер с позвоночником.
Ориентировочные линии тела.
Значение для диагностики, лечения и профилактики нарушений осанки в разные возрастные периоды.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

8

Анатомо-функциональные особенности скелета верхних
конечностей

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Принцип рычага в работе суставов конечностей.
Отделы скелета верхних конечностей.
Строение костей плечевого пояса.
Особенности строения костей верхних конечностей в разные возрастные периоды жизни человека.
Соединения костей верхних конечностей, движения в них.
Типичные места переломов конечностей.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

9

Анатомо-функциональные особенности скелета нижних
конечностей

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Принцип рычага в работе суставов конечностей.
Отделы скелета нижних конечностей.
Строение костей пояса нижних конечностей.
Строение тазового пояса, половые отличия строения таза, размеры женского таза. Способы его измерения.
Особенности строения костей нижних конечностей в разные возрастные периоды жизни человека
Соединения костей нижних конечностей, движения в них.
Типичные места переломов конечностей.
Особенности переломов костей нижних конечностей в детском и старческом возрасте.
9. Значение для диагностики, организации лечебных и профилактических мероприятий.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

10

Общие вопросы
миологии.
Физиологические свойства мышц.

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы в разные возрастные периоды жизни человека.
Микроскопическое строение мышечного волокна.
Саркомер; механизм сокращения миофибрилл, саркомера, мышечного волокна, мышцы.
Мышца как орган. Строение. Вспомогательный аппарат мышц.
Расположение и значение скелетных мышц, мышечные группы.
Виды мышц по форме, функции.
Виды мышечного сокращения, утомление и отдых мышц.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

11
Мышцы головы
и шеи


ОК 5
ОК6
1. Жевательные мышцы, точки начала и прикрепления, функции.
2. Мимические мышцы, точки начала и прикрепления, функции.
3. Мышцы шеи, точки начала и прикрепления, функции.
4. Пальпация мышц шеи. Значение в диагностике заболеваний костно-мышечных и нервных образований шеи.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

12

Мышцы туловища
2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Топографические образования туловища: области спины, груди, живота, пупочное кольцо, паховый канал.
Мышцы спины (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления).
Мышцы груди (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления).
Мышцы живота (группы, топография, названия, функции, места начала и прикрепления).
Диафрагма (части, отверстия, функции).

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

13

Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности

2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Топографические образования верхних конечностей.
Мышцы плечевого пояса (названия, функции, места начала и прикрепления).
Мышцы свободной верхней конечностей (группы, названия, функции, места начала и прикрепления).
Определение тонуса мышц верхних конечностей. Определение мышечной силы верхних конечностей при помощи динамометра. Значение в диагностике и лечении заболеваний, организации реабилитационного периода. Принципы иммобилизации.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

14
Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности

2 ч
ОК 5
ОК6
1. Топографические образования нижних конечностей.
2. Мышцы тазового пояса (группы, названия, функции, места начала и прикрепления).
3. Мышцы свободной нижней конечностей (названия, функции, места начала и прикрепления).
4. Определение тонуса мышц нижних конечностей. Значение в диагностике и лечении заболеваний, организации реабилитационного периода. Принципы иммобилизации.



Раздел. Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма.


15

Анатомо-физиологические
особенности
нервной системы.
Классификация нервной системы.
Спинной мозг


2 ч
ОК 5
ОК6
Содержание учебного материала
Классификация нервной системы.
Общие принципы строения нервной системы.
Виды нейронов.
Виды нервных волокон, нервы – строение, виды.
Синапс, понятие, виды.
Расположение и строение спинного мозга, его функции.
Оболочки спинного мозга.
Понятие сегмента спинного мозга.
Проводящие пути спинного мозга.
Основные центры спинного мозга.
Рефлекс – понятие, виды, рефлексы спинного мозга. Рефлекторные дуги.
Критерии оценки деятельности нервной системы

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

16

Головной мозг.
Ствол мозга: продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг

2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Содержание учебного материала
1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы в разные возрастные периоды жизни человека.
2.Головной мозг – расположение, отделы.
3.Ствол головного мозга.
4.Продолговатый мозг, строение, расположение, центры, функции.
5.Ретикулярная формация, понятие, расположение, функции
6.Мост – строение, расположение, функции, центры.
7.Мозжечок, строение, расположение, центры.
8.Средний мозг. Ножки мозга, строение, расположение, центры.
9.Четверохолмие, строение, расположение, центры, функции.
10.Промежуточный мозг, строение, расположение, центры, функции.
11.Проводящие пути головного мозга.
12.Оболочки головного мозга, межоболочечные пространства.
13.Ликвор – образование, состав, функции.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

17

Функциональная анатомия конечного мозга.

