Тьюторское сопровождение участия родительской общественности в деятельности школы


Статья на тему:
Тьюторское сопровождение участия родительской общественности
в деятельности школы

Автор: Клюева Ирина Юрьевна, учитель начальных классов и классный руководитель с тьюторской позицией муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №12 города Волжского Волгоградской области.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, является участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Система работы школы с родителями предусматривает вовлечение их в школьное самоуправление. Родители юридически не входят в школьный коллектив, но ради своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно.
На примере нашей школы хочу поделиться опытом работы с родителями в рамках классного коллектива. Для того чтобы работа родителей была успешной, уже в начальной школе педагог ведёт работу по формированию активной родительской позиции.
На первом этапе были проведены родительские собрания, где особое внимание было уделено нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы.
Следующий шаг- это заключение договора о предоставлении общего образования между самим общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. На данном этапе родители заполняли индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с правом выбора программ внеурочной деятельности и кружковой работы.
В-третьих, соглашения и договоры, необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронного дневника и журнала.
Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью было информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и их роли в его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС для родителей являются (согласно проведенному опросу) педагоги и администрация школы. До сведения родителей было доведено что такое Федеральный государственный образовательный стандарт, какие требования содержит ФГОС, какие программы, кроме рабочих программ учебных предметов, должны быть разработаны и реализованы в школе, исходя из требований к структуре основных образовательных программ, каким образом предполагается реализовывать основную образовательную программу, что такое внеурочная деятельность, на что ориентирован новый стандарт. Самым же важным вопросом был вопрос - какова роль родительской общественности в реализации ФГОС.
Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет и Интернет-сайт школы. В структуре сайта создан специальный раздел «ФГОС НОО», который включает информационные рубрики для родителей:
- нормативно-правовую базу;
- полезные ссылки;
- материалы для обсуждения.
На этапе работы по реализации плана учебно-воспитательной работы на учебный год в классе была сформирована инициативная группа родителей. Направления деятельности родительской группы:
- информационное (сопровождение сайта класса)
- творческое (КТД, экскурсии, мастер-классы родителей)
-менеджмент (ведение документации по питанию обучающихся, хозяйственные расходы)
- работа в Управляющем совете школы
- интеллектуальное (организация заочных интернет- конкурсов, олимпиад)
В конце года были подведены итоги работы родительской общественности внутри классного коллектива, проведено анкетирование, которое показало, что родители заинтересованы в совместной работе с педагогами и администрацией школы. Планируемым результатом в данной работе будет развитие родительской компетенции и активизация родительского участия в вопросах самоуправления образовательным учреждением.

Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М, 2003.
3. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.
4. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.