Конкурсная работа на тему «Нестандартные занятия по дисциплине естественнонаучного цикла» номинация: естественные науки (возрастная анатомия, физиология и гигиена)

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Новоуренгойский многопрофильный колледж»









Конкурсная работа на тему
«Нестандартные занятия по дисциплине естественнонаучного цикла»
номинация: естественные науки (возрастная анатомия, физиология и гигиена)




Проект подготовил(а): Прудникова Людмила Аркадьевна, преподаватель
естественнонаучных дисциплин




Контактные данные:
мкр.Восточный 2/3 В, кв. 309, (3494)25-76-08
89220956350, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













г. Новый Уренгой
2016 год



Содержание

Введение
Активизация познавательной деятельности студентов посредством использования нестандартных занятий
Заключение
Литература
Приложение
Занятие в форме спектакля «Гигиена сердечно – сосудистой системы»
Занятие в форме практикума «Витамины» ..
Занятие – презентация «Органы чувств. Слуховая сенсорная система» ..
Занятие – презентация «Внутренняя среда организма. Кровь» .































Введение

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его
кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
В Концепции модернизации российского образования сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных нестандартных форм занятий является в этой связи одной из важнейших задач современного педагога. Эти занятия направлены на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций.
Значимость нестандартных занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение обучающими базовой программы, несопряженная с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, обучаемые практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.
Современное общество требует от будущего специалиста:
- определенных умений, которые можно использовать при любых обстоятельствах;
- умения мыслить, а не накапливать определенную сумму знаний и взглядов;
- не узких знаний, а общего подхода к решению вопросов;
- коммуникабельности- умения работать в согласии с другими и вместе приходить к цели.
Именно поэтому возникла необходимость применения таких форм и методов, которые возбуждают творчество обучаемых, создают атмосферу раскрепощенности, эмоционального полета, привлекают внешкольные интересы и увлечения детей в учебный процесс.
Все это является актуальным, т.к. в подростковом возрасте наблюдается потребность в формировании собственного мировоззрения, стремление к взрослости, бурное развитие фантазии и воображения, направленность на самоутверждение в обществе. Учитывая это, наиболее продуктивными в этом возрасте являются нестандартные уроки, занятия, которые привлекают и ученика, и студента к активному решению заданий и проблем, ставят его в позицию причастности к событиям. Поиск новых, нетрадиционных форм обучения направлен на придание образовательному процессу большей гибкости, оперативности, освобождения от штампов.
Нестандартные занятия, выходящие за рамки традиционных, несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную взаимообогащенную работу преподавателя и студента, направленную не на идею развлечения, а на идею познания, развития.
Для большинства нестандартных уроков, занятий, как правило, характерны: коллективные способы работы; интерес к учебному материалу; значительная творческая составляющая; активизация познавательной деятельности; партнерский стиль взаимоотношений; изменение роли преподавателя, подходы к оцениванию и т.д. Отличительными особенностями нестандартных занятий являются: изменение временных рамок, места проведения; дополнительное использование материала, выходящего за рамки программы, использование коллективной работы в сочетании с индивидуальным творчеством студентов и т.д. Нестандартные занятия отличаются от стандартных тем, что в них обязательно участвуют все студенты. Их правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых обучаемых, которые не интересуются тем или другим предметом, эти занятия могут стать исходной точкой в возникновении этого интереса. Однако нельзя забывать, что главным в проведении любого урока и занятия является обучение.
Нестандартные уроки и занятия активизируют деятельность обучаемых, делают восприятие более активным, эмоциональным, мышление творческим, самостоятельным, гибким. Действительно, на нетрадиционных занятиях студенты, несмотря на их возраст, работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство, они с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных занятиях. Качество знаний на таких занятиях повышается, развивается познавательный интерес, память, студенты больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На таких занятиях повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности и у обучаемых с низким уровнем знаний по дисциплине, они чувствуют себя увереннее, так как могут проявить себя при решении практических ситуаций, основанных на жизненном опыте.
Формы и методы работы, которые применяют на нестандартных занятиях, уроках, должны взаимно дополняться другими методами и приемами учебно-воспитательной работы. Это поможет обеспечить целесообразность изменений в деятельности обучаемых,
поддержать интерес к материалу, который изучается, сосредоточить внимание на выполнении познавательных действий, предотвратить гиподинамию, избежать утомляемости, которую вызывает интеллектуальная работа.