2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Содержание учебного материала
Послойное строение коры головного мозга.
Роль коры в удовлетворении потребностей организма.
Взаимоотношения пирамидной и экстрапирамидной систем.
Принцип конечного общего пути двигательных проводящих путей.
Биоритмы мозга, стадии сна.
Конечный мозг, строение.
Базальные ядра их значение.
Проекционные зоны коры головного мозга.
Лимбическая система, структуры, расположение, функции.
Структуры, осуществляющие психическую деятельность.
Физиологические свойства коры.
Условный рефлекс, виды, торможение условного рефлекса.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

18

Периферическая нервная система.
Особенности черепных нервов

2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Содержание учебного материала
Структуры периферической нервной системы.
Значение периферической нервной системы в передаче информации.
Количество и название черепных нервов.
Функциональные виды черепных нервов.
Области иннервации 12 пар черепных нервов.
Название, место образования, место выхода из мозга, полости черепа.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

19
Периферическая нервная система. Спинномозговые
нервы.

2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Содержание учебного материала
Структуры периферической нервной системы.
Строение спинномозговых нервов, их количество.
Ветви спинномозгового нерва.
Сплетения передних ветвей спинномозговых нервов, нервы, зоны иннервации.
Строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов.



20
Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы.
Анатомо-физиологические
особенности
высшей нервной
деятельности

2 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Содержание учебного материала
Механизм трофического влияния вегетативной нервной системы.
Отличия вегетативной нервной системы от соматической.
Области иннервации и функции вегетативной нервной системы.
Классификация вегетативной нервной системы.
Общая характеристика вегетативной нервной системы и ее частей.
Роль симпатической и парасимпатической нервной системы в удовлетворении потребностей организма человека.
Центральные и периферические отделы.
Принципы образования и расположения симпатических сплетений.
Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность внутренних органов.
I и II сигнальные системы.
Типы высшей нервной деятельности.
Физиологические основы памяти, речи, сознания.
Современные методы функциональной диагностики состояния высшей нервной деятельности. Значение для диагностики, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг.
Формы психической деятельности.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»


I семестр
Практические занятия

Номер занятия
Тема практического занятия
Кол-во часов
Формируемые компетенции
Домашнее задание

1
Микроскопия клетки. Микроскопия тканей. Определение разновидностей тканей на макро- и микропрепаратах. Работа с микроскопом, микропрепаратами, гистологическими срезами. Заполнение рабочей тетради (зарисовка тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной), выписка терминов, составление глоссария, выполнение заданий в тестовой форме, заполнение схем, таблиц, изучение характеристики функциональных особенностей разных видов тканей. Оценка функционирования тканей.
4 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

2
Изучение костей черепа на костном препарате, на скелете, зарисовка костей черепа, заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации), демонстрация костей на скелете на костном препарате черепа, на черепе с применением латинской терминологии, характеристика височно-нижнечелюстного сустава. Составление глоссария.
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»


3
Изучение костей туловища на скелете. Демонстрация костей на скелете с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовка позвонков разных отделов позвоночного столба). Характеристика видов соединения костей туловища. Интерпретация предложенных рентгенограмм грудной клетки.
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

4
Изучение препаратов костей верхних конечностей. Демонстрация костей на скелете с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовка костей конечностей). Характеристика видов соединения костей верхней конечности.
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

5
Изучение препаратов костей нижних конечностей. Демонстрация костей на скелете с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название костей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, зарисовка костей конечностей). Характеристика видов соединения костей нижней конечности.
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

6
Изучение мышц на муляжах и фантомах. Мышцы головы и шеи. Демонстрация мышц на фантоме, муляже с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Характеристика мышцы как органа, демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Интерпретация предложенных миограмм.
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

7
Изучение мышц туловища на муляжах и фантомах. Демонстрация мышц на фантоме, муляже с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации). Интерпретация предложенных миограмм, теплографического изображения мышц туловища.
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

8
Изучение мышц верхней конечности на муляжах и планшетах. Демонстрация мышц на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации).
4 ч
ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

9
Изучение мышц нижней конечности на муляжах и планшетах. Демонстрация мышц на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация мест начала и прикрепления мышц на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название мышц (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации).

ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

10
Изучение в атласах и на муляжах, слайдах строения спинного мозга. Демонстрация на слайдах и таблицах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов и составление глоссария, заполнение таблиц, схем, зарисовка звеньев рефлекторной дуги.

ОК 5
ОК6
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

11
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения стволовой части головного мозга. Демонстрация на слайдах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Работа с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов и составление глоссария, составление схем.
4 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

12
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения конечного мозга. Демонстрация на слайдах , плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Работа с психологическими тестами на память, внимание, ассоциации. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, составление схем. Решение ситуационных задач.
4 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 11
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

13
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах расположения черепных нервов. Демонстрация на слайдах, плакатах изучаемых структур. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, составление схем иннервации частей тела. Решение ситуационных задач.

4 ч
ОК 1
ОК 2
ОК 6
ОК 11
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

14
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах расположения спинномозговых нервов, сплетений. Демонстрация на слайдах, плакатах изучаемых структур. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, составление схем иннервации частей тела. Решение ситуационных задач.


ОК 1
ОК 2
ОК 6
ОК 11
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

15
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах вегетативной нервной системы.
Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, составление схем иннервации органов, заполнение таблиц. Решение ситуационных задач.

ОК 1
ОК 2
ОК 6
ОК 11
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»
















II семестр
Теоретические занятия

Раздел 4. Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания

1

Анатомо-физиологические
особенности
дыхательных путей

2 ч
ОК 6
ОК 8

Содержание учебного материала
Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.
Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей.
Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. Функции носа. Особенности строения в детском возрасте.
Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Особенности строения в детском возрасте.
Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. Особенности строения в детском возрасте.
Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. Особенности строения в детском возрасте.
Понятие о пальпации и перкуссии грудной клетки. Значение в диагностике заболеваний и организации динамического наблюдения за пациентом.
Ориентировочные линии тела, понятие о перкуссии грудной клетки. Значе6ние в диагностике.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

2

Анатомо-физиологические особенности лёгких. Плевра. Средостение.
Физиология дыхания

2 ч
ОК 6
ОК 8
ПК1.1
Содержание учебного материала
Основные принципы газообмена.
Значение гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Приборы для определения легочных объемов.
Критерии оценки процесса дыхания.
Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Пневмоторакс, его виды. Ателектаз легкого. Принципы оказания неотложной помощи в практике фельдшера.
Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Особенности строения легких в разные возрастные периоды жизни человека.
Мертвое пространство, определение.
Дыхательный цикл. Показатели внешнего дыхания, легочные объемы. Регуляция дыхания – дыхательный центр. Значение в диагностике заболеваний и динамическом наблюдении за пациентом.
Определение частоты, ритма и глубины дыхания. Особенности в различные возрастные периоды.
Строение, границы, отделы средостения.
14. Проекция органов дыхательной системы на поверхность грудной клетки (переднюю, заднюю, боковые поверхности).
15. Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе, на выдохе). Значение в диагностике, лечении, выполнении простых медицинских услуг, организации профилактических мероприятий.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 5. Анатомо-физиологические особенности систем органов кровообращения и лимфообращения.

