Исследовательский проект Тайны тряпичной куклы Архангельской губернии
VIII Открытый региональный конкурс
«Наследие Поморья»
Номинация
«Сокровища культуры поморского края».
Возрастная категория: младшая группа – 1 – 4 классы
Тайны тряпичной куклы
Архангельской губернии.
Исследовательский проект
Выполнена обучающейся 3б класса
МБОУ «Пинежская СШ №117»,
п. Пинега, ул.Кудрина, д.79
Кошкиной Владленой Алексеевной.
Научный руководитель –
учитель начальных классов
МБОУ «Пинежская СШ №117»
Кошкина Ольга Сергеевна,
тел: 8911 870 64 54
п.Пинега, 2014г.
Содержание
Введение...................................................................................................................1
1. Основная часть
1.1. Ценность тряпичной куклы..........................................................................2-4
1.2. Встречают по одёжке……..................................................................... .........4
1.3. Как устроена тряпичная кукла?……..............................................................5
1.4. Белолика и безлика.………………………………………………………..5-6 1.5. Кукольная коса…….………….………………………...................................6 1.6. Без рук, без ног, а цело……………………………………………….........6-7
1.7. Материнское начало…………………………………………………...…….7
2. Куклы – обереги………………………………………………………….......7-8
3. Игра в куклы…..………………………………………………………………..8
4. Елена Дикова – мастер кукол из Каргополя………………………………..8-9
5. Технология изготовления тряпичной куклы – столбушки………………..…9
6. Результаты анкетирования обучающихся начальных классов МБОУ «Пинежская СОШ № 117». Итоги опроса педагогов дополнительного образования…………………………………….………………………..…….…10
Заключение ............................................................................................................10
Библиографический список ….............................................................................11
Приложения 1,2,3………………………………………………………………..12
Приложения 4,5,6………………………………………………………………..13
Приложения 7,8,9………………………………………………………………..14
Приложения 10,11……………………………...………………….…………….15
Введение
Куколка, ты куколка!
Где ж ты, куколка была?
Где ж ты, барынька жила?
Как и все девочки, я очень люблю играть в куклы. И часто беру одну из них с собой, когда иду на прогулку или к бабушке. Но однажды, отправляясь в гости, я забыла свою любимицу дома и мне стало грустно. «Не расстраивайся, будет тебе кукла!» - успокоила меня бабушка, достала светлую ткань, закрутила свёрток, запеленала в широкий шарф – и кукла была готова. Я очень удивилась, а бабушка рассказала мне историю.
Ещё в середине 20 в. в северной деревне и в городе почти в каждой семье дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать игрушки из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти. (Приложение 1)
Какими куклы были у наших прабабушек? Кто и как их делал? Что скрывал их образ? Я решила найти ответы на эти вопросы.
Цель: изучение истории развития тряпичной куклы Архангельской губернии, знакомство с технологией её изготовления.
Объект исследования: северная тряпичная кукла, технология её изготовления.
Предмет исследования: традиции процесса изготовления северной тряпичной куклы.
Задачи:
1. Узнать значение слова «кукла» в словаре, изучить литературу по теме.
2. Посетить Пинежский краеведческий музей, изучить историю развития тряпичной куклы Архангельской губернии.
3. Познакомиться с технологией изготовления северной тряпичной куклы и научиться её делать на кружке в Доме Культуры п. Пинега.
1
4. Провести опрос обучающихся начальных классов по выявлению знаний о тряпичных куклах, у педагогов дополнительного образования узнать о посещаемости занятий по данной теме.
5. Обобщить полученные материалы, сделать выводы.
Этапы работы:
1. Знакомство со значением слова «кукла» в слова.
2. Анализ литературы по теме.
3. Посещение музея, ДК.
4. Изучение технологии и изготовление тряпичной куклы.
5. Опрос учащихся начальной школы и руководителей кружков.
