Программа профильного обучения по курсу Швейное дело-9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект,2012
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 марта 2001 года № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов потрудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (пр.Минобрнауки России от 4 октября 2010г. № 986); норм СанПиН (2.4.2. 2821-10 от 29 декабря 2010 г. №189);
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (пр.Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. № 2106);
-Адаптированная образовательная программа МБОУ Краснокоммунарская средняя общеобразовательной школы;
-Учебный план МБОУ Краснокоммунарская СОШ для учащихся с лёгкой умственной отсталостью;
-Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобрнауки России от 21 июня 2006г. №03-1508);
Место курса в « Швейное дело» в учебном плане
Программа рассчитана на 18 часов, 2 часов в неделю в 4-ой четверти.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции.
Цель курса
-овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской легкой одежды;
- профильная подготовка на базе школы по курсу « Швейное дело» старшеклассников для обеспечения социальной адаптации выпускников к рынку труда . Задачи курса:
формирование трудовых навыков и знаний, умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
закрепление и совершенствование приёмов при пошиве одежды, отдельных элементов одежды: рукав, застёжка, воротник ;развитие мышления, способности к пространственному анализу;
формирование эстетических представлений и вкуса;
воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда.
коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
- оказание практико-ориентированной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, выборе пути продолжения профессионального образования.
Коррекционные задачи ( в соответствии с особенностями группы обучающихся):
-развитие общей и мелкой моторики, ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по- разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка;
-овладение общетрудовыми умениями: ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль; правильность выполнения учащимися трудовых приёмов;
– развитие зрительно-пространственного восприятия, разных форм мышления, речи, воли;
-развитие санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
-развитие доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь отстающему;
- формирование коммуникативных навыков;
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
системно-деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Общая характеристика предмета
Программа представляет собой общую трудовую подготовку на базе школьной швейной мастерской. Основной задачей обучения является формирование общетрудовых умений и навыков, не требующих значительных мускульных напряжений, а потому доступных для наиболее слабых детей. Работа в швейной мастерской заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда; умению частично анализировать образец, ориентироваться в задании с помощью учителя, работать по предложенному плану, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ.
Чтобы избежать ситуаций неуспеха и неудач в работе учащихся, необходима правильная организация предварительной ориентировки в задании и планирования с опорой на образец изделия и инструкционную (предметную) карту.
Трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях. Работа по развитию речи осуществляется при формировании образа изготовляемого объекта, планировании работы.
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др предметах. На каждом занятии необходимо работать над трудовыми умениями и навыками.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимся технологией пошива женской лѐгкой одежды, скоростным приёмам труда на швейных машинах. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению.
В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьниками общеобразовательных предметов.
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Занятия, согласно программе, направлены на практическую подготовку учащихся специальных образовательных учреждений VIII вида к самостоятельной трудовой деятельности, на последующую интеграцию выпускника в общество. Большое внимание уделяется формированию у учащихся коммуникативных навыков, необходимых на производстве.
Содержание общепрофессионального курса представлено темами, изучение которых профессионально значимо для овладения профессией швеи. В них содержатся основные сведения о материаловедении, оборудовании швейного производства, стандартизации и контроле качества продукции, культуре делового общения, охране труда.
В процессе обучения особое внимание обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда.
Закрепление полученных знаний осуществляется в процессе выполнения практических работ.
Усвоение основных тем программы завершается экзаменом практических и теоретических знаний по обучению.
Результатом освоения профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является готовность обучающего к
самостоятельному выполнению работ в дальнейшей профессиональной деятельности на швейном производстве.
В результате профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки обучающийся должен знать:
- методы и приемы выполнения подготовительных и простейших операций по пошиву изделий из разных материалов;
- назначение и правила эксплуатации обслуживаемых машин;
- причины неполадок, возникающих при выполнении машинных работ;
- правила рациональной организации рабочего места;
- правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
- требования безопасности труда.
Уметь:
- выполнять на машинах или вручную простейшие операции по пошиву изделий из различных материалов;
- контролировать качество кроя, соответствие фурнитуры цвету и назначению изделия;
- предупреждать и устранять дефекты продукции;
- рационально организовать рабочее место;
- соблюдать правила безопасной эксплуатации швейного оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда.
Результаты обучения
Результатом производственного обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является накопление опыта самостоятельного
выполнения работ;
Совершенствование профессиональных умений и навыков, формирование творчески мыслящей личности и готовность работать самостоятельно в бедующем на швейном производстве.
Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:
- структурирование содержания обучения с ориентацией на индивидуальные запросы и образовательные потребности учащихся.
- направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации;
- дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть рабочей профессией;
- учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся на основе общеобразовательных школ.
Основное содержание курса
1Вводное занятие (2ч)
Знакомство с профессией « Швея». ТБ при выполнении всех видов швейных работ.
Бытовая швейная машина
Теоретические сведения. История создания швейной машины. Бытовая швейная машина, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Неполадки и способы их устранения.
Умение. Работа на бытовой швейной машине.
Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей и регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.