3

Анатомо-физиологические особенности сердечно- сосудистой системы.
Анатомия сердца

2 ч
ОК 6
ОК 8

Содержание учебного материала
Строение системы органов кровообращения. Особенности строения в разные возрастные периоды.
Сущность процесса кровообращения.
Структуры, осуществляющие процесс кровообращения.
Основные показатели кровообращения (число сердечных сокращений, артериальное давление, показатели электрокардиограммы).
Факторы, влияющие на кровообращение (физическая и пищевая нагрузка, стресс, образ жизни, вредные привычки и т.д.)
Круги кровообращения.
Сосуды, виды. Строение стенок сосудов.
Функциональные группы сосудов.
Система микроциркуляции.
Сердце – расположение, внешнее строение, анатомическая ось, проекция на поверхность грудной клетки в разные возрастные периоды.
Камеры сердца, отверстия и клапаны сердца. Принципы работы клапанов сердца.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

4
Анатомия и физиология сердца
(продолжение)

ОК 6
ОК 8

1. Строение стенки сердца – эндокард, миокард, эпикард, расположение, физиологические свойства.
2. Проводящая система сердца. Физиологические свойства.
3. Строение перикарда.
Сосуды и нервы сердца.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

5

Сосуды малого круга кровообращения.
Кровообращение
плода.
Особенности коронарного кровообращения.

2 ч
ОК 6
ОК 8
ПК1.1
Содержание учебного материала
1. Кровообращение плода
2. Механизм кровоснабжения лёгких.
3. Артерии и вены малого круга кровообращения.
4. Значение малого круга кровообращения для жизнедеятельности организма.
5. Современные инструментальные методы диагностики функционального состояния системы малого круга кровообращения. Значение для диагностики заболеваний, организации профилактики, лечебных и профилактических мероприятий.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

6, 7

Артерии и вены большого круга кровообращения

4 ч
ОК 6
ОК 8
ПК1.1
Содержание учебного материала
Критерии оценки процесса кровообращения.
Аорта, отделы, отходящие от них артерии.
Артерии головы и шеи, области кровоснабжения.
Артерии верхних конечностей, области кровоснабжения.
Артерии таза, области кровоснабжения.
Артерии нижних конечностей, области кровоснабжения.
Система верхней полой вены.
Система воротной вены печени, кровоснабжение печени.
Система нижней полой вены.
Функции большого круга кровообращения.
Проекции крупных кровеносных сосудов на поверхности разных частей тела.
Артерии и вены сердца. Значение коронарного кровообращения.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

8

Анатомо-физиологические
особенности
лимфатической
системы

2 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Содержание учебного материала
1. Общий план строения лимфатической системы
2. Основные лимфатические сосуды.
3. Строение стенок лимфатических сосудов, лимфокапилляров.
4. Строение лимфоузла, его функции, основные группы лимфоузлов.
5. Строение лимфоидной ткани.
6. Образование лимфы. Состав лимфы.
7. Принцип движения лимфы по лимфососудам.
8. Регуляция системы лимфообращения.
9. Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной системой. Понятие иммунитета.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 6. Анатомо-физиологические особенности системы органов пищеварения

9

Анатомия органов пищеварительной
системы (полость рта, глотка, пищевод и желудок).
2 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Содержание учебного материала
1. Пищеварительная система. Структуры пищеварительной системы – пищеварительный канал, большие пищеварительные железы. Отделы пищеварительного канала.
2. Полость рта, строение: преддверие и собственно полость рта. Зев-границы, небные дужки, мягкое небо. Миндалины лимфоэпителиального кольца Пирогова-Вальдейера. Органы полости рта: язык и зубы. Строение языка, его функции. Зубы, строение; молочные и постоянные, формула зубов, функции полости рта.
3. Глотка – расположение, строение, стенки, отделы, функции.
4. Пищевод - расположение, строение, стенки, отделы, функции.
5. Желудок – расположение, проекция на переднюю брюшную стенку, формы, отделы, поверхности, кривизны.
6. Строение стенки желудка: серозная оболочка, мышечная оболочка (выраженность косого, продольного и циркулярного слоев; пилорический сфинктер), слизистая оболочка (складки, эпителий, ее покрывающий, лимфоидные фолликулы, железы). Железы желудка: виды (собственные, кардиальные, пилорические) – их строение; клетки (главные, добавочные, обкладочные, С-клетки) и вещества, ими вырабатываемые: протеолитические ферменты (пепсиноген, гастриксин, химозин), липолитические ферменты (липаза желудка), амилолитические ферменты (амилаза, мальтаза), слизеподобные вещества (муцин, внутренний фактор Кастла), лизоцим, соляная кислота, тканевые гормоны (гастрин, гастрон). Функции желудка. Желудочный сок – свойства, состав.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