6. Обобщение полученных материалов, формулировка выводов.
Методы исследования:
Беседы, анкетирование, опрос, работа с литературными источниками, использование Интернета. Использование компьютерных технологий для создания презентации.
Гипотеза:
Я предполагаю, что тряпичная кукла вновь становится популярной и актуальной в наши дни, а технология её изготовления понятна и доступна современным детям.
Работая по данной теме, я посетила Пинежский музей, изучила несколько литературных источников (см. Библиографический список), где нашла очень интересные сведения о народной кукле. (Приложение 2) Ответить на мои вопросы и систематизировать знания помогла книга Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - Москва: Изд–во «Культура и традиции», 2008г, где также я нашла замечательные фотографии. В свое работе я открываю тайны тряпичной куклы Архангельской губернии.
1. Основная часть.
1.1. Ценность тряпичной куклы.
Ку́кла — детская игрушка в виде фигурки человека (Толковый
словарь С.И.Ожегова). Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги,
2
дерева и пр. подобие человека (Толковый словарь В.И.Даля).
Кукла – знак человека, его игровой образ – символ. В этой форме она отражает время, историю страны и народа. Вместе с человеком она освоила многие материалы и технологии, от древних до новейших. Однако в этой цепочке технологий не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка теперь выполняет новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Условная человекоподобная фигурка когда – то выполняла магическую роль, служила оберегом (кукла – оберег). Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам (обрядовая кукла).
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному искусству и текстильному дизайну.
У писателя Евгения Носова есть рассказ «Лоскутное одеяло». В нём два героя: бабушка Варвара Ионовна и её внук. Их роднит и душевно сближает «весёлое разноцветное полотнище», умело собранное из лоскутков. Каждый треугольничек и квадратик – как страница памятной родовой книги, которую бабушка по вечерам «читает» внуку. Лоскут «с голубыми колокольцами» - про первое «мамкино платьице», купленное на Троицу у коробейников с ситцами, про жизнь деревни. Тряпичный косячок, где «по синему белой крупкой посыпано, вроде как звёзды по ночному небу, - это от дедушкиной рубахи». Словно, фронтовое письмо – треугольник, напоминает он о судьбе родного человека, о войне и трагических событиях истории человечества.
Так и тряпичная кукла. Кукольный народец, подобно пёстрой лоскутной мозаике, хранит в себе мастерство и искусство своих создателей,
3
труд собирателей, коллекционеров и учёных, жизнь российской культуры, народную память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя «лоскутная история». (Приложение 3)
География тряпичной куклы необычайно обширна. Меня, как
жительницу Архангельской области, заинтересовала наша северная традиционная тряпичная кукла, её виды, предназначение и способы изготовления.
1.2. Встречают по одёжке…
В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всём усматривался определённый смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свёрнутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, высказывая родственную любовь и заботу. «Домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы.
В семье же, для своих детей, куклы вертели из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалась, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала её
ребёнку, становясь оберегом. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что
4
такая игрушка пророчила её маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. (Приложение 4)
1.3. Как устроена тряпичная кукла?
Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы. Оказывается, по способам изготовления внутренней первоосновы, бывают куклы: столбушка, крестушка, кукла на палочке, узелковая, пеленашка, закрутка (скалка), набивная кукла – мешочек. На Русском Севере дольше сохранялся тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты. Столбообразную форму тулова, которое свёртывали как полотно, или деревянную палочку, полено одевали в платье – получалась столбушка. (Приложение 5)
В архангельской традиции во множестве встречались маленькие куколки величиной с палец, свёрнутые из полотняного лоскутка в плотную трубочку. На тряпичный столбик надет длинный наряд, наружу выглядывает крохотная головка. Без лица, без волос, без головного убора, зато завиток на макушке. Верхний край ткани сначала аккуратно подвёрнут, а затем ровно скручен тугой трубочкой, образуя чёткий спиральный узор – древний символ плодородия и блага. (Приложение 6)
1.4. Белолика и безлика.
Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Деревенские женщины говорили, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребёнка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные есть врата, через которые проходит связь с космическими силами, светлыми и тёмными, добрыми и злыми. Кукла без лица слепа, глуха и нема. Только в таком молчании можно сохранить тайну рода, семьи.
В конце 19в. облик куклы начал меняться с изменением её функции. Условная магическая обрядовая фигурка утрачивала магическую обрядовую
роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке (игровая
кукла). Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим
5
элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углём из печки, и это тоже говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми и цветными карандашами, чернилами, но чаще вышивали. У северных кукол глаза посажены, как узелки, брови протянуты тонкой чёрной ниточкой, нос часто отсутствует либо прошит стяжным способом сверху вниз. Рот вышивали красными нитками плотными стяжками или традиционным крестиком (закрыт на замок!). Нет ни одной смеющейся куклы. В этом сказывается связь куклы с культом предков. (Приложение 6)
1.5. Кукольная коса
Непременным элементом красоты игровой куклы была коса. Обычно её делали из льняной кудели, а иногда из настоящих волос. Народная традиция наделяла волосы огромной энергетической силой солярного (солнечного) божества. Не случайно и детей не стригли до годовалого возраста: волосы – связь с матерью, защита. Этот обычай у нас соблюдают до сих пор, считая, что сглазить человека легче всего через его волосы. Вот почему их никогда не выбрасывали, а сжигали, в печи или «хоронили» в укромном месте.
Пришивая настоящие волосы на куклу, её тем самым приобщали к семье, игрушка становилась «кровным» звеном в родовой цепочке (Приложение 6)
1.6. Без рук, без ног, а цело
Туловище куклы представляло плотную трубочку. Туго – туго «закомкают», «сваляют», «свертят» старые изношенные рубахи и обернут их в белую полотняную тряпицу. Полное впечатление, что фигурки пеленали. Так же как и пеленали детей, завёртывая в мягкие пелёнки, спрятав руки и ноги. Делали это, чтоб младенец в люльке спокойно лежал и спал, «сам себя не поцарапал, не испугал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились». То есть в народе
объясняли пеленание детей заботой об их физическом здоровье. Кроме того, крепко свёртывая новорожденного в неподвижную пеленашку, его
6
таким образом, скрывали от злых духов, проделок домового, от сглазу и оговора. Когда же руки и ноги стали изображать, то привязывали по бокам туловища отдельные палочки или пришивали снизу совсем короткие ножки, а руками служили рукава кукольной одежды или пустотелые лоскутные трубочки. Куклу к подобию человека приближали очень осторожно, боясь нарушить её самостоятельное бытиё. (Приложение 7)
1.7. Материнское начало
Грудь у куклы - это живой пример почитания женского божества, материнского начала. Прикрепляя к кукле два туго набитых шарика – комочка или перетягивая кукольную грудь косым крестом, заклинали жизнь и плодородие. Отголоски этой древней символики можно усмотреть и в перевязывании детей тёплой маминой косынкой крест – накрест.
Женский образ был ведущим в обрядовой и игровой кукле. Он очень
близок фольклорному женскому образу. В песнях, сказках обычно описывается «белое и круглое лицо», «коса русая с лентой алою», «полнота», «высокая грудь» и пышный наряд. Все эти элементы народной женской красоты выделены и в северной тряпичной кукле. (Приложение 7)
2. Куклы - обереги
В народе куклам не давали имени собственного. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы: ведь её мог назвать и чужой
недоброжелательный голос. Значит, с помощью наречённой (названной) куклы можно было нанести вред, воспользоваться сходством имён для колдовства. В целях защиты от злых сил куклы и оставляли немыми, безымянными. К безымянной куколке обращались и в колыбельных песенках, и в сказках («Василиса Прекрасная»), и в детских считалках. Кукла служила оберегом, охраняла ребёнка от тёмных сил.
