«Ценностные ориентации выпускника школы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
Выступление
на педагогическом совете:
«Ценностные ориентации выпускника школы»
Подготовила:
педагог – психолог
Макагонова И.Н.
28.03.2013 г.
с. Бурлацкое
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением числа других антиобщественных действий особо настораживает складывающаяся тенденция изменения ценностных ориентаций подростков, вытеснения традиционных ценностей нравственного порядка, замещение их культом денег, физической силы, снижение общественно-политической активности, утверждение социальной апатии, появление устойчивых устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.
В особо острой ситуации оказывается современный подросток с его формирующейся потребностью в личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста – перенос сознания во внутренний план, становление самосознания. Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности.
В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.
В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Основные личностные новообразования подростка (открытие “Я”, осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
Вот и мы решили узнать какие ценностные ориентации у наших выпускников школы. Провели анкетирование учеников 9,11 классов, а также их родителей, и учителей школы. Решили узнать, что они думают о выпускниках школы, какие они и чего они могут добиться в будущем.
Анкетирование проводилось по методике «Ценностные ориентации» О. И. Моткова, кандидата психологических наук Т.А. Огнева.
Результат исследования:
№ Хорошее материальное благополучие Самореализация личности Известность и популярность Следование нравственным принципам Физическая привлекательность Теплые, заботливые отношения к людям Высокое социальное положение Творчество Роскошная жизнь Любовь к природе 1 Уч- ся 9 а класса 4,5 4,5 2,1 4,4 3 4,4 3,1 3,5 2,5 4 Значимость
3,8 3,6 3,3 2,8 2,9 3,4 3,1 3,3 3,1 3,4 Осуществление
2 Уч- ся
9 б класса 2,8 3,2 2,5 2,8 3,2 3,1 2,8 3,1 2,5 3,8 Значимость
4,1 3,9 3,5 4,2 4 3,8 3,8 3,8 3,7 4,2 Осуществление
3 Уч- ся
11 класса 3,4 3,8 3,4 3,8 4,1 3,7 3,6 3,6 3,5 4,1 Значимость
3 4 3,7 4,4 4,4 4,1 3,6 4,2 3,8 4,4 Осуществление
итого 3,6 3,8 2,7 3,7 3,4 3,7 3,2 3,4 2,8 4 Значимость
итого 3,6 3,8 3,5 3,8 3,8 3,8 3,7 3,8 3,5 4 Осуществление
4 Учителя 4,2 3,1 4,1 3,4 3,8 3,6 3,3 3,5 3,3 3,1 Значимость
3 2,8 2,7 2,7 3,2 3 2,8 2,9 2,1 2,9 Осуществление
5 Родители 4 4,3 3 3,4 3,6 4,4 3 3,6 2,9 4,1 Значимость
3,3 3,4 3,3 3,4 3,6 4,1 3,1 3,6 2,6 3,8 Осуществление
Результат исследования: Шкалы « Значимости»
№ Характеристика Учащиеся Учителя Родители
1 Хорошее материальное благополучие 3,6 4,2 4
2 Саморазвитие личности 3,8 3,1 4,3
3 Известность, популярность 2,7 4,1 3
4 Следование нравственным принципам 3,7 3,4 3,4
5 Физическая привлекательность 3,4 3,8 3,6
6 Теплые и заботливые отношения к людям 3,7 3,6 4,4
7 Высокое социальное положение 3,2 3,3 3
8 Творчество 3,4 3,5 3,6
9 Роскошная жизнь 2,8 3,3 2,9
10 Любовь к природе 4 3,1 4,1
По результатам психодиагностики, можно сделать следующий вывод:
учащиеся 9а класса считают, что хорошее материальное благополучие и саморазвитие личности по шкале «Значимости» заслуживает оценки - 4,5, следование нравственным принципам и теплые и заботливые отношения к людям - 4,4, любовь к природе- 4;
учащиеся 9б класса считают, что любовь к природе по шкале «Значимости» заслуживает оценки - 3,8, саморазвитие личности и физическая привлекательность – 3,2, теплые и заботливые отношения к людям и творчество - 3,1;
учащиеся 11 класса считают, что любовь к природе и физическая привлекательность по шкале «Значимости» заслуживает оценки - 4,1, саморазвитие личности и следование нравственным принципам – 3,8, теплые и заботливые отношения к людям - 3,7;
родители считают, что теплые и заботливые отношения к людям по шкале «Значимости» заслуживает оценки - 4,4, саморазвитие личности - 4,3, любовь к природе- 4,1,
хорошее материальное благополучие – 4;
учителя считают, что хорошее материальное благополучие по шкале «Значимости» заслуживает оценки - 4,2, известность, популярность - 4,1, физическая привлекательность – 3,8, теплые и заботливые отношения к людям – 3,6;
Результат исследования: Шкалы « Осуществления»
№ Характеристика Учащиеся Учителя Родители
1 Хорошее материальное благополучие 3,6 3 3,3
2 Саморазвитие личности 3,8 2,8 3,4
3 Известность, популярность 3,5 2,7 3,3
4 Следование нравственным принципам 3,8 2,7 3,4
5 Физическая привлекательность 3,8 3,2 3,6
6 Теплые и заботливые отношения к людям 3,8 3 4,1
7 Высокое социальное положение 3,7 2,8 3,1
8 Творчество 3,8 2,9 3,6
9 Роскошная жизнь 3,5 2,1 2,6
10 Любовь к природе 4 2,9 3,8
По результатам психодиагностики, можно сделать следующий вывод:
учащиеся 9а класса считают, что хорошее материальное благополучие по шкале «Осуществления» заслуживает оценки - 3,8, саморазвитие личности – 3,6, теплые и заботливые отношения к людям и любовь к природе-3,4;
учащиеся 9б класса считают, что любовь к природе и следование нравственным принципам по шкале «Осуществления» заслуживает оценки - 4,2, хорошее материальное благополучие – 4.1, физическая привлекательность -4;
учащиеся 11 класса считают, что любовь к природе, физическая привлекательность и следование нравственным принципам по шкале «Осуществления» заслуживает оценки - 4,4,творчество – 4,2, известность, популярность - 4;
родители считают, что теплые и заботливые отношения к людям по шкале «Осуществления» заслуживает оценки - 4,1, любовь к природе – 3,8, физическая привлекательность и творчество – 3,6;
учителя считают, что физическая привлекательность по шкале «Осуществления» заслуживает оценки - 3,2, хорошее материальное благополучие и теплые и заботливые отношения к людям - 3, любовь к природе и творчество – 2,9;