10
Анатомия органов пищеварения (тонкая и толстая кишка. Брюшина).
2 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Содержание учебного материала
1. Тонкая кишка – расположение, строение, отделы: 12-перстная, тощая и подвздошная кишка, функции. Строение стенки, образования слизистой оболочки (складки, ворсинки, микроворсинки, пейеровы бляшки, железы). Кишечный сок – свойства, состав, функции.
2. Толстая кишка – расположение, отделы. Проекция отделов на переднюю брюшную стенку, особенности строения, функции. Прямокишечное венозное сплетение слизистой, внутренний сфинктер мышечного слоя стенки кишки, наружный сфинктер заднего прохода. 3. Состав кишечного сока, его значение.
4. Брюшина – строение, ход брюшины. Образования брюшины: связки, брыжейки, сальники. Отношение органов к брюшине.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

11

Анатомо-физиологические особенности пищеварительных желёз.

2 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Содержание учебного материала
Методы обследования пищеварительных желез, их соков.
Большие слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные – строение, места открытия выводных протоков, секрет слюнных желез.
Слюна – состав, свойства, функции.
Поджелудочная железа – расположение, строение, функции.
Состав, количество, функции поджелудочного сока.
Печень – расположение, границы, макро- и микроскопическое строение, функции.
Кровоснабжение печени, ее сосуды.
Желчный пузырь – расположение, строение, функции.
Состав и свойства желчи. Функции желчи.
Механизм образования и отделения желчи, виды желчи (пузырная, печеночная).

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

12
Физиология
пищеварения

2 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Пищеварение в полости рта, глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок – свойства, состав. Эвакуация содержимого желудка в тонкий кишечник.
Пищеварение и всасывание в тонком кишечнике, виды. Кишечный сок – свойства, состав, функции.
Пищеварение в толстой кишке. Микрофлора толстого кишечника, её значение. Акт дефекации.
Возрастные особенности пищеварения.
Современные лабораторные методы исследования органов пищеварения: копрологическое исследование, определение уровня пищеварительных ферментов и уклонение ферментов и т.д. Значение для диагностики и лечения, при выполнении простых медицинских услуг.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

13

Обмен веществ
и энергии

2 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Содержание учебного материала
Рациональное питание.
Определение основного обмена.
Энергетическая ценность суточного рациона.
Критерии оценки процесса питания.
Регуляция обмена веществ и энергии.
Обмен веществ и энергии – определение.
Превращение веществ в организме.
Расходование энергии пищи на согревание организма.
Нормотермия, физиологические колебания температуры тела.
Характеристика теплопродукции и теплоотдачи, механизмы терморегуляции.
Этапы освобождения энергии в организме человека. Энергетический баланс.
Пищевой рацион, принципы диетического питания.
Обмен белков, функции белков, суточная норма.
Обмен углеводов, функции углеводов, суточная норма.
Обмен жиров, функции жиров, суточная норма.
Водно-солевой обмен, норма потребления.
Витаминный обмен, значение, классификация витаминов, нормы потребления. Источники витаминов.
Возрастные особенности пищевого рациона, обмена веществ.
Понятие об ожирении, истощении (дефиците массы тела), нарушении углеводного обмена, понятие об авитаминозе.
Современные методы диагностики обмена веществ и энергии. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 7. Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения

14

Анатомо-физиологические
особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения

2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11

Содержание учебного материала
Основные выделительные структуры и органы организма человека.
Выделительная функция легких (углекислый газ и вода).
Выделительная функция желез желудочно-кишечного тракта (вода, желчные кислоты, пигменты, холестерин, избыток гормонов и непереваренные остатки пищи в виде каловых масс).
Выделительная функция потовых и сальных желез кожи, нервная и гуморальная регуляция потоотделения.
Критерии оценки процесса выделения (самочувствие, состояние кожи, слизистых, водный баланс, характер мочеиспускания, свойства мочи, потоотделение, дефекация, состав пота, кала).
Почки. Расположение, границы, кровоснабжение Макроскопическое и ультрамикроскопическое строение почек.
Структурно-функциональная единица почек – нефрон. Строение нефрона.
Мочеточники, строение, расположение, функции.
Мочевой пузырь, строение, расположение, функции.
Мышцы тазового дна: строение, расположение.
Проекция органов мочевыделительной системы на поверхность тела.
Понятие о нормальном положении почек в организме. Понятие о пальпации и перкуссии почек. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

