Пути повышения степени социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Итоговая работа
Пути повышения степени социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Выполнил: Шахова Е.В.
.
Анжеро-Судженск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3 Изучения проблемы социальной адаптации подростков воспитывающихся в условиях детского дома в психолого-педагогической литературе ……………………………….............6 Формы и методы выявления социальной дезадаптации подростков воспитывающихся в условиях детского дома………14 Система работы по социальной адаптации подростков воспитывающихся в условиях детского дома…………………….18 Заключение……………..………………………………………………...30 Список источников…….………………………………………………...32 Приложения………………………………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Общество, и в целом вся социальная структура состоит из звеньев большой цепи, которая переживает переломный момент в своем развитии. Эти звенья - звенья семьи, нуждающиеся в реконструкции и коррекции. Не выдерживая натиск времени, они дают трещину и рушатся, но обломки остаются и постоянно напоминают нам о том, что здесь был дом – Семья. И наша задача: из руин построить новое, крепкое и надежное «здание», которое станет опорой социальной системы государства.
Новый дом – куда приходят дети из «разоренного гнезда», – всеми воспринимаются по – разному, так как дети все разные, с разными судьбами и взглядами. И наша основная цель заключается в том, чтобы помочь детям из неблагополучных семей успешно адаптироваться в условиях детского дома. Решение этой цели проходит через решение следующих задач:
помочь вновь прибывшим детям обрести покой, найти понимание;
научить жить по – новому, воспитать в детях все необходимые качества личности, которые в последствии помогут создать свое «гнездо». Создать не так, чтобы потом разорить, а так, чтобы сохранить и сделать его полезным для общества и государства.
В наше нелегкое время актуальность выбранной нами темы очень высока. Несмотря на то, что за последние 5 лет в России наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей. Все же эта цифра еще очень высока. В 2013 году таких детей насчитывалось 68770. Около 95% из них – социальные сироты: дети из неблагополучных, девиантных или криминальных семей.
Ежегодно более 15 тысяч воспитанников интернатов и детских домов становятся выпускниками и начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что данная группа молодежи является социально дезадаптированной. По данным исследования НИИ детства Российского детского фонда, через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится беспризорником, каждый пятый – преступником, каждый десятый – совершает самоубийство. И нельзя сказать, что государство ничего не делает, бросив сирот на произвол судьбы. Наоборот, в последние годы финансирование подобных учреждений выросло в десятки раз по сравнению с 90-ми годами. В детских домах улучшаются условия проживания детей, создаются учебные квартиры, где воспитанники старших классов учатся жить самостоятельно. (За период проживания в квартире подростки получают практические навыки приготовления пищи, организации свободного времени, создания уюта и комфорта в доме, использования бытовой техники и электроприборов.)
Сложившаяся ситуация привела к возникновению противоречия: между требованиями современного общества в социальной адаптации подростков, формированию у них социально-адаптационных качеств и недостаточным вниманием к решению данной проблемы в учреждении детского дома. ( У многих воспитанников, проживающих в учебной квартире не возникает желания самостоятельно готовить ужин, организовать свой быт,)
Эти противоречия определили постановку проблемы данного исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования социально-адаптационных качеств у подростков, воспитывающихся в детском доме?
В данной ситуации научный интерес вызывает педагогическая система воспитания детей, утративших родителей. Ее внедрение, происходящее в нашей стране без предварительных научных обоснований, вызвало неоднозначные оценки. Разноречивость мнений объясняется различными подходами исследователей к выбору критериев оценки эффективности в воспитании детей, утративших семью.
Цель нашей итоговой работы сводится к: изучению путей повышения степени социальной адаптации подростков из неблагополучных семей к жизни в условиях детского дома.
Достижение данной цели будет реализовано через решение следующих задач:
изучить психологические и личностные новообразовании в подростковом возрасте;
изучить понятия адаптации, особенности процесса адаптации в подростковом возрасте;
определить специфику деятельности воспитательной работы в учреждении детского дома, направленную на социальную адаптацию подростков.
Методы работы с литературой:
Теоретические: анализ литературы, обобщение и систематизация теоретических материалов.
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных качеств: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.п. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.
Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростка – их стремление приобщиться к миру взрослых, определяющей поведение на нормы и ценности этого мира.
А если семья подростка имеет статус «неблагополучная», а если он попал в учреждение детского дома? Какие перспективы дальнейшего формирования личности имеются у такого подростка?..
Попадая в эти учреждения, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок в общении нервозен, старается добиться внимания и в то же время его отторгает, впадает в агрессивность или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Все это приводит к тому, что ребенок относится к окружающим недружелюбно, только отрицательно. Такая проблема четко прослеживается у вновь прибывших детей.
В условиях детского дома у ребят возникают своеобразные отношения друг с другом. В семье существует чувство фамильного «мы». Эта нравственная сила создает у ребенка состояние защищенности.
Без родительского покровительства у ребят стихийно складывается интернатское «мы» и «чужие», «мы» и «они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок обособлен. Эта серьезная проблема заставляет нас, взрослых задуматься.
