Проект развития коммуникативных навыков общения младших школьников средствами игровой деятельности. «Сделай шаг к успеху»


ГБОУ «Валуйская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат Vlll вида»
Проект
развития коммуникативных навыков общения младших школьников
средствами игровой деятельности.
«Сделай шаг к успеху»

Разработала воспитатель:
Чеботарь Наталья Юрьевна.
2014

СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение…………………………….…3
2.Актуальность………………………….4
3.Цели и задачи проекта……………………………………………......4
4.Основные методы и принципы реализации проекта……………….5
5. Этапы реализации проекта………………………………….........6
6.Механизм реализации проекта…………………………………….7
7.Практическая реализация проекта…………………………………8
8.Ожидаемые результаты……………………………………………..10
9.Риски. Меры преодоления………………………………………….11
10. Материальные затраты……………………………………………12
11.Литература…………………………………………………………...13
Введение.
Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Люди – это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все новые формы и оттенки. Дети нередко чувствуют себя непонятыми, заброшенными и несчастными. Но если они овладевают навыками «красивого» общения, то они не останутся вне контактов с людьми, увидев, что они думают о них, что и на их долю может выпасть немало внимания, нежности и тепла». Игровая деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, духовному слою, возвышающемуся над материальным, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Для решения проблемы развития коммуникативных навыков через игровую деятельность и создан этот проект. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс “я не умею” – все это удивляет и привлекает. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. “Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение”. Игра в театр развивает творческую фантазию и выдумку.

Актуальность.
Для меня как для воспитателя детского учреждения интернатного типа всегда было интересно, как из каких кирпичиков складывается общение детей в интернате со взрослыми, со сверстниками? Почему мы можем нередко наблюдать у некоторых детей резкое замедление всех сторон развития ребенка? Большинство ученых, кто работает непосредственно над проблемой общения детей из интерната, приходят к выводу: корни этой проблемы уходят в раннее детство, когда дети были лишены возможности общения с близкими людьми. Решающим условием становления коммуникативной деятельности детей из интерната является его взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Цель проекта:
- формирование коммуникативных навыков, творческого потенциала личности средствами игровой деятельности детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) развивать творческие способности детей;
2) формировать коммуникативную компетентность;
3) расширить познавательный интерес;
4) обогатить деятельность в часы досуга.
Основные методы и принципы, лежащие в основе проекта:
Методы:
Наблюдение.
Упражнения (подражательно – исполнительского и творческого характера) и на развитие речи.
Этюды, тренинги.
Импровизации, созерцание, активное слушание.
Беседы , диалоговые формы работы.
Чтение художественных произведений.
Моделирование и анализ заданных ситуаций.
Рассматривание рисунков и фотографий.
Игры с правилами (сюжетно – ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) и творческие (игры – драматизации).Сочинение историй.
Принципы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
– демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
– “от простого к сложному” (от игры к постановке спектакля)
Этапы реализации проекта:
1 этап: проектный - август 2014 – 2015 учебный год
Цель: подготовка условий для создания системы, способствующей развитию коммуникативных навыков общения детей с ОВЗ
Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 
2.Разработать, обсудить и утвердить проект по развитию развития коммуникативных навыков общения младших школьников
средствами игровой деятельности на педагогическом совете .3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. 
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. 
II этап: практический – сентябрь – апрель 2014 – 2015 учебный годЦель: реализация проектаЗадачи:1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2.Разработать методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков общения младших школьников
средствами игровой деятельности в школе - интернате.
3.Вовлекать в систему эстетического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
4.Проводить мониторинг реализации проекта.
5.Принимать участие в городских и областных конкурсах.
III этап: аналитический – май 2013 – 2014 учебный год.Цель: анализ итогов реализации проекта «Сделай шаг к успеху »Задачи: 1.Обобщить результаты работы по развитию коммуникативных навыков общения младших школьников средствами игровой деятельности
2.Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 
Основными исполнителями мероприятий проекта являются: воспитанники и их родители, воспитатель. Механизм реализации проекта
Продуктивность.
Игровая деятельность формируют в ребёнке смелость публичного выступления, готовность в любую минуту продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче. Ребёнок становится раскрепощённым, контактным, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. В работе акцент делается на развитие коммуникативных качеств ребёнка.
Трудоёмкость.
Через игру у ребенка формируются реально действующие мотивы поведения, происходит формирование чувства своего «Я» и самооценки.
Система работы
Игра– одна из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, решением конфликтных ситуаций через игру,
- развитием коммуникативных качеств личности.
Практическая реализация проекта “Сделай шаг к успеху”
Сроки реализации Содержание проекта
Тема
занятий Игры на развитие коммуникативных навыков Защита проекта
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
Знакомство с историей возникновения театра обряды, игры). Знакомство с видами.
- кукольный театр
- настольный
- игры - забавы
Игры на расслабление различных групп мышц
Виды театров. Что такое театр? «Что такое «Я», «Свет, мой зеркальце скажи», «Мой автопортрет». «Фото друзей»
Игры – импровизации:
«Разговор по телефону»
«Игра в другого человека»
Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу:
«Подарки»,
«Где бывали, что видали»
Диагностика воспитанников
«Какой я?»
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
Игра в слова, выполнение упражнений.
Понятие «настроение», виды настроений
Подбор подходящего цвета для определения эмоционального состояния. раскрашивание. Этюды на имитацию