15

Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы

2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11

Содержание учебного материала
Этапы образования мочи.
Механизмы образования мочи.
Количество и состав первичной и конечной мочи.
Регуляция мочеобразования.
Произвольный и непроизвольный центры мочеиспускания.
Формирование условного рефлекса на мочеиспускание у детей грудного возраста.
Водный баланс, суточный диурез.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 8. Анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы человека.


16

Анатомия и физиология женской репродуктивной системы

2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11
ПК 1.1
Содержание учебного материала
Признаки полового созревания девочек, характеристика подросткового периода.
Женские половые органы (внутренние и наружные), строение, расположение, функции.
Промежность: понятие, границы, мочеполовой и анальный треугольник, женская промежность.
Прямокишечно-маточное пространство.
Проекция женских половых органов на поверхность тела.
Молочная железа – функция, расположение, внешнее строение, строение дольки.
Менструальный цикл. Созревание яйцеклетки. Овуляция.
Оплодотворение, беременность.
Периоды внутриутробного развития плода.
Менопауза, климакс. Особенности инволюционного развития молочных желез. Методы раннего выявления онкологических заболеваний у женщин.
Современные методы диагностики функционального состояния репродуктивной системы женщины. Диагностика беременности. Диагностика бесплодия. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий, организации деятельности фельдшера по сохранению семьи.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

17

Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы

2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11
ПК 1.1
1. Проводящие пути головного мозга.
2. Конечный мозг – внешнее и внутреннее строение. Базальные ядра – виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля, их функции. Послойное строение коры. Экранный принцип функционирования коры. Условные рефлексы. Условно-рефлекторная деятельность коры.
3. Оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, расположение, их содержимое.
4. Полости головного мозга (желудочки) их сообщение друг с другом, со спинномозговым каналом, субарахноидальным пространством головного и спинного мозга.
5. Ликвор – состав, образование, движение, функции.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 9. Внутренняя среда организма. Кровь.

18

Гомеостаз.
Состав, свойства, функции крови.

2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11

Содержание учебного материала
Состав внутренней среды организма. Гомеостаз. Основные константы внутренней среды.
Гемопоэз. Красный костный мозг.
Система крови.
Состав крови, состав сыворотки, плазмы крови.
Форменные элементы крови.
Понятие об анемиях, лейкозах.
Константы крови.
Функции крови.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

19
Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови, донорство.
2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11

Содержание учебного материала
Группы крови. Принципы определения групп крови.
Виды и расположение агглютиногенов, агглютининов
Резус-фактор, его локализация.
Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиента.
Реакция агглютинации, причины АВО-конфликта, резус-конфликта. Гемотрансфузионный шок.
Факторы свертывания крови, механизмы свёртывания крови, время свёртывания крови.
Агглютинация, гемолиз, виды гемолиза.
Донорство.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 10. Процесс защиты организма от воздействий внешней и внутренней среды

20

Анатомо-физиологические особенности формирования защиты организма человека.
Особенности иммунной системы.

2 ч
ОК 5
ОК 8
ПК 1.2
Содержание учебного материала
Врожденные механизмы защиты.
Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета.
Реакция региональных лимфоузлов во время ОРВИ и других инфекций.
Значение лимфоцитов в удовлетворении потребности в безопасности.
Понятие иммунодефицита.
Безусловные защитные дыхательные и пищевые рефлексы.
Адаптация сенсорных систем.
Защитная функция микробов-сапрофитов.
Барьерные механизмы защиты.
Висцеральная защита.
Значение иммунной системы.
Определение: иммунная система, иммунитет.
Органы иммунной системы (центральные и периферические).
Закономерности строения и развития органов иммунной системы.
Клеточные элементы иммунной системы.
Понятие гуморального и тканевого иммунитета.
Специфические и неспецифические факторы иммунитета.
Возрастные особенности иммунной системы.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