2.Волокна, ткани и нетканые материалы.( 2ч)
Теоретические сведения. Ознакомиться с основа материаловедения. Ассортимент тканей из натуральных и искусственных волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.. Лабораторная работа. Определение искусственных и натуральных волокон тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом. 3.Виды ручных и машинных работ. ВТО (2ч)
Изделие: образцы швов
Теоретические сведения: Ручные и машинные работы. Организация рабочего места для выполнения ручных и машинных работ. Инструменты и приспособления. Влажно- тепловые работы и организация рабочего места для выполнения ВТО.
Практическая работа: выполнение ручных и машинных строчек.
4.Виды поясных изделий (2ч)
Изделие: юбка-солнце
Теоретические сведения. Конструирование и моделирование юбок. Изготовление выкроек юбки 1:4 и натуральную величину. Правила раскроя юбки
Практические работы. Поэтапное выполнение пошива юбки -солнце.
Самостоятельная работа: операции по пошиву изделия . (Выполняется по готовому крою.)
5.Виды плечевых изделий
Изделие: Прямое платье без рукавов
Теоретические сведения. Моделирование и конструирование плечевого изделия. Технологическая карта по изготовлению прямого платья без рукавов.
Практические работа: поэтапное изготовление прямого платья без рукавов ( Выполняется по готовому крою)
6.Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий.
6.Изделие. Короткий рукав «Прямого покроя»
Теоретические сведения. Моделирование рукавов и конструирование рукавов
Практические работа. Обработка короткого рукава «Прямого покроя» и соединение с проймой
7.Изделие. Плосколежащий воротник.
Теоретические сведения: Конструирование и моделирование воротников. Построение чертежа и подготовка выкройки плосколежащего воротника.
Практическая работа. Обработка плосколежащего воротника и соединение воротника с горловиной .8.Теоретические сведения. Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий: обработки застежки-молнии в поясном изделии и обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.
Практические работы: Обработка застежки в боковом или среднем юбки. Обработка и соединение пояса с верхним срезом
9.Повторение (подготовка к зачёту)
10.Контрольная зачётная работа по билетам
Календарно- тематическое планирование
ИНМ-изучение нового материала, ПР-практическая работа, ТБ- техника безопасности.
№
п/п Тема учебной программы Кол-во уроков Прогнозируемый результат.
Элементы содержания Оснащение урока Форма контроля и тип урока Сроки проведения уроков
1 Введение
Бытовая швейная машина
2 Ознакомление с ТБ в кабинете «Технология». Знакомство с профессией « Швея». ТБ при выполнении всех видов швейных работ
Знакомство с бытовой швейной машиной, приспособлениями, Заправкой верхне и нижней нити. Неполадки и способы их устранения.
Умение:
Работа на бытовой швейной машине.
Тетрадь, проектор, презентация. Бытовая швейная машинка, нитки, ножницы. Беседа
Наличие
тетради и учебника 2 Волокна, ткани и нетканые материалы
2 Знакомство с ассортиментом тканей из натуральных и искусственных волокон и нитей, их свойствами, и их учетом при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки Чистка, стирка и хранение изделий. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.
ПР: Определение искусственных и натуральных волокон тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. Коллекции натуральных и искусственных волокон и кусочков тканей, тетрадь, учебник по швейному делу. Презентация. Контроль качества ПР,
ИНМ. ТБ 3 Виды ручных и машинных работ. ВТО
2 Знать: Ручные и машинные работы. Организация рабочего места для выполнения ручных и машинных работ. Инструменты и приспособления. Влажно- тепловые работы и организация рабочего места для выполнения ВТО.
Уметь: Правильно и последовательно выполнять ручные и машинные швы Технологические карты по выполнению ручных и машинных работ, презентация, иголки,
Ткань, ножницы, нитки, швейная машина, утюг, тетрадь Пр.раб.
Контроль качества. ИНМ, ТБ 4 Виды поясных изделий 2 Знать: Конструирование и моделирование юбок. Правила раскроя юбки
Уметь: Поэтапное выполненять пошива юбки -солнце.
Выкройка юбки-солнце, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь ИНМ, ПР, контроль качества, ТБ
5 Виды плечевых изделий 2 Знать: Моделирование и конструирование плечевого изделия.
Уметь: изготовление прямого платья без рукавов ( Выполняется по готовому крою) Выкройка платья, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь ИНМ, ПР, контроль качества, ТБ Обработка отдельных деталей и узлов плечевых швейных изделий 6 Короткий рукав «Прямого покроя 2 Знать: Моделирование рукавов и конструирование рукавов
Умение: Обработка короткого рукава «Прямого покроя» и соединение с проймой Выкройка платья, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь, готовое плечевое изделие. ИНМ. ПР, контроль качества, ТБ 7 Плосколежащий воротник 2 Знать: Конструирование и моделирование воротников Практическая работа. Обработка плосколежащего воротника и соединение воротника с горловиной .Выкройка воротника, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, тетрадь. Готовое плечевое изделие ИНМ. ПР, контроль качества, ТБ 8 Детали поясных изделий: замок-молния и пояс 1 Знать: Применение, виды и назначение отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий: обработки застежки-молнии в поясном изделии и обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.