Из-за отсутствия любви и заботы, отсутствия родительского попечительства и тепла ребята могут жестоко обращаться со своими сверстниками, обижать младших. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их право на нарушение общественных устоев
Они также негативно относятся к детям, живущим в семьях. Это не менее серьезная проблема, которую нужно стараться решать.
Ребенок в детском доме должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в их среде создает постоянную напряженность, тревожность, агрессию. В интернате и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексуальные отклонения. Все это результат нервных расстройств, недостающей любви, отсутствия положительных эмоций, жестокого обращения.
В детских домах нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения формируется определенный стандартный социальный тип личности. У детей, живущих на государственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют ответственность и бережливость. Разумеется, нельзя всех грести под одну гребенку. Но детей, не имеющих таких проблем, очень мало в нашем интернате (у Захторенко С. прослеживается отсутствие иждивенческих черт, так как он каждое лето ездит домой к родственникам).
Без опеки взрослых такое обособление приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. В этом случае необходимо рассматривать данные причины ухода из интерната как «побег от» и «побег к», что дает возможность рассматривать уход как из – за притеснений, или поиск чего – то, а также причиной побега являются волнения ребенка из – за неудач в достижении цели, конфликты в семье (группе).
В психологическом развитии дети – сироты часто отличаются от детей из семьи, отстают и в развитии и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания. В учреждениях детского дома ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, что создает приятельские, дружеские, близкие к родственным отношения. Это и хорошо, и в то же время возникает еще одна проблема. Это не способствует развитию навыков общения с незнакомыми людьми. Они напряжены со взрослыми, демонстрируют потребительское отношение, требуют решения своих проблем. Часто такое можно увидеть у выпускников детского дома. Это говорит о том, что их нормальные отношения с первыми взрослыми были нарушены.
Нельзя не отметить и такую проблему. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети в основном, живут и учатся в одном и том же учреждении. Нередко выпускники таких учреждений не имеют элементарных навыков: приготовление пищи, сделать покупки, организовать свободное время и т.д. Все это необходимо учитывать в работе с детьми.
Сегодня слишком многим подросткам кажется, что они никому не нужны. Отсюда и ощущение собственной ненужности, незащищенности, безнадежности, а также низкая самооценка. Современных подростков иногда называют «апатичным поколением». Эта апатия лежит на поверхности, а под ней – озлобленность и смятение. Почему это так? Да, потому, что большинство подростков ДД недооценивают себя, считая ненужными и ни к чему не пригодными. Такая точка зрения – единственный результат дефицита любви и тепла.
Отсюда возникает еще одна проблема, потому что у апатии есть два страшных последствия – депрессия и преступность.
Равнодушные ко всему окружающему, подростки легко становятся жертвами бесчестных людей, использующих их в своих интересах. Такие дети особенно подвержены влиянию тех, кто не в ладах с законом.
Чтобы решить перечисленные проблемы нужно помочь детям-сиротам адаптироваться в детском доме. Для этого необходимо знать понятие термина «Адаптация» в широком смысле этого слова.
Понятие «адаптация» - происходит от латинского слова adaptatjo – приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса – это проблема выживания человека через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. (Корель «Классификация адаптаций»).
Можно выделить 4 вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут приобретать временный приоритет.
Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведении, с «врастанием» в социальный мир.
Понятие социальная адаптация подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: бытовая, досуговая, политическая, профессиональная, адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство).
Другими словами адаптация – это приспособления уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности и поэтому ее необходимо рассматривать на 3–х условиях.
Общество (макросфера) – адаптация личности к особенностям социально – экономического, политического, духовного и культурного развития общества.
Социальная группа (микросфера) – адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (семья, учебный коллектив и пр.).
Сам индивид (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности, внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидов.
Исходя из этого анализа, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией такой процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды.
Приспособление личности к негативным условиям социальной среды целесообразно называть псевдоадаптацией.
В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, а также способность изменить и качественно преобразовывать саму личность.
Как целостный процесс – адаптация включает:
Физиологические изменения (скорость психических реакций, чувствительность рецепторов, работоспособности клеток и органов и т.п.).
Психическое развитие (развитие способностей, мышления, памяти, внимания и т.п.).
Эмоциональное состояние (беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т.п.).
Познавательные процессы (научение – приобретение знаний, умений, навыков, поведенческих норм и т.п.).
Активное воздействие субъекта, постановка задач, целенаправленная деятельность.
Таким образом, адаптация человека – сложный многофакторный процесс, который предусматривает сохранение и изменение человеком в данных условиях не только своих биологических, но и социальных функций – способности участвовать в труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать оптимальные условия для физического, духовного и социального благополучия.
Характер и степень адаптаций либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но с другой стороны хорошо организованная профессиональная работа со стороны работников различного социального профиля (например, воспитателя) направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.
Благодаря изучению таких вопросов, как психология и проблемы детей подросткового возраста из неблагополучных семей, а также вопроса адаптации, можно отметить особенности адаптации детей данного возраста в детском доме.