Раздел 11. Анатомо-физиологические особенности саморегуляции функций организма

21

Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.
Железы внутренней секреции

2 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11
ПК 1.1
Содержание учебного материала
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции..
Железы внутренней секреции. Гормоны. Виды гормонов, их характеристика. Механизм действия гормонов. Органы–мишени.
Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие
Механизм регуляции деятельности желез внутренней секреции
Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции
Эпифиз расположение, строение, гормоны их действие.
Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны их действие.
Заболевания щитовидной железы – как региональная патология.
Паращитовидные железы: расположение, строение, гормоны их действие.
Надпочечники – расположение, строение, гормоны их действие.
Гормоны поджелудочной железы, их действие.
Гормоны половых желез, их действие.
Гормон вилочковой железы, его действие.
Тканевые гормоны, их физиологические эффекты.
Проявление гипо- и гиперфункции желез внутренней секреции.
Возрастные особенности эндокринной системы.

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

22

Сенсорные системы.
Органы чувств.
Понятие об анализаторах. Орган вкуса и обоняния. Кожа и ее производные

2 ч
ОК 5
ОК 8
ПК 1.2
Содержание учебного материала
1. Значение органов чувств в жизнедеятельности человека.
2. Отделы сенсорной системы.
3. Этапы сенсорного процесса.
4. Анализатор по И.П.Павлову. Виды анализаторов.
Рецепторы, виды, функции, виды кожных рецепторов.
Классификация сенсорных систем.
7. Соматическая сенсорная система.
8.Проприорецепторы.
9.Проводниковый и центральный отделы кожной и проприоцептивной сенсорных систем.
10.Вспомогательный аппарат соматической сенсорной системы- кожа, строение, её производные.
11.Обонятельные рецепторы, вспомогательный аппарат обонятельной сенсорной системы (нос), проводниковый и центральный отделы.
12.Вкусовой анализатор.
13.Висцеральная сенсорная система.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

23

Анатомо-физиологические особенности органа зрения, органа слуха и равновесия

2 ч
ОК 5
ОК 8
ПК 1.2
Содержание учебного материала
Зрительная сенсорная система, рецепторы, проводниковый и центральный отделы.
Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат.
Механизм зрительного восприятия.
Аккомодация, аккомодационный аппарат.
Определение остроты зрения.
Астигматизм, близорукость, дальнозоркость. Современные методы определения. Значение для профилактики в практике фельдшера.
Слуховая сенсорная система, рецепторы, проводниковый и центральный отделы.
Вспомогательный аппарат слуховой и вестибулярной сенсорных систем – ухо. Отделы, строение.
Механизм воздушной и костной проводимости.
Определение остроты слуха.
Механизм уравновешивания давления воздуха на барабанную перепонку.
Вестибулярная сенсорная система, рецепторы, проводниковый и центральный отделы.
Современные методы диагностики функционального состояния органов зрения, слуха и равновесия. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг.
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»





II семестр
Практические занятия

Номер занятия
Тема практического занятия
Кол-во часов
Формируемые компетенции
Домашнее задание

1
Изучение органов дыхания на муляжах и планшетах. Демонстрация органов дыхательной системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов дыхания на скелете. Заполнение рабочей тетради (подписать название дыхательных путей (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, выполнение заданий в тестовой форме, выписать латинские наименования дыхательных путей, заполнение таблиц). Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 6
ОК 8

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

2
Изучение строения сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца на муляжах и планшетах. Демонстрация органов сердечно-сосудистой системы на муляже, планшетах с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции сердца на скелете, на поверхности тела. Организация работы с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради (подписать отделы, части органов (латинский, русский языки) на предложенной иллюстрации, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц). Составление глоссария. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 6
ОК 8

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

3
Изучение в атласах, на муляжах структуры малого круга кровообращения. Демонстрация на таблицах кровеносных сосудов. Работа с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради, работа с тестами, выписка терминов, заполнение таблиц, составление схем. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 6
ОК 8
ПК1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