Уметь: Обработка застежки в боковом. Обработка и соединение пояса с верхним срезом Готовое изделие юбка, ткань, нитки, ножницы. Швейная машинка, замок- молния, тетрадь ПР, контроль качества
9 Повторение (подготовка к зачёту)
1 Обобщение знаний : Швейная бытовая машина, Волокна натурального и искусственного происхождения, Конструирование и моделирование, технологию изго товления поясных и плечевых изделий. А также отдельных элементов- молния, рукав и воротник Тетрадь. презентация Повторения 10 Зачёт по курсу « Швейное дело» 1 Тестовый контрольный материал Всего 18ч
Экзаменационный комплект для итоговой аттестации выпускников 9-х классов с лёгкой умственной отсталостью по профилю «Швейное дело».
Цель итоговой аттестации по трудовому обучению (профиль швейное дело):
- определить уровень сформированности необходимого объема знаний учащихся;
- определить уровень сформированности профессиональных умений учащихся.
Задачи:
1.Определить уровень сформированности доступных учащимся технических и технологических знаний.
2.Определить уровень развития у учащихся общетрудовых умений, т. е. умений ориентироваться в производственном задании.
3.Оценить уровень обученности школьников профессиональным приемам труда по профилю швейное дело.
4. Выявить уровень организации индивидуальной образовательной стратегии и путей дальнейшей социализации выпускников.
Зачёт по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме работы собеседование по вопросам билета.
Экзаменационный комплект по профилю «Швейное дело» содержит 11 билетов .
На выполнение практической экзаменационной работы отводится 1-1,5 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.
. Примерное время, отводимое на подготовку выпускника для ответа на теоретические вопросы – 30 минут.
Зачётный билет по предмету «Швейное дело» состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по материаловедению, специальной технологии.
Содержание билетов по трудовому обучению включает в себя образовательный минимум, определяемый программой. «Швейное дело», учитывая требования к уровню подготовки выпускников. Все задания, включённые в работу, соответствуют программным требованиям по профессионально-трудовому обучению.
Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень сформированности понятийного аппарата, а так же уровень сформированности предметных знаний, умений и навыков учащихся и знаний техники безопасности.
На опрос каждого экзаменуемого отводится не менее 30 минут.
Оценивание теоретических вопросов.
Отметка «5» ставится, если экзаменуемый:
- изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике;
- правильно использовал терминологию в контексте ответа.
Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.
Отметка «3» ставится, если при ответе ученик обнаружил наличие минимального объема знаний, не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.
Отметка «2» ставится, если ученик не знает определения понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом.
Экзаменационные билеты по швейному делу
Билет № 1
1Виды и свойства тканей из волокон животного происхождения.
2. Назвать и показать на образцах виды обработки нижнего среза швейных изделий.
Билет № 2
1. Определить на ткани основу, уток, кромку. Рассказать, в каком направлении ткань больше садится и тянется.
2. Рассказать о способах моделирования плечевого изделия.
Билет № 3
1. Рассказать о заправке верхней и нижней нитей.
2. Объяснить особенности влажно-тепловой обработки изделий
Билет № 4
1. Рассказать о видах швейных машин. ТБ на швейной машинке.
2. Назвать мерки, которые необходимы при построении поясного изделия. Показать на манекене.
Билет № 5
1Виды и свойства волокон искусственного происхождения
2Терминалогия машинных работ
Билет № 6
1. Рассказать о способах моделирования поясного изделия.
2. Рассказать о правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при работе в швейной мастерской.
Билет № 7
1. Рассказать об устройстве машинной иглы.
2. Назвать мерки, которые необходимы при построении плечевого изделия изделия ( показать на манекене)
Билет № 8
1. Рассказать из какого волокна изготавливается хлопчатобумажная ткань, и назвать ее свойства.
2. Технологическая последовательность изготовления ( вшивания) замка- молния в поясные изделия.
Билет № 9
1. Технологическая последовательность изготовления воротника.
2. Рассказать из какого волокна изготавливается натуральный шелк, и назвать его свойства.
Билет № 10
1. Технологическая последовательность изготовления рукава прямого покроя
2. Виды и терминология ручных работ
Билет № 11
1. Технологическая последовательность изготовления пояса
2. ТБ при выполнении ручных работ.
Билет № 13
1. Объяснить, как определить правый и левый рукав перед вметыванием его в изделие.
2. Рассказать из какого волокна изготавливается льняная ткань, и назвать ее свойства.
Билет № 14
1. Рассказать, какими способами можно обработать вырез горловины и пройм в блузке без рукавов и воротника.
2. Объяснить особенности влажно-тепловой обработки изделий из натурального шелка и химического волокна.
Билет № 15
1. Рассказать, почему в швейной машине происходит обрыв верхней нитки. Объяснить, как исправить этот недостаток.
2. Рассказать и показать на манекене, как нужно снять мерки для юбки.