Активизация познавательной деятельности студентов
посредством использования нестандартных занятий
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения обучающихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучаемого к самой познавательной деятельности.
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, преподавателем без активизации познавательной деятельности, внимания, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Важное условие творческого мышления обучаемых – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке, на занятии направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений обучающихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать.
Вопросы активизации учения относятся к числу наиболее проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучаемых.
На протяжении нескольких лет использую нестандартные формы проведения занятий, что позволяет говорить об их эффективности и востребованности и в настоящее время. Нестандартных форм достаточно много, но я остановлюсь на тех, которые достаточно эффективны в профессиональном образовании.
Занятие в форме исследования. Такая форма проведения занятия относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале ставится проблема или тема занятия, сформулированная в виде вопроса, и в течение занятия студенты должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Студенты на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких занятиях студенты заинтересованы конечным результатом.
Занятие в форме практикума. Эти занятия способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом занятии занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести студентов к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания, на основе данных, полученных во время практической работы, студенты сами делают выводы на уровне теоретических обобщений.
Занятие в форме спектакля форма занятия, предполагающая реализацию определённого сценария и таких важных театральных атрибутов как актёры, зрители, сцена, украшенная определенным образом и, если позволяет возможность, имеющая декорации. Такая форма занятия способствует приобщению студентов к истокам народного творчества, способствует гармоничному развитию эмоциональной составляющей личности, учит сопереживанию, воспитывает чувство прекрасного.
Занятие в форме соревнования основано, как правило, на групповой деятельности обучаемых, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: никому из студентов не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Занятия в форме соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе. Как правило, такие занятия включают несколько конкурсов разного уровня сложности.
От современного учителя, преподавателя требуют активизации форм обучения. Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом или формой занятий, а чаще всего способностью преподавателя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию творческим трудом.
Нестандартные формы на современном этапе требуют от преподавателя применения ИКТ. В своей практической деятельности я пользуюсь разнообразными формами, приемами, в том числе, используя современную насыщенность цифровых образовательных ресурсов, использую презентации, что в настоящее время является весьма актуальным.
Презентация - такое программное средство, которое позволяет преподавателю разрабатывать собственные оригинальные дидактические материалы.
На занятиях присутствуют три подхода:
- использование готовых презентаций;
- разработка собственного программного продукта;
-привлечение студентов к составлению презентаций.
В чем преимущество презентации, почему именно презентация позволяет добиваться хороших результатов?
При изучении естественнонаучных дисциплин очень важно использовать средства наглядности и визуализации, предназначенные для сопровождения и объяснения учебного материала. В отличие от общепризнанной наглядности (таблицы, рисунки, модели) под визуализацией понимаем представление, структурирование и оформление учебного материала, основанное на различных способах предъявления информации (текст, рисунок, формула), способствующих активному восприятию учебного материала, основная часть которого может быть сосредоточена на рисунке или на графике. Это может быть один кадр, несколько изображений или целая серия кадров.
Презентация позволяет привлечь внимание студента к данной теме, развивает интерес к предмету, делает занятие ярким и насыщенным.
Выработанная мною за долгие годы работы система дает хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, готовит студентов к поступлению в ВУЗы и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам;
2. В обучении надо активно работать над развитием студентов, имеющих различные уровни знаний;
3. Использование представленных типов нестандартных занятий в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний студентов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»;
4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя, преподавателя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности обучаемых нуждается в практическом освоении каждым учителем, преподавателем в выработке соответствующих умений и навыков.