Подростковый возраст – период перехода от детства к взрослости – протекает для воспитанника детского дома, как правило, остро и порой драматично. Причина этому, прежде всего – утрата семьи и недостаток материнской любви. Если этот возраст протекает сложно для детей живущих в семьях, то, что говорить о детях-сиротах.
В подростковом возрасте детям адаптироваться гораздо сложнее, чем младшим школьникам. Если сравнить эти два возраста, то младшие школьники любят учиться, участвовать в различных мероприятиях, они послушны и ищут авторитет среди воспитателей, они заглядывают воспитателю в рот и легко могут открыть ему свой внутренний мир, свои переживания, рассказать о прошлой жизни. Разумеется, с такими детьми легче работать, а значит и легче помочь им адаптироваться.
Что же касается подростков, их психология намного сложнее. У них множество сомнений, их раздражают авторитеты, они слепо верят сказанному, в этом нелегком возрасте очень много проблем, и поэтому им сложнее раскрыть свою душу и пройти процесс адаптации в стенах детского дома.
В концепции депривации (А. Адлер, М. Монтессори, А. Фрейд) личность подростка, воспитывающегося вне семьи, рассматривается как особое качество человека, интегрирующего его нужды, инстинкты, влечения. С этих позиций адаптация «Человека нуждающегося» (термин А. Фрейда) идет первоначально через конфликты, разворачивающиеся одновременно во внешних и внутренних планах: во внешнем – между личностью обществом, во внутреннем – социальные нормы, запреты, цензура совести, осознаваемый мир личности. Исходя из этого, закономерности адаптации подростка утратившего семью, выводятся из исследования динамики и оздоровления различных потребностей и мотивов.
Подростки нуждаются в любви, внимании, общении.
В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и происходит адаптационный процесс.
Как правило, находясь в детском доме последние два года подростки занимаются лишь собой, а не готовятся к самостоятельной жизни, они не в состоянии планировать свое будущее, живут одним днем. Поэтому, от того, насколько подросток будет успешен в детском доме, зависит его будущая жизнь. Программы социальной адаптации таких детей направлены на формирование чувства долга, готовности к самостоятельному планированию и контролю своего поведения, к решению бытовых проблем, самообслуживания и ведения домашнего хозяйств, умения общаться с деньгами, к достижению социально – бытовой адаптации через трудовое и профессиональное обучение, включая кружки и производительный труд, психологической готовности к взрослой жизни в современных социальных условиях. Поэтому нужно серьезно обратить внимание на вопрос самоопределения.
С точки зрения исследователей (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, М.Г. Некрасова) самоопределение – центральный вопрос в подростковом возрасте. Готовность к самоопределению предполагает формирование у подростков умений анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности, давать им оценку, а также наличие сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимание долга, ответственности, таким образом, речь идет о формировании у подростков детского дома неких психологических механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную и созидательную жизнь вне детского дома.
Особое внимание уделяется вновь прибывшим детям, которым сначала нужно залечить душу, а потом только работать над самоопределением.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
В теоретической части предыдущей главы было отмечено, что ребенок попадающий в условия учреждения детского дома , часто груб, недоверчив, плохо идет на контакты как со взрослыми, таки со сверстниками. Данное поведение свидетельствует о том, что у подростка наблюдается процесс дезадаптации, одной из причин которой может быть следующее:
- Дети выросли в семьях, в которых практикуется насилие, как форма внутрисемейных отношений, испытывают его влияние в той или иной мере. Следы этого воздействия, как правило глубоки, хотя проявляться они могут в весьма различных формах.
Основная задача воспитателей: Выявление детей, на которых в семье оказывалось физическое, моральное, сексуальное воздействие. Данная работа необходима для того, чтобы выявить группу риска, организовать комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию в стенах данного учреждения.
Какие методы можно использовать для повышения социальной адаптации ребенка? Во – первых, это доверительная беседа, во – вторых – метод проблемных протективных ситуаций. Данная работа проводится с ребенком индивидуально, в атмосфере доброжелательности, сочувствия и поддержки. На первом этапе воспитатель устанавливает биографические данные в интерпретации самого ребенка. Не всякий ребенок идет на контакт. Поэтому, опираясь на собственные наблюдения, я сделала попытку обобщить признаки насилия. Например, Света К. (13 лет), прибыла в детский дом из неблагополучной семьи. Она агрессивна, груба, проблема с едой и сном, часто перевозбуждается. На контакт с воспитателем не идет. Когда воспитатель хочет погладить по голове, Света уклоняется в сторону, как от удара. На этом примере явно прослеживаются последствия жестокого обращения с ребенком в семье.
Физическое насилие может привести к синякам, трещинам, переломам. Но детям требуется меньше времени на физическое выздоровление, чем на эмоциональное восстановление после насилия. Ребенок может чувствовать себя никчемным и несчастным на всю оставшуюся жизнь. Это может привести к наркомании и преступлениям. В ряде случаев, становясь родителями, такие люди истязают своих детей.