Наши чувства:
- слова и эмоции
- азбука настроения
Наши жесты и движения. «Что там происходит?»
Сочинение рассказа о котёнке Тиме»
Этюды: «Удивление»
«Любопытство»
«Солёный чай»
«Я, как зайка…»
«Знакомство с лисой»
Выставка рисунков
«Мой автопортрет»
ЯНВАРЬ
Игры для создания атмосферы свободного общения.
Выполнение этюдов, тренингов на раскрепощение.
Этюдный тренаж на развитие внимания Актёрское мастерство.
«Походка», «Запрет»
«Песенка хлопками»
«Живая иллюстрация»
«Разговор с глухой бабушкой»
«Что изменилось»
«Слова наоборот»
«Слушай звуки»
Артикуляционная гимнастика.
Произношение скороговорок.
Сочинение на тему: «Я хочу быть как..»ФЕВРАЛЬ
МАРТ

Подготовка декораций, изготовление костюмов
и показ костюмированного спектакля посвященному к 8 марта 8 Марта - инсценировка сказки, посвященная женскому дню
«Царевна – Несмеяна»
«Зоопарк»
«Фанты» и др.
Озвучивание персонажей
Показ мини спектакля
АПРЕЛЬ
Моделирование жизненных ситуаций.
Понятие «моя семья».
Этюд «Музыкальные и певческие традиции в семье»,
Мы смеёмся.
Развитие чувства юмора.
«Разные голоса»
«Расскажи стихотворение»
«Угадай, что это значит» «Кто расскажет самое смешное стихотворение»
Этюды по психомышечной тренировке (приёмы саморасслабления): «На берегу моря»
«Солнышко и туча»
Выпуск стенгазеты
«Дети улыбаются»
МАЙ
Подготовка и показ заключительного спектакля по окончанию учебного года «Старые сказки на новый лад» Театральная игра «Я – сценарист»
Творч. игра «Интервью» Премьера спектакля
Предполагаемый результат и умения
В результате реализации проекта:
дети познакомятся с понятием “театр как вид искусства”, с видами театра и их особенностями, с правилами поведения в театре.
умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии.
умение передавать характеры героев пластикой и голосом.
формирование чувства постоянства своего «Я» и самоценности;
формирование чувства сопереживания, уважения;
грамотно воспринимать, оценивать различные виды игровой деятельности;
использовать различные средства самовыражения;
использовать навыки коллективного творчества в совместной деятельности;
анализировать собственную деятельность.
В реализацию проекта включена помощь родителей:
-обеспечение материалами;
-поддержка детей;
- создание декорации.
Занятия над проектом предполагает мобильность группы, предусматривает сочетание традиционных и не традиционных методик воспитания детей средствами театра.
Возможные риски проекта.
Недостаточное материально-техническое оснащение.
Недостаточная административно-финансовая поддержка.
Загруженность общешкольными мероприятиями.
Высокий эпидемиологический порог
Предупреждение возможных рисков.
Подать заявку администрации с обоснованием бюджета проекта.
Осуществить профилактическую проверку исправности материально-технической базы.
Согласовать план мероприятий проекта с общешкольным учебно-воспитательным планом.
Систематически проводить работу по профилактике ОРВИ.
Материальные затраты
Наименование Стоимость Количество Цена Имеется Требуется
фломастеры 29.50 15 уп. 442.50 - 442.50
Цветной картон (6 цветов) 37-00 5 уп. 185-00 - 185-00
Бумага формата А4182-00 2 уп. 364-00 - 364-00
Скотч широкий 50-00 2 шт. 100-00 - 178-00
Ножницы 7 шт. В ОУ
Фотоаппарат 1 штук В ОУ Компьютер 1 шт. В ОУ Принтер и картридж 1 шт. В ОУ Ватман 17-00 10 листов 170-00 - 34-00
Цветная бумага 7 штВ ОУ Костюмы В ОУ Краски В ОУ Итого 1203


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В.А. Сухомлинский «Избранные педагогические сочинения»
В.Ф. Андреев «Золотая книга этикета»
Прихожан / Н.Н. Толстых «Дети без семьи»
Е.А. Крашенинников «Шаг навстречу»
Е.И. Морозова «Проблемные дети и дети – сироты»
Р.В. Овчарова «Практическая психология»
О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
И.Г. Винницкая «Человековедение»
10.Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»
11.Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)школе-интернате, детском доме»