Доклад Формирование личностной адекватной самооценки подростка с проблемами в развитии.


Формирование личностной адекватной самооценки подростка с проблемами
в развитии.
Задачи:
а) коррекционно-развивающие:
коррекция самооценки посредством упражнений направленных на формирование адекватного уровня самосознания и отношения к себе;
формирование способности идентифицировать себя со значимыми взрослыми и со своими сверстниками;
б) образовательные:
формирование представления о самом себе и других людях;
обучение навыкам адекватного общения
в) коррекционно-воспитательные:
формирование нравственных качеств – взаимной поддержки, взаимопонимания и др.
воспитание культуры и этики межличностных отношений
Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Поэтому перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю. И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией. С понятием самооценки российские педагоги познакомились в 70-х годах прошлого века. Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе. Его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой.
Выделяют три основных вида самооценки: адекватная самооценка; завышенная самооценка; заниженная самооценка. Оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует.
Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто, свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Дети с низкой самооценкой делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому часто возникают трудности в школе и дома. Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться.
А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места. К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний. У умственно – отсталого ребёнка неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Самооценка у умственно – отсталых детей в целом подчёркивает её неадекватность в сторону завышения. Большое место в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида отводится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля.
Таким образом, для формирования (или корректировки) адекватной самооценки школьника, рекомендуется: педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха. Работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
проводить с детьми релаксационные игры; предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться; предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); предоставлять детям возможность делать выбор, как можно чаще называть ребёнка по имени; хвалить ребёнка в присутствии других детей;
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная. В настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с адаптацией выпускников специальных школ. Это связано не только с имеющимися у них нарушениями личностного становления, отклонениями в физическом и психическом развитии, но и с особенностями социально-психологических условий, в которых они находятся.
Адекватная личностная самооценка подростков с нарушением интеллекта, необходима им в регуляции своего поведения. По мере развития она может способствовать повышению их адаптационных возможностей в социуме. Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. Это время необычайно важно для каждого человека, наполнено событиями и переменами, противоречиями и бурями. Не менее сложное оно и для тех, кто его изучает, старается выделить и проследить основные закономерности.
Говоря о переходном возрасте, психологи часто используют слово «кризис», подчёркивая, что сложности и проблемы, присущие, этому периоду, закономерны и встречаются в жизни практически каждого. Источники кризиса - в сложности триединой задачи, которая стоит перед тем, кто вступает в переходный возраст, - задачи перехода от детства к взрослости, включающей три аспекта - биологический, социальный, психологический.
Ряд проблем переходного возраста связан с неравномерностью трёх аспектов развития в этот период и со сложностью их взаимодействия. Часто неравномерность возникает из-за того, что достижение социальной зрелости в нашем обществе занимает слишком много времени. Тому пример Самохвалова Оксана. Но случается и обратная ситуация: жизненные обстоятельства складываются так, что требуют раннего вступления во взрослую жизнь, так например Чокнадий Коля, то есть социальный аспект взросления опережает психологический.
Неравномерность развития в переходном возрасте ярко проявляется и на индивидуальном уровне. В одном классе можно встретить и почти взрослую девушку, и мальчишку на голову её ниже. Не меньше, и хотя не так легко заметные различия между сверстниками существуют и в психологическом и социальном плане. При этом физически менее развитый подросток может опережать своих сверстников в умственном развитии или быть психологически гораздо более зрелым сформировавшимся как личность. Поэтому в переходном возрасте, как ни в каком другом велико разнообразие вариантов развития, а общие закономерности могут плохо соответствовать, тому, что происходит с каждым в отдельности.
Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Формирование Я -образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением. Важным моментом при этом является становление самооценки.
Самооценка — компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков. На своих занятиях я часто провожу упражнения, тесты, которые помогают воспитанникам оценить себя. Конечно не все воспитанники могут себя оценить адекватно, но такие как Дереча В. Чокнадий К. при разборе каких качеств им не хватает, отметили, что им не хватает дисциплинированности. А Михайлова Л. призналась, что ей не хватает уверенности в себе.
На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. Подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку. Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и, наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, межличностные контакты, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Дети 12 – 13 лет переживают тяжелый период, испытывают кризисный момент жизни. Этот этап начало пубертатного периода. Происходит половое созревание, вторичное становление личности. Поэтому детьми с интеллектуальными нарушениями особенно трудно переживаются эти годы. Так как в этот возрасте они начинают подражать взрослым в меж половых взаимоотношениях. Вот в этом возрасте они особенно остро сталкиваются со своими личностными проблемами. У ребенка с интеллектуальными нарушениями заметно улучшается успеваемость, если своевременно устраняются барьеры для свободного взаимодействия с окружающим миром.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания. Так, например, если в семье у ребенка сформировали, положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной, оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т. д.). При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.
Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким и контрастным воздействиям. В семье, пока он мал, особенно в те периоды, когда обнаруживается та или иная болезнь нервной системы, его не только жалеют, но и радуются малейшему успеху, малейшему достижению. Сам ребенок склонен также высоко себя оценивать. У него возникают повышенные притязания к вниманию со стороны взрослых, их одобрению и ласке. Но вот ребенок попадает в детский сад либо просто в детский коллектив соседей по двору, и сложившейся самооценке наносится серьезный удар.Ни с чем несравнимый в тяжести моральный ущерб личности ребенка с интеллектуальными нарушениями наносится в том случае, если он по ошибке попадает в массовую школу и начинает там обучение.