Наряду с физическим насилием в неблагополучных семьях возрастает число сексуальных насилий. Сексуальное насилие также оставляет след на долгое время, что помогает выявить проблемных детей. У людей, подвергшихся в детстве сексуальному насилию, на всю жизнь могут сохраниться депрессивное состояние, приступы тревожности, проблемы со сном, чувство изолированности и отсутствие самоуважения. Страдания детей, испытавших сексуальное насилие, чаще всего отражаются на их поведении. Если признаки физического насилия чаще всего очевидны, то свидетельства сексуального насилия чаще всего скрыты. Дело воспитателя – понять, что происходит с ребенком, что он чувствует. Ниже приводятся некоторые особенности поведения и состояния детей, которые меня насторожили. Например, Таня (14 лет). От других детей ее отличали:
Излишняя сексуальная осведомленность (слова, поведение).
Беспокойный сон, ночные кошмары, ночное недержание мочи.
Излишняя осторожность.
Агрессивное поведение. Вспышки раздражения.
Конечно, эти признаки не обязательно означают, что ребенок испытал сексуальное насилие. У него могут быть другие серьезные причины для такого поведения. Но оно показывает, что ребенок нуждается в помощи адаптации и одной из причин этого может быть сексуальное насилие. Разные дети справляются с этими проблемами по-разному.
Что делать, если ребенок ведет себя так, как описано выше? Как же помочь ему рассказать о насилии, которое над ним совершалось? Известно, что сексуальное насилие над ребенком держится в тайне. Часто, он никому ничего не рассказывает просто потому, что ему так велели. Другой ребенок хоть и понимает, что происходит, не может никому об этом сказать, потому что боится. Воспитатель может помочь открыть свои тревоги, если отношения между ними будут строиться на доверии. Важно, чтобы ребенок, рассказывая, чувствовал себя в безопасности. Нужно быть внимательным к тому, что говорят ваши воспитанники. Они могут пытаться рассказать о своих тревогах. Выслушав их, можно не только выявить проблемы, но и попытаться решить их. Ведь дети, испытавшие сексуальное насилие, часто обвиняют сами себя, теряют чувство собственного достоинства. Склонны пренебрегать своими правами и плохо ориентируются в нормах поведения. Такому ребенку необходимо вернуть самоуважение, самоутвердиться насколько это возможно, надо помочь ребенку вернуться в нормальное детство.
Наряду с физическим и сексуальным насилием нельзя упускать еще одну из форм жестокого обращения. Это эмоциональное насилие. Ведь если ребенок испытывает постоянную нехватку любви и душевного тепла, угрозы, насмешки, крик – то это может привести к потере ребенком уверенности в себе и самоуважения. Ребенок становится нервным и замкнутым. Он перестает доверять взрослым людям. По признакам эмоционального насилия можно также выявить проблемных детей, нуждающихся в адаптации.
Таким образом, можно сделать вывод: Дети, испытавшие жестокое обращение в семье, очень трудно адаптируются в условиях закрытого детского учреждения. Задача воспитателя – помочь в адаптации и не допустить нового насилия над ребенком.
Также для определения дезадаптации подростков, мы пользуемся методом наблюдения экспертных оценок. В качестве экспертов привлекаю людей, имеющих возможность наблюдать за ребенком в различных условиях достаточно длительное время – учителей, воспитателей, психолога. Работаем с ними в тесном контакте. Работа с психологом помогает увидеть анализ потребностно – мотивационной, эмоционально – волевой и психофизической сфер.
В результате может быть выявлено, что у подростка не сформированы некоторые качества: воля, внимание, память и т.п., навыки взаимодействия с окружающими и т.п. Зная все это можно правильно организовать работу , направленную на успешную адаптацию подростков в данном учебном заведении. После проведения коррекционной работы необходимо провести экспертный опрос с целью: Определение степени адаптации. Величина сдвига адаптации в сторону благополучия и будет мерой эффективности проделанной работы.
3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Для всестороннего развития ребенка и комфортного проживания в условиях детского дома необходимо наличие специальных условий, которые определяют его быт, личностные успехи, характер взаимоотношений.
К группе данных условий можно отнести:
- Любовь и внимание воспитателя к каждому ребенку.
- Индивидуальные и групповые беседы.
- Воспитательные мероприятия.
- Просмотр и обсуждение фильмов.
- Чтение книг, статей из журналов и газет.
Основная обязанность воспитателей состоит в том, чтобы наши дети чувствовали себя любимыми. Мы должны любить их такими, какие они есть. Любить безусловной любовью, – т.е. вне зависимости от их качеств и особенностей.
Не важно, как он выглядит.
Не важно, каковы его склонности, достоинства, недостатки.
Не важно, как он себя ведет.
Это, конечно, идеал. Но чем ближе подходить к этому идеалу, тем спокойнее, лучше и увереннее будут дети. Они научатся держать себя в руках, сдерживать досаду и раздражение, и по мере взросления его манеры и стиль будут улучшаться.
Если же любить подростка в тех случаях, когда он оправдал наши ожидания и отвечал нашим требованиям, он будет чувствовать себя неудачником. Его будут мучить чувство незащищенности, тревоги, низкая самооценка и он никогда не сможет адаптироваться в стенах детского дома.