Заключение
Мнения педагогов и ученых в области педагогики на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки, занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. К тому же уроки требуют значительных затрат времени от учителя и ученика, имеют, как правило, невысокую результативность, характеризуются отсутствием кропотливого познавательного труда. Иногда ситуация доходит до абсурда, когда, кроме яркой формы, урок не имеет никаких преимуществ.
До сих пор четкого определения « нестандартный урок» в педагогической литературе не существует. Наиболее распространенной является характеристика такого урока как импровизированного учебного занятия, которое имеет нестандартную (неопределенную) структуру, необычную задумку и организационную форму.
Не существует и общепринятой типологии нестандартных уроков. Все существующие классификации в значительной мере можно назвать условными. В пособии И.П.Подласого «Педагогика» перечисляется 36 типов нестандартных уроков. В. А. Щенев предлагает классифицировать нестандартные уроки, дополнив типологию « классического» урока и др.
Исходя из своего личного практического опыта, считаю, что нестандартный урок, занятие – это интересная, необычная форма предоставления материала. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у детей интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях дети не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока.
Использование нестандартных уроков дает наибольший эффект в группах, в которых преобладает количество обучаемых с непроизвольным вниманием, незначительным интересом к предмету.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация учебных учреждений, оснащение их проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Таким образом, нестандартные уроки, занятия заслуживают право дополнять традиционные уроки, которые педагоги используют в своей практической деятельности.
Кроме этого использование нестандартных уроков, занятий способствует:
-повышению общей просвещенности;
-углублению знаний детей;
-расширению кругозора обучаемых;
-проверке знаний в игровой и увлекательной форме;
-снятию утомляемости;
-активному развитию познавательных интересов детей.













Литература
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула, 2009.
Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. - Изд. Учитель: Волгоград, 2010.
Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. - Изд. Учитель: Волгоград, 2010.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Академия, 2012.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: Просвещение, 2009.
Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И.Обреимова, А.С.Петрухин. – М.: Академия, 2000.
Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009.
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии: учеб. метод. пособие / О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: Вако, 2009.
Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) / М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов. – М.: Академия, 2010.
Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г.Брыксина. – М.: Академия, 2010.
http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82
http://www.lessons.irk.ru
http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253
http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml
http://festival.1september.ru/articles/580618/
http://festival.1september.ru/articles/579111/
http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html#V1
Приложение 1