Если ребенок находится в массовой школе краткий срок, это оказывается тяжелым эпизодом, который затем в значительной мере забывается. Но если неправильно направленный в массовую школу ребенок задерживается там, на годы, длительный, многократный неуспех приводит к возникновению и закреплению отрицательных качеств личности.
Нередко этот ущерб, этот удар усугубляется разными видами осложнений в семье. Так, например, бывает, что отец не может скрыть раздражения и горькой досады на «неудачного» ребенка. А мать, пытаясь компенсировать это недовольство, чрезмерно «захваливает» своего ребенка. В других семьях источником унижений становится младший, психически полноценный ребенок, который, подрастая, перегоняет своего брата с интеллектуальными нарушениями (или сестру), и, не понимая ситуации, беспрерывно подчеркивает свое превосходство.
Неустойчивость самооценки, наблюдающаяся у некоторых умственно отсталых детей, приводит к тому, что на них оказывает отрицательное влияние оценочная ситуация (ситуация опроса, контроля и т. д.).
При формировании адекватной самооценки важна организация увлекательной для ребенка деятельности. Интерес к ней, увлеченность ею рождают потребность соответствовать определенным требованиям к поведению в деятельности. Факт увлеченности организуемыми делами косвенным образом свидетельствует о принятии воспитанниками определенного образца поведения. В этом случае возникает собственно процесс само оценивания, сравнения себя с образцом, тем более интенсивный, чем в большей степени участники деятельности стремятся к успеху. Недостаточное воспитательное воздействие организуемых в детских коллективах дел в числе важнейших причин объясняется тем, что они в целом ряде случаев не возбуждают стремления к успеху, и поэтому не возникает принятия определенного образца поведения в деятельности и главное - потребности в самооценке.
Особую функцию в формировании самооценки выполняет собственно оценочная деятельность воспитанников. Ее организация ставит их в активную позицию относительно усвоения именно этого феномена, который составляет задачу воспитания. Если практическая деятельность рождает и во многом реализует потребность самооценки, то собственно оценочная деятельность уточняет образец и непосредственно учит самооценке в связи с принятым образцом. Педагог имеет возможность в ходе оценочной деятельности коллектива направлять ее и корректировать относительно каждого воспитанника.
Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду, и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У воспитанников формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки его социализации. Однако, как показывает анализ, трудовая, бытовая и психологическая адаптация выпускников школы VIII вида далеко не всегда проходит успешно. Заметна тенденция к частой смене работы, не всегда объективно обоснована неудовлетворенность заработком, имеют место трудности в установлении контактов с членами коллектива, отстраненность от участия в общественной и культурной жизни предприятия. Большие проблемы возникают в связи с неумением правильно распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих с родителями, явно выражены иждивенческие настроения.
Причины затруднений связаны не только с особенностями психофизического развития детей, но и с состоянием обучения и воспитания в коррекционной школе.
Поэтому в общеобразовательном учреждении VIII вида должны быть созданы необходимые условия, максимально содействующие расширению и углублению социализации учащихся в трех основных сферах: деятельности; общении; самопознании.
Включение воспитанников в совместную, продуктивную деятельность;
Расширение круга общения за счет вхождения во внешнюю социальную среду;
Формирование образца собственного «Я» как активного субъекта деятельности.
Самооценка детей с недостаточным развитием интеллекта, представлена тем, что подростки предъявляют такие же жесткие законы в коммуникации, как и подростки без нарушений психического развития. Для них так же важен статус сверстника.
Нарушение интеллекта подростков дает некоторый отпечаток на становление его личности, на его отношение к себе и окружающим, поведение в обществе. Однако, если подросток попадает в коллектив себе подобных, то можно отчетливо увидеть сходство в поведении со сверстником не имеющим отклонений в интеллектуальном развитии. Таким образом, самооценка подростков имеет прямую взаимосвязь с окружающей средой независимо от наличия нарушений или их отсутствия.При работе с родителями особая роль отводится беседам и консультациям, вот некоторые рекомендации которые были даны родителям воспитанников.
Рекомендации для родителей .Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя;
Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе;
Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;
Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра);
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка чрезвычайно сложен. Иногда, прожив целую жизнь человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Тем более трудна эта задача для него в то время, когда он, как личность, ещё проходит период своего становления, когда его оценочные способности только формируются.
Основная причина неверной самооценки многих подростков не в том, что они не хотят видеть и признавать свои недостатки, а в том, что они не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Следовательно, задача воспитателей должна заключаться не в том, чтобы заставить подростка публично признать свои промахи и ошибки, а в том, чтобы путём целенаправленных психолого-педагогических воздействий помочь ему самому убедиться в их существовании. Публичное признание своих ошибок и недостатков педагогически действенно лишь в том случае, если сам подросток их видит, но по каким-либо причинам не может от них избавиться. Важно не «давить» на подростка угрозами, правилами, запретами (они оказывают весьма специфическое воздействие в данный возрастной период), а создать максимально благоприятные условия для формирования адекватной самооценки в социальном окружении подростка (педагоги, родители, психологи, сверстники).
Список используемой литературы.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьника. - М.: Академия, 1975.
Змановская Е. В. «Девиантология». Психология отклоняющего развития. – М.: Академия, 2001.
Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Аркти, 2000.
Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
Черпухина Т.В. Защита детства. Дети с ограниченными возможностями. – Вологда: издательство «Русь», 2004.
Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004.

ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат Vlll вида»
Формирование личностной адекватной самооценки подростка с проблемами
в развитии.
Подготовила воспитатель 9 «А» класса: Чеботарь Н.Ю.


2013