Так в чем же выражается безусловная любовь? Исходя из прочитанной нами книги доктора Росс Кэмпбелла «Как любить своего подростка», безусловная любовь выражается в безраздельном внимании (зрительный и физический контакт) и в умении сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Росс Кэмпбелл считает, что дурное поведение подростков, плохие поступки, чувство неполноценности – это все результат отсутствия самого ценного и важного для них – полного и безраздельного внимания к ним со стороны воспитателей. И именно это основание я использую в своей индивидуальной работе с детьми.
Индивидуальная работа с воспитанником – это один из наиболее эффективных способов корректировки поведения. Мастерство воспитателя в этом случае состоит в том, чтобы для каждого ребенка находить такие средства воздействия, которые воспринимались бы им с пониманием и с пользой для дела. В условиях детского дома это сделать не просто. Как поставить каждого проживающего перед необходимостью сближаться с другими, искать общие интересы в труде, в учебе, в досуге, в жизни и тем самым способствовать становлению здоровых коллективных отношений. Что нужно знать воспитателю о новичке? Прежде всего его прошлую жизнь: чем занимался, где жил, чем занимались родители, какие окружали друзья и многое другое.
Нельзя судить о ребенке, прочитав только его личное дело. Необходима индивидуальная, дружеская беседа. Чтобы провести такую беседу, сначала нужно создать атмосферу расположения. Вот здесь – то и помогут зрительный и тактильный контакты. Когда говоришь с ребенком, очень важно смотреть ему в глаза. Смотреть не просто, а взглядом любящим, понимающим. При этом можно взять ребенка за руку и спокойно сказать: «Ты можешь мне доверять, я помогу тебе, я постараюсь понять тебя». После разговора можно пожалеть, погладить по голове или поцеловать ребенка, в зависимости от ситуации. Иногда достаточно коснуться просто плеча. Зрительные и тактильные контакты должны входить в ежедневное общение с детьми. Это самые эффективные способы наполнить их сознанием собственной значимости, дать им уверенность в себе, и возможность проявить свои лучшие качества. Несколько раз я была свидетелем тому, когда после такой беседы ребенок как будто заново рождался…
Воспитателю следует выделять время, чтобы побыть наедине с каждым из детей. Только при подобных обстоятельствах, один на один, без посторонних могут возникнуть те особые близкие отношения, которые так нужны каждому ребенку, чтобы справляться со всеми жизненными неурядицами, чтобы открыть свою раненую душу. Дети очень дорожат такими моментами, вспоминают о них, когда им приходится трудно, особенно в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте. Но иногда бывает так, что ребенок не может открыться, или даже не хочет. Он погружен в себя и не расположен общаться. Нужно запомнить один секрет: защитные реакции подростка крайне обострены, и ему требуется время, чтобы их преодолеть. Настроиться на искреннюю беседу и поделиться тем, что накопилось в душе.
В работе с такими детьми следует стимулировать самопознание, поощрять ведение личных дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира. В нашей группе 100% девочек ведут дневник, мальчиков – 30%.
Иногда подростку хочется поговорить с воспитателем о какой – либо проблеме, но он не знает, как начать разговор. Тогда он пускает в ход разные намеки. Он может начать с чего – либо менее значительного, чем то, что его на самом деле тревожит. Например, спросить о том, что надо сделать, или рассказать как у него прошел день. Воспитателю нужно быть настороже, потому что именно таким образом подросток просит уделить ему время и внимание. Этим они как бы прощупывают нас, проверяя в каком мы настроении, чтобы понять, можно ли сейчас заговорить с нами о том, что их беспокоит. Если запастись терпением и предоставить ему столько времени, сколько ему требуется, разговор «ни о чем» постепенно перерастет в серьезную беседу. Такое происходит чаще всего перед сном. Именно таким образом вновь прибывшие дети рассказали мне о своей прошлой жизни, и о том, что их волнует. Например, рассказывая о своей прошлой жизни, Таня М. поведала мне о сексуальном насилии, которое было совершено над ней в семье. И я постаралась убедить ее в том, что:
Она ничем не отличается от других детей;
В том, что произошло с ней, нет ее беды.
До полной адаптации Татьяне еще далеко, но вопрос сдвинулся с мертвой точки.
Если ребенок рассказывает вам о жестоком обращении, пожалуйста:
Верьте ему;
Сдержите ваш ужас, ребенок не должен его почувствовать;
Скажите ему, что его никто не обвиняет в том, что произошло;
Скажите ему, что он не один, и что вы защитите его;
Скажите ему, что вы позаботитесь о том, чтобы насилие не было совершено вновь;
Убедите его в том, что вы верите ему, что вы его друг и вам можно доверять;
Обратитесь за советом к специалистам, в частности к школьному психологу.
Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть травму и восстановить нормальные с ним отношения, нужно терпение. В процессе ежедневной работы приходится решать нелегкие вопросы: о чем и как говорить с ребенком, что ему можно сделать, чтобы помочь ребенку пережить случившееся, что делать, если вы чувствуете себя не в силах помочь ребенку. Решение этих вопросов дает положительный результат. Например, 14 – летний Паша через два года обучения в детском доме изменился. После неоднократных бесед, на тему: «Жестокое обращение с животными», «Друг познается в беде», «Смогу ли я ударить девочку», работа с анкетой
Мои самые тяжелые воспоминания.
