План всеобучей для родителей
План и программа курсов для родителей
МБОУ Поповской СОШ
На 2015-2016 учебный год
Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи.Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата.При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками) или без них.
Особые воспитательные проблемы возникают в так называемых неполных семьях: семьи матерей-одиночек, разведенных и вдовых. Все это – тот самый фон, социальные условия, в которых происходит воспитательный процесс в семье. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определённых возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы. Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе. Родительский лекторий может быть организован в школе как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания. Так, например, среди достаточно традиционных форм родительского всеобуча, где используются тематические лекции для родителей, можно отметить классные и общешкольные родительские собрания, деятельность Совета школы, в который входят ученики, учителя и родители, изучение классными руководителями своих воспитанников по традиционной программе (характеристика семьи, особенности личности учащегося и его родителей, круг увлечений и интересов семьи) и собеседования по данной проблематике с родителями класса, индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьных психологов, социологов, специалистов-медиков с родителями, посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории. На базе школы, однако, может быть организован « Родительский лекторий» и как специализированная система лекционных и семинарских занятий, где родители не только осваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса (проводят совместно с педагогами и психологами уроки, организуют и участвуют в тематических встречах с учащимися, работают в семинарах с преподавателями, осваивая воспитательные технологии, формирующие ценностные и нравственные качества личности, способной принимать самостоятельные решения). На таких семинарах в тесном контакте с учителями родители находят ответы на ряд часто волнующих их вопросов: как научить ребенка быть самостоятельным, как помочь неуверенному в себе или, наоборот, переоценивающему себя ребенку? Важно, то ответы находятся в совместном размышлении, дискуссиях, которые позволяют учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий.
Предполагается, что работа родительского лектория будет представлять собой установочные лекции и беседы. Планирование учебных занятий исходит из следующей циклограммы количества четвертей учебного года: I четверть –2 занятия; II четверть – 2 занятия; III четверть – 2 занятия; IV четверть –2 занятия. Общее количество часов –8 занятий.
Тематика Цели Формы работы Сроки исполнения Ответственные
I-четверть
Профилактика наркомании в подростковой среде 1) повышение уровня медицинских и социально-педагогических знаний по проблеме; 2) привлечение родителей к профилактической работе по предупреждению подростковой наркомании 1) лекция на заданную тему; Сентябрь 2015 Завуч по ВК,
Соц. педагог
Скрытые зависимости 1) повышение уровня медицинских и социально-педагогических знаний по проблеме;
2) привлечение родителей к профилактической работе по предупреждению детской, подростковой зависимости. 1) лекция на заданную тему;
2) беседа в форме «вопрос-ответ»; Октябрь 2015 Завуч по ВК,
Соц. педагог
II-четверть
Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании 1) Повышение уровня родителей в вопросах духовно-нравственного развития подростков, семейных традиции и их роли в воспитании детей. 1) лекция на заданную тему; 2) беседа в форме «вопрос-ответ»; Ноябрь2015 Учитель литературы,
Завуч по ВК,
Соц. педагог
Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся 1)Организация детского труда на разных возрастных этапах.
2) Привлечение родителей в организацию досуга детей в семье и школе. 1) лекция на заданную тему; 2) беседа в форме «вопрос-ответ»; Декабрь 2015 Завуч по ВК,
Соц. педагог
III-четверть
Проблема детской безопасности: профилактика жестокого обращения, преступлений и несчастных случаев 1) повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах профилактики несчастных случаев и преступлений в отношении детей; 2) формирование у родителей собственной педагогически обоснованной позиции в отношении поощрения и наказания собственного ребенка 1) лекция на заданную тему; 2) беседа в форме «вопрос-ответ»; Январь 2015 Завуч по ВК,
Соц. педагог
Детская агрессия, пути ее
преодоления 1) повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах детского одиночества; 2) формирование у родителей способов организации жизнедеятельности в семье с учетом определения совместного времяпровождения с детьми
1) лекция на заданную тему; 2)беседа в форме «вопрос-ответ»; Март 2015. Завуч по ВК,
Соц. педагог
IV-четверть
Социальные и профессиональные ориентации молодежи
1) привлечение родителей к помощи детям в определении профессиональной ориентации. 1) лекция на заданную тему; 2)беседа в форме «вопрос-ответ»; Апрель 2015 Завуч по ВК,
Соц. педагог
Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации. 1) повышение уровня знаний по проблеме;
1) лекция на заданную тему; 2)беседа в форме «вопрос-ответ»; Июнь 2015 Завуч по ВК,
Соц. педагог