Конспект урока по технологии на тему Фенечки из бисера (3 класс)
Конспект урока по технологии Учитель начальных классов: Дурнева Татьяна Владиславовна
Класс: 3
УМК: «Планета знаний»
Тема: Фенечки из бисера
Цель: научить работать с новым материалом – бисером, формировать представление об изделиях из бисера – фенечках.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение работать с бисером,
- формирование представления об изделиях из бисера - фенечках,
- овладение навыками правильной подготовки рабочего места к работе и культурой поведения за столом.
Метапредметные:
- развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы;
- развитие речи учащихся, обогащение и усложнение словарного запаса за счет введения новых понятий,
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах,
- знания о сферах трудовой деятельности, связанных с изготовлением украшений из бисера, о профессии дизайнера бисероплетения и мастера ручной работы.
Личностные:
- формирование познавательного интереса,
- формирование позитивной самооценки.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-демонстративные (объяснение, рассказ, инструктаж)
Оборудование и наглядные пособия: учебник, презентация «История фенечек», иллюстрации «Виды бисера», «Разнообразие фенечек», технологические карточки, карточки для рефлексии.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование
УУД
1. Организационный момент
1 минута - Прозвенел звонок. Все готовы к уроку? Все ли у вас лежит на партах, необходимое для урока?
- Я просила вас принести на сегодняшний урок технологии бисер, тонкую проволоку, ножницы. Они понадобятся нам сегодня. Готовятся к уроку. Личностные УУД: умение настраивать себя на работу.
2. Актуализация знаний.
5 минут
Приложение 1.
- Что такое переплетение? Какие виды переплетения вы уже знаете?
- Какие украшения, сделанные своими руками вы знаете? Из чего можно сделать украшения самим?
- Что вы знаете о проволоке? Где её используют?
- Что относится к инструментам, а что к материалам? Отвечают на вопросы. Познавательные УУД:
- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения.
3. Целеполагание
2 минуты - Скоро у нас первый весенний праздник. Международный женский день. Мамам, сестрам, бабушкам, подружкам было бы приятно получить подарок, сделанный вашими руками. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать на уроке? Фенечки из бисера. Регулятивные УУД: умение самостоятельно сформулировать тему урока.
4. Изложение учителем нового материала
5-7 минут
Приложение 2.
- Краткая история фенечек.
- Виды фенечек.
- Фенечки из бисера.
- Бисер. Его виды.
- Профессия хендмэйкера (мастер ручных работ) и дизайнера бисероплетения. Дети слушают, при необходимости комментируют и отвечают. Познавательные УУД:
- умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать.
5. Закрепление знаний учащимися.
3 минуты
Приложение 3. - Посмотрим, как вы поняли новый материал. Перед вами на доске слова с пропущенными буквами. Давайте попробуем восстановить слова и дать им определение. Фенечка – браслет ручной работы из бисера, ниток или кожи.
Проволока – металическая нить.
Бисер – маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Переплетение – техника, при которой соединяются путем переплетения, пересечения два или несколько видов какого-либо материала. Познавательные УУД:
- умения извлекать информацию из прослушанного текста,
Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения.
6. Физкультминутка
2 минуты
Приложение 4. - Прежде чем мы приступим к выполнению работы, проведем физминутку. Дети выполняют упражнения. 7. Практическая работа
17 минут
Приложение 5.
7.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение учащимся названия практической работы;
- разъяснение учащимся задач практической работы;
- ознакомление учащихся с объектом труда – образцом;
- ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
- ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ИК, ИТК);
- предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы;
- инструктаж по технике безопасности.
7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
7.3.1. Формирование новых умений:
-проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, при¬способления);
-соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при вы¬полнении задания.
7.3.2. Усвоение новых знаний:
- проверка правильности использования учебно-технической документации;
- инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.
7.3.3. Целевые обходы:
-инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
-концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполне¬ния операций;
-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
-контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
-рациональное использование рабочего времени учащимися.
7.4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
- разбор типичных ошибок учащихся;
- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. Дети выполняют работу по технологическим картам. Регулятивные УУД: умение работать по заданной схеме, сравнивать с образцом.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
3 минуты
Приложение 6.
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку. Оценивают свою работу. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные УУД: рефлексия; смыслообразование
9. Уборка рабочих мест - Урок окончен. Убираем свои рабочие места, готовимся к следующему уроку. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
- Мы с вами уже сталкивались с понятием «переплетение» на уроках технологии. Что это такое? Какие переплетения вы знаете?
Переплетение – это техника, в которой переплетают, соединяют два или более вида какого-либо материала. Бывают переплетения тканей, бумаги.
- Какие украшения, сделанные своими руками, вы встречали?
Браслеты, серьги, бусы.
- Что вам известно о проволоке? Где её используют?
Про́волока — металлическая нить. Ювелирные украшения античных времён часто содержат, в виде цепочек и декоративных элементов, большое количество аккуратно сделанной проволоки.
- В чем различие между инструментами и материалами?
Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо называют материалом. К ним мы сегодня отнесем бисер, проволоку.
Орудие для производства каких-либо работ – инструмент. К ним можно отнести ножницы.
Приложение 2.
- Ребята, а вы знаете когда появились первые фенечки?
Фенечка, или «фенька», «феня» (предположительно, от англ. thing — «вещь, штука») — браслет ручной работы из бисера, ниток или кожи. Является характерным атрибутом субкультуры хиппи.
Фенечки получили широкое распространение в среде хиппи, считающих себя «детьми цветов» (отсюда любовь ко всему яркому, цветастому). Фенечки являлись неотъемлемой принадлежностью хиппи, способом самовыражения.
