Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной к школе группе


Конспект
НОД в подготовительной группе
«Цветик - Семицветик»
Педагог-психолог
Азанова Валентина Семеновна
МАДОУ №13 г. Нытва
Задачи:
Закреплять знания детей об эмоциях (узнавание эмоций по мимике и пантомимике, графическая передача эмоциональных состояний).
Способствовать развитию воображения, внимания, коммуникативных навыков (умение делать комплименты, гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении).
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Способствовать формированию навыков сотрудничества:
принимать общую цель;
объединяться в тройки по считалке;
умению договариваться;
нести ответственность за результат общей деятельности.
Материал:
Карточки с «эмоциями», мягкая игрушка Боровик, мольберт с заготовкой для пиктограмм, цветик-семицветик, шкатулка со смайликами по количеству детей, волшебная музыка, песня «Цветик-семицветик».
Предварительная работа: чтение сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик».
 
Ход занятия
Вводная часть.
Проходите, ребята! Я очень рада видеть вас!
Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Вставайте в круг и повторяйте за мной.
Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (разводят руки в стороны)
Здравствуй, свежий ветерок! (покачивают руками)
Здравствуй, маленький дубок! (наклоняются вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (показывают друг на друга)
Здравствуй, ты и здравствуй, я! (показывают на соседа справа и на себя)
Улыбнемся мы гостям и подарим радость вам! (улыбаются)
Как мы замечательно с вами поздоровались, посмотрите, как светло стало в кабинете от наших улыбок и хорошего настроения. Чувствуете, какой нежный аромат благоухает здесь?
Основная часть. 
Как вы думаете, что это за цветок такой разноцветный, красивый, необычный? Может быть, это волшебный цветик-семицветик из сказки? А как он помогал девочке Жене? Ребята, а может мы тоже совершим путешествие с помощью волшебных лепестков. Давайте попробуем.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Оставайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели!
Вели, чтоб мы оказались на Северном полюсе.
Упражнение «Подари теплоту сердца»
Цель: создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви.
Какие кругом снега, льдины. Как же здесь холодно! Нам надо как-то согреться (варианты ответов детей). Мы можем согреться, передав друг другу теплоту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?
Я передаю тепло своего сердца Владу, улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку (дети выполняют упражнение по кругу).
Рефлексия: Ребята, почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись?
Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток мы сорвем?
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Оставайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели!
Вели, чтоб мы оказались на острове комплиментов.
Упражнение «Комплименты»
Цель: отработать навыки эмпатии, формировать умение делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Дети, как вы думаете, чем занимаются люди на острове комплиментов? А что такое комплимент?
Да, все люди любят, когда им говорят добрые слова, хвалят их, но не у всех это получается. Давайте и мы подарим друг другу добрые слова.
Ванечка, у тебя такая красивая улыбка (дети выполняют упражнение по кругу).
Рефлексия: Всем было легко сделать комплимент?
Погостили мы на острове комплиментов, а теперь пора дальше. Какой лепесток сорвем на этот раз?
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Оставайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели!
Вели, чтоб мы оказались на острове эмоций. А какие эмоции на нем могут жить?
Смотрите, остров подготовил для нас что-то интересное, три конверта с заданиями, которые нужно выполнить.
Цель: закреплять знания детей об эмоциях (показ, рассказ и передача эмоции графическим способом), умение договариваться при выборе действий и ответов.
Рефлексия: Кому было трудно рассказать об эмоции? Кому было трудно договориться?
Ребята, нам пора дальше.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Оставайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели!
Вели, чтоб мы оказались в лесном царстве. Кто же нас встречает?
Да это же король Боровик. Какое у него настроение? А как мы можем помочь Боровику справиться со своей злостью?
Этюд «Король Боровик»
Цель: закреплять представление детей об эмоции злость, формировать умение справляться со злостью, проговаривать и графически изображать правила избавления от злости, распределять действия в тройках.
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Дети (останавливаются и говорят Боровику):
- Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!
Боровик (топает ногами):
- Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!
Дети (Боровику):
- Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох-выдох),
Улыбнись от души! (улыбаются)
Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои чувства выражать, никого не обижать.
Рефлексия: Трудно было придумать схематическим способом отобразить правила? Легко было распределить действия между собой в тройках?
Ребята, наше путешествие заканчивается. У нас остался последний лепесток. Он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, дарили друг другу теплоту своего сердца, учились делать комплименты, выполняли сложные задания на острове эмоций, помогали бороться со злостью Королю Боровику.
Срываем последний лепесток.
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Оставайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели!
Вели, чтоб мы оказались в детском саду.
Заключительная часть. Ребята, скажите, что вам запомнилось больше всего (дети высказываются по кругу).
Рефлексия: «Настроение». Подойдите к мольберту, выберите смайлик, с настроением, которое вы испытываете.
 
Конспект совместного занятия для детей и родителей
«Учимся понимать друг друга»
 
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
 
Ход проведения совместного занятия
Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».
Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такая (отображают действия участника)».
Обсуждение правил совместной работы: открытое общение, активность, безоценочные суждения, добровольное участие, здесь и сейчас.
Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова» Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты … (3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.
Музыкальное упражнение «Хлоп». Первый куплет каждый участник показывает на себе части тела по тексту песни, а второй куплет работа в детско-родительской паре.
Упражнение «Семицветик» Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.
«Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а одно совместное. Обсуждение желаний.
Совместное рисование «Волшебный цветок»
Родителю и ребенку выдается один лист бумаги на двоих и фломастеры, карандаши, краски, мелки.
Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».
Придумывание, какой волшебной силой обладает? Степень удовлетворенности совместной работой.
Релаксация «Полет бабочки» (обнявшись)
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко, ... спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок...
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья… Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз...
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов... Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг... Вдохните еще раз его аромат ... и откройте глаза.
Расскажите о своих ощущениях.
Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок… (цветок – «Я тебя люблю»)
Общий круг: «Всем, всем, до свидания!»