Сильный всегда прав.
Насилие – решение проблемы.
Хотя работа с Пашей дала положительный результат, этот ребенок не выпал из моего поля зрения. Я продолжаю уделять ему время и внимание. Дабы понимаю, что он не освободился полностью от последствий физического насилия.
Лечить душу – нелегкая задача. На какие только темы не приходится беседовать с подростком: взаимоотношения с одноклассниками, любовь, выбор профессии, вред никотина, наркомания, спорт. Воспитателю нужно много читать, смотреть телевизор, чтобы быть эрудированным во всех вопросах, чтобы говорить с детьми на различные темы, чтобы давать правильные и нужные советы, чтобы корректировать их поведение.
Я знаю, что индивидуальная беседа помогает во всех случаях подростка, это своеобразный ключ к сердцу ребенка.
Сбегает ребенок – индивидуальная беседа;
Конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми – индивидуальная беседа;
Агрессивное поведение – индивидуальная беседа;
Вредные привычки – индивидуальная беседа;
Плохая учеба – индивидуальная беседа;
Выбор профессии – индивидуальная беседа.
Индивидуальная работа дает хорошие результаты, если воспитатель пи этом использует общественные поручения. Это помогает в установлении нормальных взаимоотношений между одноклассниками через общественные поручения, если они даются с учетом интересов и возможностей подростка, можно включить его в работу на пользу всем. Сделать ответственным перед коллективом за порученное дело. Пример: Так Вере было дано поручение нарисовать плакат к новому году. Вера очень старалась и когда плакат был готов, его повесили в игровой. После подведения итогов, Верин плакат был признан лучшим, после чего у девочки повысилась самооценка, изменилось отношение одноклассников к ней, и самое главное – был сделан шаг вхождения девочки в наш коллектив.
Исходя из множества таких примеров, можно сказать, что индивидуальная работа является главным направлением в воспитательной работе. Ведь каждый ребенок – это целый мир переживаний, тысячи жизненных ситуаций, и ключ к этому подобрать не так – то просто. Индивидуальная работа с детьми трудна и требует много времени. Но если это поможет залечить душу ребенка, защитить его в будущем. Дело этого стоит.
Как уже известно, период адаптации для многих детей протекает медленно и тяжело, но благодаря определенным условиям этот период может протекать легче и достигать успеха. Вторым важным условием являются коллективные мероприятия.
Для детей, поступивших в детский дом, чрезвычайно важно, как можно скорее приобрести в коллективе верных друзей или просто приятелей, призванных восполнить образовавшийся в связи с отрывом от семьи «вакуум» общения.
Скорейшее включение ребенка в коллектив предполагает удовлетворение тяги к общению, к проявлению себя в коллективных взаимоотношениях. В то же время проявить себя в этом непросто. Задача воспитателя – педагогически грамотно, ненавязчиво и как можно быстрее вовлечь воспитанника в настоящее общение, в интересные коллективные формы работы, затрагивающие запросы новичка и возвышающие его как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Это возможно при условии хорошей нравственной атмосферы, причем уже сложившимися усилиями воспитателя и детей. В каждом коллективном мероприятии, будь то праздник, конкурс, игра, трудовая деятельность, важно проявить инициативу, сделать хорошую рекламу и от желающих участвовать не будет отбоя. Иначе ребенок замкнется в себе, и потом уже невозможно будет привлечь его к участию в каком – либо деле, а значит, его захлестнет типичное времяпрепровождение просмотр без разбора телепередач, бесцельные прогулки и встречи с друзьями. Отсюда начинаются проблемы: попал под дурное влияние, выпил, закурил, украл, сбежал и т.п.
По инициативе воспитателя каждый день может превратиться в праздник, т.е. ребенок будет доволен прожитым днем.
Коллективные мероприятия направлены на идейно – нравственное, эстетическое и физическое развитие, и предполагают формирование личности с учетом реализации духовных и культурных запросов, жизненных идеалов.
Однако надо помнить о том, что насильно заставить детей заниматься тем или иным делом – значит оттолкнуть их от этого дела. В этом случае пользы от такой деятельности не будет. Поэтому важно уметь находить правильные подходы к каждому ребенку, учитывать его потребности и интересы, и постараться заставить поверить в себя, в свои творческие способности, научить жить более насыщенной и интересной жизнью.
Воспитательная работа ДД требует не набора, а системы мероприятий, глубоко продуманной и методически организованной. Это означает, что все они – разнообразные по содержанию, форме, подходам, эмоциональной окраске, должны иметь внутреннюю связь, дополнять и продолжать друг друга и, по существу, быть нацеленными на решение главной задачи.
Особое место надо отвести мероприятиям, которые положительно регулируют межличностные отношения подростков. Сюда относятся: игры на доверие, игра для знакомства, спортивные состязания, КВН на различную тематику, турпоходы, вечера отдыха и многое другое.
Приведу несколько ярких примеров из своей практики.