В 1971 году фольклорная экспедиция МГУ в Пинежском районе Архангельской области записала редкий вариант заговора, при исполнении
которого в колыбель рядом с девочкой клали куклу:
Сонница – бессонница, не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой…
7
Куколка при этом могла быть простой, тряпицей, связанной узелком, а
узел у русских до сих пор считается защитой от колдовства. Завязать узелок на память – значит, не забыть, сохранить в голове.
3. Игра в куклы
В начале 20в. в архангельских деревнях лоскутная кукла была наиболее распространённой игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях, где детскими игрушками служили лапти, ложки, деревянные яйца, тряпичные куклы имелись обязательно. Ещё долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети усердно мастерили «лялек» и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье новорожденного, а небрежное обращение с куклами предвещало болезнь близких. Если дети хоронили куклу, бросали её в воду или закапывали, предсказывали покойника в доме; если представляли их князем и княгинею, то пророчили близкую свадьбу. К куклам относились бережно: никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, где попало. Их хранили в специально отведённых корзинках, коробах, ящиках.
Куклы часто сохраняли до замужества, брали с собой в преданное, а
потом передавали по наследству своим детям. Ребёнка специально
обучали традиционным приёмам изготовления куклы. Куклу рассматривали как эталон рукоделия. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей матерью и хозяйкой.
Таким образом, внимание взрослых к кукле объяснялось не только таинственным её значением, но также и необходимостью раннего трудового обучения и средством общения.
4. Елена Дикова – мастер кукол из Каргополя.
В наши дни возрос интерес к традиционной кукле, к способам её изготовления. Стремительно развивается авторское творчество на основе народной традиции. Среди современных мастеров России широко известна
Елена Дикова, художница из г.Каргополя Архангельской области, член союза
художников России. Авторская коллекция, где более 200 кукол, побывала в
8
Москве, Санкт – Петербурге, в других городах России и даже на Аляске. Куклы Е.Диковой говорят о народной культуре русского Севера. Она охотно делится своим опытом, проводя мастер – классы, преподаёт в детской школе искусств Каргополя. Среди множества её работ куклы – синильщики отличаются одеждой, сшитой из ручной набивной ткани. Автор использует забытый способ орнаментации и крашения. Мелкий узор на холсте раньше печатали (набивали) с помощью резных набоечных досок. Куклы – синильщики Е.Диковой – авторский вклад в сохранение традиций русской народной набойки. (Приложение 8)
5. Технология изготовления тряпичной куклы – столбушки.
Изучив историю северной тряпичной куклы и открыв её тайны, мне очень захотелось её сделать. Для этого я посетила Дом культуры. Руководитель кружка «Мастерим своими руками», в котором я занимаюсь второй год, Белоглазова Наталья Фёдоровна, рассказала и наглядно показала мне технологию изготовления тряпичной куклы – столбушки. Следуя инструкции, я смогла смастерить свою куклу, по северной традиции наряжая в костюм деревянную палочку.
Для шитья куклы – столбушки понадобится: деревянная палочка, лоскутки белой и цветной узорной ткани, нитки, тесьма.
1. Разложим белую ткань и положим с краю на неё деревянную палочку.
2. Закрутим палочку в ткань, подвернув внутрь верхнюю и нижнюю кромку.
3.Отмерив третью часть столбика – голову, перетянем шею плотной нитью. 4. В этом же месте крепим сарафан: прямоугольный лоскут цветной
ткани драпируем вокруг столбика с запахом сзади и приматываем ниткой. 5. Выворачиваем подол вниз, получился пышный сарафан.
6. Простым приматыванием крепим передник со стороны головы и также опускаем его вниз.
7. Украшаем стык сарафана и передника тесьмой.
8. Подготовим лоскуток треугольной формы.
9. Головку куклы повязываем платочком.