Тема занятия: Гигиена сердечно – сосудистой системы
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: нестандартный урок (урок – спектакль)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, самоконтроль
Цель:
обобщить и углубить знания учащихся о сердечно – сосудистой системе; формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам: табакокурению, употреблению спиртных напитков и наркотиков;
развивать речь, актерское мастерство, умение самостоятельно действовать;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.
Методы: репродуктивный, творческий, частично - поисковый
Оборудование: таблицы «Алкоголизм», «Вред табака», «СПИД»; модель сердца; таблица «Строение сердца»; костюмы «Сигарета», «Бутылка», «Шприц»; медицинская энциклопедия, диски с песнями «Еще не вечер», «Мое сердце остановилось», «Стук сердца», кодоскоп, экран, аудио- и видеоаппаратура, рисунки.
Межпредметные связи: валеология, биология, экология, литература
Методическая цель: показать применение на уроке различных форм работы, межпредметных связей (валеология, биология, экология, литература)
Действующие лица:
- Сердце
- Сила
- Разум
- Наука
- «Алкоголик»
-« Курильщик»
- «Наркоман»
- Милиционер
- Бутылка водки
- Сигарета
- Шприц
-Врач – терапевт
-Врач – нарколог 1
-Врач – нарколог 2
Эпиграф: Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца Бол Уайт (американский ученый)
Ход урока:
Организационный момент
Звучит тихо музыка, и на ее фоне раздается «стук сердца». В класс входят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у Разума книга. Грудь силы украшают чемпионская лента и медали. «Сердце» одето в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца.
Наука: Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила: Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум: Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.
Сердце: Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я благодарность и милосердие. Я нежность и твердость. Сердце - это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука: Уважаемая Сила, все, что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но немало и зла.
Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.
Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.
Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых - удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.
(Все берутся за руки, поднимают вверх.)
Студент читает стихотворение Э. Межелайтиса «Сердце» (в руках модель сердца)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Разум: «К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них»
Сердце: Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь (работа с таблицей «Строение сердца») из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Сердце человека прилегает к левому легкому. Вершиной сердце обращено вниз и влево и доходит до пятого межреберья. Основание сердца расширено, обращено вверх и вправо. Сердце человека четырехкамерное: два предсердия (левое и правое) и два желудочка (левый и правый). Тонкая перегородка между предсердиями и толстая между желудочками делят сердце на правую – венозную и левую – артериальную половины. Предсердно – желудочковые отверстия снабжены клапанами: в правой половине сердца трехстворчатый, в левой – двухстворчатый (митральный). На межпредсердной перегородке видно заросшее овальное отверстие. Через него у зародыша кровь из правого предсердия поступает в левое. В результате у зародыша во всех отделах сердца течет смешанная кровь. Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство. За 70 лет жизни человека я сокращаюсь 25 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце - это жизнь.
Нет такого другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день.
Звучит песня «Мое сердце остановилось»
Наука: Уважаемые дамы и господа! Мы собрались сегодня с вами, чтобы обсудить одну из проблем, с которой сталкивается человечество - рост заболеваний сердечно-сосудистой системы и их профилактика.
В большинстве развитых стран мира в последние десятилетия значительно изменилась структура заболеваний. Благодаря улучшению санитарно-гигиенических условий жизни, новым методам лечения, разнообразным мерам профилактики резко сократилось число тяжелых инфекционных заболеваний (например, туберкулеза), уменьшилась детская смертность, продолжительность жизни увеличилась. В этих условиях на первое место среди заболеваний, ведущих к смерти, вышли болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца. И эта проблема не может нас не волновать. Сегодня мы с вами обсудим вопрос о влияние никотина, алкоголя и наркотиков на сердечно-сосудистую систему, а также затронем профилактические меры развития болезней сердца и сосудов.
Сила: Нынче к доброй медицине
Мы покажем путь тебе
Чтобы были вы красивы,
Чтобы счастливы вы были,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело,
Чтобы громче пелись песни
Жить, чтоб было интересней!
Нужно сильным стать, здоровым
Разум: Эти истины не новы,
Только вы ответьте мне
Путь к загадочной стране
Где живет здоровье ваше,
Все ли знают? Дружно скажем (Да)
Сила: В путь – дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Но дорога не проста,
Из – за каждого куста
Может недруг появиться
Вам придется с ним сразиться.
Сценка под песню Л. Вайкуле «Еще не вечер» (алкоголик, курильщик и наркоман).
Бутылка: Важней всего бутылка водки,
Все остальное чепуха,
Изменим ген, рожай уродов,
Быстрей умрешь ты, ха, ха, ха!
Врач - терапевт: Да, действительно это так. Этанол способен разрушать гены, что ведет к рождению больных детей. Гибель двух-трех клеток в начале развития зародыша может обернуться в дальнейшем недоразвитием, а то и отсутствием какого-нибудь органа.
Ученые установили, что женские половые клетки могут жить до 50 лет. Поэтому пьющая женщина всегда рискует в будущем родить ребенка с различными отклонениями от нормы, как физическими, так и психическими.
Часто дети пьющих матерей и отцов рождаются с алкогольным синдромом: (показ рисунков из «Медицинской энциклопедии») косоглазием, врожденной глухотой, дистрофией лица, врожденными пороками сердца, с маленькой головой, уменьшенным мозгом, умственно отсталые, психически больные, с тяжелыми уродствами (водянка мозга или отсутствие мозга вообще, волчья пасть, мозговая грыжа, расщепление позвоночника, неполное число пальцев, их сращение, отсутствие части скелета и т.д.).