Идея создания фенечек была заимствована хиппи у североамериканских индейцев и использовалась как символ дружбы — после обмена фенечками индейцы считались назваными братьями. Считалось также, что тот, кому подарили браслет, должен носить его, пока он не порвётся сам. Первоначально аналогичной была ситуация и у хиппи. После обмена фенечками хиппи считались названными братьями. Однако со временем братство стало пониматься как нечто само собой разумеющееся, и символическое значение фенечек вышло на первый план.
Фенечки в среде хиппи использовались вместо обручальных колец. Такие обручальные фенечки часто плелись одинаковыми и дарились друг другу.
В наши дни фенечки используются просто как украшение, их обычно плетут в качестве подарка для определённого человека, с учётом его характера, пристрастий, своего собственного отношения к нему. Часто их дарят на день рождения. Ранее считалось, что их нельзя продавать, но вот уже много лет фенечки можно увидеть в продаже и в России, и за рубежом.
Ввиду своей универсальности фенечку может носить как представитель женского пола, так и мужского.
Нечто похожее на фенечки плели и славяне. Чаще это были разного рода узоры на рукавах, которые, по поверию славян, отгоняли злых духов.
- Существует два основных вида фенечек. Давайте попробуем в этом разобраться.
Фенечки делают вручную, обычно из ниток или бисера.
Самыми популярными нитками для плетения являются мулине, «ирис», «мак» и «лилия».
Из современных материалов могут использоваться телефонные провода и витая пара.
Основными видами плетения считаются:
косое (мозаичное)
прямое
Данное деление справедливо как для плетения нитками, так и бисером.
Самой популярной схемой плетения является «полосочка», она же «классика», которую можно плести как косым, так и прямым плетением за счёт того, что она является прямым плетением с чередованием ведущей нити, что можно получить и при косом плетении, проплетая все узлы в одну сторону.
- Мы с вами остановимся на фенечках из бисера. Плетение фенечек из бисера — это один из самых простых и распространенных видов рукоделия. Украшения из бисера существовали уже давно. Еще в Древнем Египте и Вавилоне люди украшали себя бусами, браслетами и вышивками из бисера. Существовала такая традиция и на Руси. В те времена изделия из бисера считались символом роскоши и достатка. Один из наиболее распространенных способов, которым выполняется плетение фенечек из бисера — это параллельное нанизывание. Эта техника выполняется двумя связанными нитями, или двумя концами одной нити. На одну из нитей нанизываются бисеринки, а другой конец пропускается через них навстречу первому.
- Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением. Также бисер используется в вышивке и мозаике. Почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
- В последнее время все больше входят в моду изделия ручной работы: вышивки, вязанье, кружева, абажуры, игрушки, фигурки из дерева, фенечки. Их авторами являются талантливые, творческие люди – хэндмэйкеры. В дословном переводе – делать руками. Это мастера ручной работы. Их работы очень дорогие, потому что они авторские – делаются на заказ для конкретного человека. Еще одна профессия, связанная с бисером – дизайнер бисероплетения. Они очень тщательно продумывают украшения, сделанные из бисера, подбирают цвета. Разные цвета и узоры на фенечке имеют свою символику. Они могут дать о носящем их человеке различную информацию. Например, голубой цвет – дружба, зеленый – гармония, красный – любовь, белый – добро. Если переплетать два цвета, получится другое значение. Красный+зеленый – любовь к природе и так далее. Дизайнеры очень внимательны в своей работе.
Приложение 3.
1. ф н е к а
2. п р в л к а
3. б с р
4. п е р е л е т е и В данном кроссворде потерялись буквы. Давайте вы найдем их. И дадим определение получившимся словам.
Приложение 4.
- Прежде чем мы приступим к выполнению работы, проведем физминутку.
На лужайке по ромашкам (сидя за партой, руки на парте ладонями вниз, сгибая и разгибая пальцы) жук летал в цветной рубашке (медленно поднять руки вверх, развести пальцы веером).
Жу-жу-жу (наклон вправо с рукой), жу-жу-жу (наклон влево с рукой), я с ромашками дружу (обнять соседа).
Тихо на ветру качаюсь (наклониться вниз), низко-низко наклоняюсь (маятникообразные движения рук слева направо и справа налево).
Приложение 5.
- Перед началом работы запомните некоторые правила.
При нанизывании бисера проволоку придерживают левой рукой, а правой нанизывают бусинки на нить.
Бисеринки не должны двигаться на нитке и не должны слишком плотно прилегать друг к другу, иначе готовое плетение получится сморщенным и потеряет свою привлекательность.
Используйте для работы бисер одного размера, чтобы не получилось ненужных пустот и морщин.
Итак, можно приступать к выполнению работы. У вас есть бисер разного цвета. Перед вами лежат необходимые инструменты.
Будьте внимательны и аккуратны. Вы можете сделать такое же украшение, как у меня. А можете придумать свое. У вас все получится.
1. Возьмите проволоку. Отрежьте кусок необходимой длины.
1257566124224
65137717762300
3537982900300
23684015683000
53706217700
1431290105156046990013284200349885140462023622014503402335329692732. Наберите 4 бисеринки на данный кусок проволоки. 1895475701040 3. Пропустите проволоку через первую бисеринку и продолжайте так же нанизывать остальное.
9277355956304. Соедините начало с концом и придайте нужную форму изделию.
45454182201
1947545159385
Приложение 6.
- Если кто-то не закончил фенечку на уроке, доделайте дома. Так же дома вы можете попробовать сделать другую фенечку. Не забудьте подарить их маме, бабушке или сестре в день 8 марта.
Перед вами лежат смайлики. Покажите тот, что соответствует вашему настроению сейчас.