Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса с ЗПР по развитию речи на тему Что такое зима?
Тема: «Что такое зима?»
Цель: Составление рассказа о зиме по вопросам и опорным картинкам с использованием ИКТ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять представления о зиме и её приметах.
Расширять, уточнять, и активизировать словарь по теме «Зима»: (зима, снег, снежинка, гололедица и т.д.). Формировать умения составлять полный ответ на вопрос.
Учить детей составлять сложные предложения по опорным картинкам и объединять их в описательный рассказ о зиме;
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).
Совершенствовать навыка рассматривания опорных картинок, формирование целостного представления об изображенном на них.
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речи.
Развивать длительный плавный выдох.
Развивать мыслительную и речевую активность.
Развивать внимание, мышление, память, координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картинке, инициативность, самостоятельность и творческую активность.
Оборудование: опорные картинки (по количеству детей), демонстрационные картинки по теме «Зима», снежинки, ПК, презентация, мяч, магнитно- маркерная доска.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед.
- Кто отгадает мои загадки?
Странные звездочки
С неба упали
Мне на ладошку
Легли и пропали.
(снежинка)
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла.
(снеговик)
Он летает белой стаей,
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
Прозрачен, как стекло,
Да не вставишь его в окно.
(лед)
Наступили холода,
Обернулась в лед вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь –
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой)
(Слайд 2)
Речевая разминка
Логопед:
- Сегодня мы с вами поговорим о зиме. И занятие наше так и будет называться «Что же такое зима?»
- Кто знает, что такое зима? - (Зима́ – время года)
- Кто мне скажет, сколько всего времен года? – (Четыре)
- Кто назовет мне эти времена года? – (зима, весна, лето, осень)
Зима́ — одно из четырёх времён года.
Логопед:
- А теперь давайте поиграем в игру: «Что за чем, что перед чем!»
Игра с мячом. Логопед называет любое время года, например: «Зима, а за ней...» — и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Весна, а за ней...» — и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, он задает следующий вопрос: «Зима, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
(Слайд 4)
Логопед:
- Как вы думаете, какое сейчас время года? – (зима) – картинка на доске
- Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
- Кто мне скажет, какие явления природы зимой мы можем увидеть? – (Снег, метель, морозы, лед, гололедица, сосульки)
Гололе́дица — слой льда или обледеневшего снега (ледяная корка), образующийся на поверхности земли.
- Какие основные признаки зимы? Основной признак этого времени года — (холодно) устойчивая низкая температура, во многих районах Земли выпадает и ложится на поверхность земли снег.
- Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
Дыхательное и двигательные упражнения.
(под музыку)
Упражнение «Снежинки»
Логопед:
- Давайте представим, что на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке).
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи). Упражнение повторить 3-5 раз.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.Падают на землю кружевные звезды.Вот одна упала на мою ладошку.Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н.Нищева)
Логопед:
- Снежинки улетели, а мы с вами продолжаем играть дальше.
- Я приготовила для вас задание и, надеюсь, вы легко справитесь с ним.
Упражнение «Четвертый лишний».
Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна — другого.)
Основная часть занятия
Составление рассказа о зиме по опорным картинкам, отвечая на вопросы.
Логопед.
152401179830 Сегодня на занятии мы будем учиться составлять предложения о приметах зимы и объединение их в рассказ. В любом рассказе должен быть порядок, поэтому составлять рассказы мы будем по картинкам, отвечая на вопросы. (Дети рассматривают картинки, а логопед напоминает название пунктов плана и показывает порядок их следования.)
Наступила (какая?) зима. Выпал (какой?) снег.
Деревья, кустарники, земля На речках появился (какой?) лёд.укрылись (каким?) покрывалом.
Животные надели (какие?) шубки. Дети играют в снежки, лепят
Уже не слышно (какого?) пения птиц снеговика катаются на санках.
.
Логопед по очереди спрашивает детей. По пунктам плана дети последовательно составляют предложения. Рассказ не должен прерываться, поэтому дети должны следить за ответами товарищей.
Логопед.
Ребята, из составленных вами предложений у нас получился вот какой рассказ. Логопед читает пример составленных по картинкам предложений:
ЗИМА
Наступила холодная зима. Выпал белый пушистый снег.
Деревья, кустарники, земля укрылись белоснежным, пушистым покрывалом.
На речках появился ровный, блестящий лёд.
Животные надели тёплые зимние шубки.
Уже не слышно весёлого пения птиц.
Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках.
Итог занятия
Логопед задает детям различные вопросы:
Чем занимались на занятии?
Что делали?
Чему научились?
Какие новые слова запомнили?
Используемая литература