Кукла – столбушка готова! (Приложение 10)
9
6. Результаты анкетирования обучающихся начальных классов МБОУ «Пинежская СОШ № 117». Итоги опроса педагогов дополнительного образования.
Я провела анкетирование обучающихся 3-х классов МБОУ «Пинежская СОШ № 117» и педагогов дополнительного образования с целью узнать, насколько привлекательна тема куклы среди моих сверстников. В опросе приняли участие 33 человека. Из них 10 (30%) детей знают, слышали что - то о тряпичной кукле (ходили на кружок, в музей, кукла есть дома, видели у знакомых). 23 человека (70%) не знакомы с тряпичной куклой, но хотели бы о ней узнать. Третьеклассники считают, что кукла оберегает, защищает, охраняет, нужна для красоты и добра. (Приложение 11)
Опрос показал, что кружок «Народная кукла» (руководитель Валькова Н.М.) посещают 20 детей. В Доме культуры (руководитель Белоглазова Н.Ф.) занимаются изготовлением куклы 12 девочек. Дети мастерят несколько видов кукол: обереги, обрядовые, игровые. Пинежский краеведческий музей проводит лекции и выставки по теме: «Кукла».
Несмотря на то, что куклой занимается пока ещё небольшое количество детей, считаю, что к народной кукле проявляют искренний интерес и уже осваивают технику её изготовления. Тряпичная кукла всегда делается руками, поэтому несёт в себе заряд тепла и доброты.(Приложение 9)
Заключение.
В ходе исследовательской работы по данной теме, я изучила историю развития северной тряпичной куклы, раскрыла тайны, которые хранит в себе её образ. Познакомилась с народными традициями и приметами Севера. Научилась различать и изготавливать простейшие виды кукол. Открыла возможность использования таких изделий в повседневной жизни и в качестве подарков. Убедилась, что и в наши дни тряпичная кукла очень привлекательна и актуальна, а технология её изготовления понятна и доступна современным детям.
10
Список используемых источников
Берестенёва Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная кукла своими руками – Москва: Изд. – во «Белый город»,2008
Дайн Г.Л. Игрушка в культуре России. Детский народный календарь. – Хотьково, Сергиев Посад, 2010.
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - Москва: Изд.– во «Культура и традиции», 2008.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла - Санкт – Петербург: Изд. – во «Паритет», 2012.
Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: «Детство – пресс», 2011.
11
Бабушкина кукла - пеленашка Приложение 1
В музее. Т.Н.Кузнецова рассказывает о куклах Приложение 2
Лоскутная кукла Приложение 3
В приложениях 3,4,5,6,8 использованы фотографии из книги Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - Москва: Изд.–во «Культура и традиции», 2008г
12
Приложение 4
Кукла. Начало 20в. Архангельская обл. Реконструкция куклы из дер.Куриловская Устьянского р-на Арх-ой обл.
Куклы на палочке. Мезенский уезд Арх-ая губерния Приложение 5
Приложение 6
Кукла - закрутка Арх. губ. Кукла с вышитым лицом. Кукла с косой Арх. губ.
Пинежский уезд Арх. губ.
13
Куклы – пеленашки. Грудастая девка. Приложение 7
Куклы – синильщики. Автор Е.Дикова. г.Каргополь. Приложение 8
На кружке в ДК с Белоглазовой Н.Ф. Рукотворные тряпичные куклы. Приложение 9
14
Технология изготовления куклы – столбушки. Приложение 10
1 2 3
4 5
6 7 8 9
Анкета
1.Знаете ли вы, что такое тряпичная кукла?
Да
2.Где узнали, видели?
А) Есть дома, у знакомых
Б) На кружке
В)В музее
Г)_________________
3.Умеете ли делать?
Да Нет
4.Для чего она нужна? Нет
2.Хотели бы узнать?
Да Нет
3.Где сможете узнать?
_________________
_________________
Анкета. Приложение 11
15