4
Изучение в атласах и на муляжах структур большого круга кровообращения, артерии большого круга кровообращения. Демонстрация на планшетах кровеносных сосудов. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы, шеи, туловища, конечностей), работа с тестами, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, составление схем кровоснабжения органа, части тела. Решение производственных профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 6
ОК 8
ПК1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

5
Изучение в атласах и на муляжах структур большого круга кровообращения, вены большого круга кровообращения. Демонстрация на планшетах кровеносных сосудов. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части аорты, сосуды головы, шеи, туловища, конечностей), работа с тестами, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, составление схем кровоснабжения органа, части тела. Решение производственных профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 6
ОК 8
ПК1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

6
Изучение в атласах и на муляжах строения структур лимфатической системы. Демонстрация на таблицах лимфатических сосудов, узлов, протоков. Демонстрация проекции основных групп лимфатических узлов на поверхности разных частей тела. Заполнение рабочей тетради (подписать на предложенной иллюстрации части органов, лимфатические протоки), работа с тестами, , выписка терминов, заполнение таблиц,. Решение профессиональных ситуационных задач.
Изучение в атласах и на муляжах строения органов иммунной системы. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

7
Изучение на таблицах, муляжах строения органов иммунной системы. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий, составление глоссария, заполнение таблиц, схем.

ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

8
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения изучаемых органов пищеварительной системы. Демонстрация на таблицах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация и определение проекции органов пищеварения на переднюю поверхность брюшной стенки. Организация работы с влажными препаратами. Заполнение рабочей тетради, работа с тестами. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

9
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения пищеварительных желез. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов на переднюю брюшную стенку, демонстрация мест впадения протоков больших слюнных желёз в ротовую полость. Заполнение рабочей тетради Составление рекомендаций по питанию пациентов. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

10
Изучение процесса пищеварения в каждом отделе пищеварительного тракта. Значение ферментов, соков на переваривание питательных веществ. Изучение процесса всасывания. Заполнение рабочей тетради Составление рекомендаций по питанию пациентов. Решение профессиональных ситуационных задач.

ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

11
Изучение обмена веществ и энергии человека. Заполнение рабочей тетради. Составление рекомендаций по питанию пациентов. Измерение температуры разных участков тела. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 2
ОК 6
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

12
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения органов мочевыделительной системы. Демонстрация на планшетах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции органов на поверхность тела. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

13
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах, моделях строения органов женской репродуктивной системы. Демонстрация на муляжах, плакатах, слайдах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции женских половых органов на переднюю поверхность брюшной стенки. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач.

4 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

14
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах, моделях строения органов мужской репродуктивной системы. Демонстрация на муляжах, плакатах, слайдах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Демонстрация проекции мужских половых органов на переднюю поверхность брюшной стенки. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, выписка терминов, составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач.


ОК 4
ОК 6
ОК 11
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

15
Микроскопия мазков крови. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11

Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

16
Изучение в атласах и на муляжах, слайдах строения органов эндокринной системы. Демонстрация на таблицах и слайдах изучаемых структур. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов, заполнение таблиц, схем. Решение профессиональных ситуационных задач.
4 ч
ОК 4
ОК 6
ОК 11
ПК 1.1
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

17
Изучение на таблицах, муляжах строение кожи и её производных, органа вкуса и обоняния. Демонстрация на плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради. Работа с «немыми рисунками», обозначение изучаемых структур с применением русской и латинской терминологии. Выполнение заданий в тестовой форме.
4 ч
ОК 5
ОК 8
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»

18
Изучение в атласах и на муляжах, таблицах строения органов зрения и слуха. Демонстрация на слайдах, плакатах изучаемых структур с применением латинской терминологии. Заполнение рабочей тетради, выполнение заданий в тестовой форме, решение кроссвордов, выписка терминов и составление глоссария, заполнение таблиц, схем. Решение ситуационных задач.


ОК 5
ОК 8
ПК 1.2
Конспект лекции,
Самусев Р.П. «Анатомия человека»,
Гайворонский И.В. «Анатомия и физиология человека»












УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УР
________/________________
«___»____________ 201__ г.



15