Дополнительная образовательная программа Оригамные фантазии

Министерство образования Ульяновской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-
образовательный центр «Юность»



Утверждаю

Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ

«Юность»______Кондикова Т.В.

«____»______________2014 г.



Образовательная программа

дополнительного образования детей

оригамные фантазии

Всего часов 12

Возраст 7-15 лет



Программа рассмотрена

и одобрена на заседании
педсовета

«____» __________2014
Протокол №___

роспись секретаря_____
Программа разработана

Аникиной Ларисой Александровной

педагогом дополнительного образования ОГОУ ДОД


ДООЦ «Юность»





Димитровград 2014
Содержание

1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Предполагаемые результаты
5. Список литературы
6. Приложения


Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Оригамные фантазии» реализуется на базе ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность».
Данная программа является общекультурной программой эстетической направленности. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность.
Физиологи установили, что работа наших пальцев связанна с работой головного мозга. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известна о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требую постоянного внимания и заставляют думать ребенка. Искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозга. Занятия оригами учит детей различным приемам работы с бумагой, таким как:
сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание;
развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;
учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит действовать устным инструкциям;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами;
развивает пространственное воображение учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков;
развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о происхождения и свойствах бумаги, истории оригами и изучают базовые формы.
Актуальность программы «Оригамные фантазии» заключается в том, что она предоставляет возможность педагогу осуществить индивидуальный подход к ребенку, раскрывать его творческие задатки, развивать его художественно-эстетический вкус.
Цель программы интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
знакомить детей с основными терминами и базовыми формами оригами;
обучать различным приемам работы с бумагой;
формировать умение следовать устным инструкциям;
знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
развивать внимание, память, логическое пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
Воспитывающие задачи
воспитывать интерес к искусству оригами;
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и коллективизма.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, индивидуальные формы.
Методы:
словесный (беседа, рассказ);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работы по образцу и др.);
практический (выполнение работ по схемам и т.д.);
объяснительно-иллюстративный дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный дети воспроизводят полученные способы деятельности;
частично-поисковый участие детей в коллективном поиске решения поставленных задач совместно с педагогом;
исследовательский самостоятельная творческая работа детей;
фронтальный одновременная работа со всеми детьми;
индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой организация работа в группах;
индивидуальный.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа. Наполняемость в группе не больше 12 человек.

Учебный план

№ блока
Наименование блока
Количество часов

1
Введение в программу. Ознакомление с базовыми формами.
2

2
Подвижные игрушки. Пальчиковые игры.
2

3
Надувные игрушки. Пальчиковые игры.
2

4
Многомодульное оригами. Пальчиковые игры.
2

5
Многомодульное оригами. Орнамент из конфетных фантиков. Пальчиковые игры.
2

6
Итоговые занятия, выставка.
2

Всего
12


Учебно-тематический план
№ блока
Наименование блока
Количество часов



Всего
Т
П

1
Введение. История создания бумаги, история возникновения оригами. Техника безопасности. Базовые формы.
2
1


1

2
Подвижные игрушки. Складывание: каркуша,
лягушка-болтушка. Базовые формы. Пальчиковая игра «Братья».
2


1
1

3
Надувные игрушки: надувной заяц,
надувной чертик. Базовые формы. Пальчиковая игра «Гости».
2

1
1

4
Многомодульное оригами: классическая кусудама. Пальчиковая игра «Гонки».
2
1
1

5
Многомодульное оригами. Складывание из конфетных фантиков орнамента, солнышко. Пальчиковая игра.
2
1
1

6
Итоговые занятия. Анкетирование детей. Оформление выставки.
2
1
1

Всего
12
4
8



Предполагаемые результаты
Дети должны знать:
базовые формы оригами;
пальчиковые игры;
способы складывания изучаемых игрушек;
правила вежливого поведения в коллективе;
Дети должны уметь:
самостоятельно складывать все 11 базовых форм;
самостоятельно провести любую выученную пальчиковую игру в группе;
уметь художественно оформить игрушку, сувенир;
применять коммуникативные качества в решении нестандартных ситуаций;
применять на практике полученные знания.
Форма контроля: наблюдение, практический контроль.
Результатом реализации данной программы является выставка детских работ.


15