После того, как Саша К. поступил в ДД, я заметила в нем такую особенность: замкнут, трудно сходится с одноклассниками, на контакт с воспитателем не идет, постоянно просится домой. После проведения игр на знакомства и на доверие у Саши появились друзья, которые стали брать его с собой в команду, стали заступаться за него в конфликтных ситуациях.
Подобный этому пример произошел с Денисом М. После спортивного состязания в снежном городке мальчик нашел себе хорошего друга. Приобретя друзей, Саша и Денис как будто ожили, пропала замкнутость, появилась уверенность в себе. Начался процесс адаптации.
Все дело в том, что игры такого цикла помогают установить и развить взаимоотношения с одноклассниками. Они помогают сплотить группу, преодолеть преграды в общении и вовлечь каждого в веселое занятии. Кроме этого, игры на доверие дают возможность укрепить характер воспитанников.
Занятия спортом помогают применить знания, полученные во время бесед. Например, полученные при беседе знания о прощении, проходят испытание на прочность, когда нужно простить товарища по команде, упавшего во время эстафеты. Спорт учит и честности – во многих играх перед детьми встает выбор: сказать правду или солгать. Если дет в играх научатся быть честными, они будут честными в общении с нами, а это так важно в данной теме. На главное все же это то, что в каждом из нас в той или иной степени живет дух соревнований. В играх и состязаниях действуют импульсивно, непроизвольно давая волю эмоциям. При этом проявляется их истинная сущность. Поэтому через занятия спортом, раскрыв лучшие и худшие качества, можно быстрее достигнуть поставленной цели. Эгоцентричный человек выберет для себя в игре лучшую роль, будет стремиться завладеть игрой и «сделать себе имя» в споре. Те же, кто стеснителен, или находится в апатии, постарается быть в стороне.
Пронаблюдав за детьми в таких моментах воспитателю легче планировать работу по корректировке проблемных детей. Приведу еще один пример. Прошло уже более двух лет, как Вася Ф. поступил в мою группу. Но я заметила, что чувство неуверенности не покидает его, даже после многих проведенных мною с ним бесед, я не теряла надежды, и продолжала работать с ним. Однажды во время проведения спортивного мероприятия «Минифутбол», я заметила, что у Васи очень хорошо получается забивать голы. После этого я посоветовала ему заняться футболом. Мальчишки с удовольствием взяли его в команду. Через полгода я увидела положительный результат, - Вася стал намного уверенней. В каждом, кто успешно достиг поставленной цели, возрастает уверенность в себе. Каждая победа – будь то пойманный мяч или выигранный матч, приносит чувство удовлетворения от осуществления задуманного. Уверенный в себе и удовлетворенный человек обладает здоровым чувством собственного достоинства и создает вокруг себя приятный климат. Все хотят иметь дело с такими людьми. В будущем они вырастают физически и морально здоровыми, и имеют успех.
Большую пользу в корректировке проблемных детей имеют также вечера отдыха, посвященные различным праздникам и знаменательным дата: 8 марта, 23 февраля, голубой огонек, День святого Валентина, День тайного друга, конкурсы и др. (см. прил. 1).
Данные мероприятия направлены на:
- получение импульса к изучению истории, литературы, искусства;
- пробуждение любознательности, желания пойти в музей, театр,
освоить культуру поведения, научиться хорошему вкусу;
- создание условий для эмоциональной разрядки человека, для
восстановления его физических и интеллектуальных сил;
- выработку коммуникативных качеств, умения жить в коллективе;
- воспитание доброжелательности, внимания к окружающим людям,
а также способности вовремя прийти на помощь
- помощь в выборе будущей профессии;
- формирование организаторских способностей.
Любой праздник, конкурс, викторина удаются, если есть хорошая предварительная подготовка, наглядные пособия. Но практика показывает, что большой успех бывает тогда, когда сами дети готовят мероприятия с ненавязчивой помощью взрослых. Сделать это можно с помощью лидера – ребенка, умеющего заинтересовать других. И совсем не обязательно, чтобы лидером был талант.
Выявив активных детей, я стараюсь больше включать их в различные коллективные мероприятия, даю им главные роли. Зная психологию детей данного возраста, к участию в мероприятиях стараюсь вовлечь всех детей, тем самым формирую межличностные отношения в коллективе.
В подготовке к мероприятиям есть одна хорошая изюминка. Когда подросток помогает воспитателю, он не испытывает давления с его стороны и постепенно защитная реакция ребенка начинает ослабевать. Тогда он сам начинает разговор – сначала ни о чего не значащих пустяках, а затем переходит к более серьезным вещам.
Так, например, когда мы готовились к проведению голубого огонька, Надя Ж. рассказала мне о своей прошлой жизни. А до этого на такой контакт ребенок не шел. То, что мне рассказала Надя, помогло мне глубже узнать особенности этого ребенка.
Организуя просмотр нравственных, добрых фильмов, чтение художественной литературы, можно также планировать воспитательную работу, направленную на успешную адаптацию. Фильмы и книги обогащают и наполняют жизнь ребенка новыми впечатлениями. Они учат переживать, радоваться и сочувствовать.
