Статья Проектно-исследовательская деятельность как средство воспитания и самоутверждения детей


Проектно-исследовательская деятельность как средство воспитания и самоутверждения учащихся.
Селиверстова Елена Геннадьевна- учитель начальных классов, МОУ Игнатовской СОШ, Майнского района, Ульяновской области.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, которая предполагает решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Учитель, когда замышляет свой проект, разрабатывает его обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем процессе. Он ясно понимает, как и с каким материалом нужно ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить и приобрести.
В настоящее время современное общество требует для успешности человека не только быть хорошим специалистом и иметь определённые знания и умения, но и быть неординарной личностью, которая может самостоятельно ставить и решать проблемы. Только в этом случае человек будет востребованным, конкурентноспособным специалистом.
Перед школой ставится задача: воспитать успешного гражданина общества. Одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности является проекто-исследовательская деятельность. Именно такой вид деятельности позволяет ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, а также умение работать в коллективе.
Проектно-исследовательская деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместную деятельность детей, преподавателей и родителей. Такая деятельность имеет общую цель, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта. Такая работа сближает всех участников, так как тема для работы интересна всем, каждый может дать совет, помочь ребёнку, который погружается в проблему, мысленно проживает вполне реальные жизненные моменты ее возникновения, процветания развития и разрешения. Такая работа кроме образовательной играет ещё большую воспитательную роль. Ребёнок в ненавязчивой форме приобщается к жизненно-важным проблемам, находит пути решения этих проблем. А взрослый, в случае ошибочного, некорректного поведеня ребёнка, легко воздействует на него. Такие воспитательные моменты имеют большую пользу, чем «неинтересные, надоедливые» беседы, обсуждения и т.д. От воспитания словом происходит переход к воспитанию самой жизнью.
Проектирование создаёт условия для самоопределения, творческой самореализации и непрерывного образования детей. Учащийся в такой работе проявляет инициативу, энтузиазм, старается выполнить работу в срок. Всё это дисциплинирует, воспитывает ответственность у ребёнка, учащийся пытается доказать, что он сделал верный выбор.
Также нам следует отметить, что стремление самоутвердиться является одним из главных факторов эффективности проектной деятельности. Во время решении практических задач естественным образом формируются отношения сотрудничества с учителем, так как для каждого из них задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению.
Одним из важнейших условий проекта является публичная защита, предъявление результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о порядке работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Этап самопрезентации – важнейшая часть работы над проектом, которая помогает самоутвердиться учащемуся, продемонстрировать проделанную им работу, а также опыт,который он преобрел. Дети становятся самостоятельными в мышлении и действиях, ответственными за свои поступки и действия. Всё это показывает, что в работе реализуются не только образовательные, но воспитательные задачи.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность является новым, научно обоснованным методом учебно-воспитательной работы, в которой обучающийся является организатором, мотиватором, исполнителем и контролером своей деятельности, что отвечает требованиям концепции модернизации динамически развивающегося Российского образования.