Коррекционно-развивающее по теме Общение.
Развивающее занятие для учащихся по теме
"Секрет общения"
Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения
Задачи:
Формирование представлений о вербальном и невербальном общении
Совершенствование коммуникативных навыков
Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений
Развитие мыслительных способностей
Обогащение опыта межличностного взаимодействия
Тренировка гибкости поведения
Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности
Ход занятия
Учащиеся сидят на стульях полукругом
I. Организационный момент
- Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок общения, второй по теме «Общение. Виды общения. Конфликты. Виды конфликтов». Задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки, много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
Тема нашего занятия – «Секреты общения». Думаю, что все вы хотите узнать такие секреты, которые помогут быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.
II. Знакомство
- Для того чтобы общаться более успешно, нам с вами необходимо знать имена всех присутствующих здесь людей. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя. Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала мы друг друга? А что же делать? Может быть, чтобы их услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Тогда давайте просто все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы, в случае необходимости, гости могли обратиться к вам по имени и вы к гостям. Кстати, это и есть - 1 секрет общения. Любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
III. Разминка:
Игра «Перестройка»
- Начнем нашу работу с небольшой, но интересной разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!
И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным, быстро и правильно! (все садятся на свои места).
Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
По первому уроку вы должны помнить, что общение бывает разных видов. Какие виды общения вы помните? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
IV. Развивающие упражнения
Головоломка
Чтобы выполнить следующее задание, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка об одном из видов человеческого общения: (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Ответ: Язык до Киева доведёт.
- Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!
Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Это общение называют – вербальным? Это 2 секрет общения
Игра «Рисунок»
- Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.
(разделиться на 2 группы. Игра «Найди пару». Начало слово написано мелким курсивом, а конец не – не курсив и крупный шрифт) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). В каждой команде выбирают по одному «художнику». Затем им завязывают глаза и по сигналу они рисуют на доске фигурку человечка. Один помощник из каждой команды помогает «своему художнику» советами: правее-левее-выше-ниже и т. п.
- Трудно было рисовать с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица)
- Общаться можно по-разному, не только вербально. Как называется общение без помощи слов? (невербальным) – это 3 секрет общения.
- Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).
В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.
Игра «Пойми меня»
- Нам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: с помощью считалки выберем двух капитанов команд, потом капитаны выберут в свои команды по одному человеку, каждый из этих двоих назовет ещё по одному члену команды, и так до тех пор, пока все ваши одноклассники не окажутся в какой-либо команде.Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.
В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго. Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.
Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд (ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)
- Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).- Это 4 секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства
V. Подведение итогов урока
- Давайте еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
человеку приятно, когда его называют по имени
основной вид общения – вербальноесуществуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь
все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства
VI. Заключительное упражнение
От каждой команды выходит один человек, который невербальным способом должен сказать фразу «Мне приятно было с вами общаться»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
лан дышрысьфиал каоленьлютик
во лк
рома шкабобрПРИЛОЖЕНИЕ 4
КУКЛА ВОДОПАД