Так, посмотрев фильм «Маленькая принцесса» о девочке-сироте, перенесшей много трудностей, но не обозлившейся, а, наоборот, желающей всем добра, дети плакали и желали быть такими же. Фильмы о животных «Тайга», «Белый Бим, черное ухо» воспитывают в детях любовь к животным. Некоторые мальчики раскаялись в том, что когда – то обижали животных. Немаловажную роль в успешной социальной адаптации играют диспуты, беседы, классные часы. В диспуте «Смогу ли я ударить девочку» все мальчики высказывали свое мнение, было много спора. Но в итоге решили, что настоящий мужчина не сделает этого никогда. А в беседе после чтения статьи «Братишка из детдома» Коля К. (вновь прибывший) так высказал свое мнение, что я много узнала о его характере, взглядах на жизнь. До этого он был сверхмолчалив. В основном от него можно было услышать «угу», «ага», самое главное – в своих суждениях он осудил пьянство, и сам удивился этому. Опять же это помогло мне дальше планировать работу по социальной адаптации.
Говоря о результативности того или иного мероприятия, будь то беседа, диспут или День тайного друга, я стремлюсь, чтобы эти мероприятия затронули душу ребенка, дошли до его сердца, вызвали эмоциональный отклик.
Отсюда следует вывод: При благоприятных обстоятельствах, новая интересная деятельность, хорошо складывающиеся отношения с одноклассниками, даже при наличии прежних неудач, помогают быстрее осмыслить новые ориентиры в жизни и поведении, принять иную, более активную жизненную позицию и адаптироваться в новых условиях жизни. А задача воспитателя – ободрить, поднять самооценку и помочь выявить лучшие человеческие качества, для дальнейшего их развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда рвутся человеческие отношения, ниточки, связывающие тебя с другими значимыми для тебя людьми, теряется душевный комфорт, рождается обида, раздражение и гнев, приходит одиночество и холод, и никакие богатства не заменят роскоши человеческого общения. По мнению академика Б.Г. Ананьева, великого гуманиста и Человека с большой буквы, первыми формируются черты характера, присущие сфере человеческих отношений, а потом уже все остальные. Как важно, чтобы на самых ранних этапах развития человека он повстречал и ощутил тепло других сердец, от которого рождается доверие к миру и людям.
Школу любви каждый ребенок проходит в семье. А если такой школы ребенок не прошел, уроков любви ему никто не преподносил? Он не слышал колыбельных песен, ласковых слов, он не ощутил горячих поцелуев. Следствием этого является, как правило, дезадаптация и дисгармония личности, эмоциональная холодность и черствость, задержка психического развития, задержка речи, а главное, человек не может наладить отношений с людьми, решать для себя важные проблемы, преодолеть жизненные трудности…
Данная проблема обостряется в подростковом возрасте, особенно при наличии сопутствующего фактора – ребенок попал в школу интернатного типа. В этой ситуации возрастает значимость тех людей, которые большую часть времени проводят с подростками – воспитатели.
В своей реферативной работе, я обозначила особенности социальной адаптации подростков из неблагополучных семей в условиях жизни детского дома и обозначила свой взгляд на эту проблему, а также пути повышения адаптивных возможностей подростков к изменившимся условиям жизни.
Основная мысль нашей работы сводилась к тому, что воспитательная деятельность направлена на каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психологических особенностей, особенностей поведения и взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых – способствует успешной адаптации в новой социальной среде.
Представленный теоретический и практический материал является основанием для продолжения работы в области повышения степени социальной адаптации детей находящихся в ДД, а также отслеживания дальнейшей судьбы подростков с целью изучения их адаптивных возможностей в новых жизненных ситуациях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Воспитатель в общежитии. Педагогические беседы. Об организации досуга молодежи. (Москва, 1988)
2. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа.( Гербеев Ю.В, Просвещение, 1984)
3. Изучение ребенка в детском доме. Лишенные родительского попечительства. (Арямов И.А., Хрестоматия, 1991)
4. Как любить своего подростка. (Кэмпбелл Р С., Петербург, 1998)
5. Классификация адаптаций. Словарь основных понятий.(Корель Л.В. Новосибирск, 1996)
6. Некоторые особенности подростков из семей, зараженных насилием. («Вестник» РАТЭПП №1/1995)
7. Непослушный ребенок. (Добсон Д. С. Петербург, 1995)
8. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. (Под ред. Мухиной В.С. Москва, 1989)
9. Педагогические условия формирования жизненных планов подростков – воспитанников детских домов семейного типа. (Хациева М.А. Монография. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999)
10. Половое воспитание девочек. (Фролова О.Г. 1988)
11. Половое воспитание. (Залкинд А.Б. Москва, 1930)
12. Растить человека. (Зюбин Л.М.)
13. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. (Гусев Г.А. Москва, 1993)
14. Социальная адаптация детей – сирот. (Дементьева И.Ф. 1992)
15. Социальная работа. (Курбатова В.И., 1999)
16. Социальная педагогика. (Василькова Ю.В., Василькова Т.А. М.А, 1997)