В результате употребления этанола у взрослых наблюдаются снижение умственных способностей, появление алкогольных психозов, «белой горячки», перерождение клеток мозга, ослабление памяти, слабоумие вплоть до деградации личности.
В России на одного мужчину в год приходится 160180 бутылок водки. Значительная часть населения умирает от регулярного пьянства в 3035-летнем возрасте.
Настораживает и тот факт, что свыше 96% пьющих людей приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а около трети – и вовсе до 10 лет.
Предрасположенность организма, к возникновению патологических изменений в сердце под действием алкоголя в вине, водке и пиве, значительно проявляется в детском и юношеском возрасте. На практике врачи часто сталкиваются со случаями острых алкогольных отравлений у детей и юношей, которые протекают с тяжелым срывом сердечно – сосудистых функций. Особенно тяжелыми бывают нарушения регуляции тонуса (напряжения) сосудов у подростков, при этом состояние больного часто напоминает тяжелый шок и может быть вызвано сравнительно небольшим количеством выпитого алкоголя.
При недостатке активности и злоупотреблении спиртными напитками, особенно пивом, волокна сердечной частично разрушаются и замещаются соединительной тканью, заполненной жиром. Происходит увеличение массы сердца за счет ткани, которая сокращаться не может. Несмотря на большую массу, такое сердце обладает малой мощностью и подвержено различным заболеваниям. (Работа с таблицей Алкоголизм».
Необходима антиалкогольная политика на всех уровнях. Главное – уберечь от пьянства детей и еще не рожденных младенцев.
Сигарета: (поет) Главней всего сигара с дымом,
Все остальное ерунда,
Убьем твой мозг, ты стань глупее,
Беспамятная голова.
Узнали? Да, это я!
Мое имя – Сигарета,
Я красива и сильна,
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам.
Независимо от знаний
Скажем прямо – слабакам.
Можно и я посижу здесь, в сторонке, послушаю?
Врач – нарколог: Никотин относится к нервным ядам. В малых дозах он возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. А в больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток нервной системы. Курильщик буквально глупеет, память его ослабевает. И в результате понижается трудоспособность. Появляется хроническое воспаление голосовых связок. Голос у курильщика хриплый и неприятный. В табачном дыму обнаружено 6000 различных компонентов, 30 из них натуральные яды. Для человека смертельная доза никотина 50100 мг или 23 капли. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 2025 сигарет (в одной сигарете содержится приблизительно 68 мг никотина). Курильщик не погибает лишь потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Получается, что в течение 30 лет такой курильщик выкуривает около 20 тыс. сигарет или 160 кг табака. По статистике, от последствий курения каждые 13 мин. умирает человек. А одна выкуренная сигарета сокращает человеческую жизнь на 5,5 мин. Статистические данные говорят, по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка.
Под действием веществ, содержащихся в табачном дыме, сердце начинает сокращаться сильнее и чаще, а сосуды суживаются. Это приводит к стойкому повышению артериального давления, гипертоническому кризу, образованию тромбов. Угарный газ, образующийся в процессе курения, создает постоянную кислородную недостаточность всего организма, и в первую очередь сердечной мышцы. (Работа с таблицей «Вред курения»
Шприц: (поет) Главней всего наркотик в шприце,
Все остальное болтовня,
Я уколю, и ты забылся,
И деградируй навсегда!
Врач – нарколог 2. Да, к наркотикам привыкают быстро, а это ведет к сложнейшим нарушениям в организме и возникновению социальных, нравственных проблем (к конфликтам дома, в школе и т.д.). Наркотики - это же вообще сильнейший яд для нашего организма. Слово «наркомания» происходит от греческих слов «нарко» - сон, оцепенение, онемение и «мания» страсть, безумие.
Наркоман подвержен депрессиям, судорогам. При отсутствии наркотиков возникает ломка. Поражаются нервная система и головной мозг. Может произойти заражение крови, воспаление вен, легочная эмболия, гепатит... Кроме того, наркотики вызывают необратимые изменения в генотипе человека. Дети у наркоманов рождаются с врожденными дефектами внутренних органов, мозга и т.д. Согласно статистике, человек, пристрастившийся к наркотикам, дольше 5 лет, как правило, не живет. В России 66,5% наркозависимых – люди, употребляющие наркотики в возрасте от 15 до 29 лет, 32% - в возрасте от 30 до 40 лет, 15% - в возрасте старше 40 лет. Где наркотики там и СПИД. (Работа с таблицей «СПИД»).
На сцену выходят антигерои – Алкоголик, Курильщик, Наркоман.
Алкоголик: Пока здоровье есть у нас,
Пока о счастье мечтают дети,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно, пока не поздно!
Курильщик: Так постараемся мы спастись
От никотина смертоносного,
От спирта, водки ты защитись,
Еще не поздно, еще не поздно!
Наркоман: Рядом, рядом радость и беда,
Надо, надо твердый дать ответ:
Крепкому здоровью (все) – да, да, да!
Наркотикам и ядам (все) – нет, нет, нет!
Милиционер: Хочется обратить внимание всех на то, что здоровье это не личное дело каждого человека.
Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу.
Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдения рационального суточного режима.
Всякая неумеренность, невоздержание доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают его интеллект.
(Р. Гамзатов «Прости меня сердце)
Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, мое сердце, меня.
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твое подгонял колотье.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце мое.
За то, что железным ты мнилось,
И мог подставлять под копье
Тебя я, безумью на милость,
Прости меня, сердце моё.
Кружит, как над полем сраженья
Порой над тобой вороньё.
За подвиги долготерпенья
Прости меня, сердце моё.
Обратимся к эпиграфу. Американский ученый Бол Уайт сказал: «Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца». Как бы вы прокомментировали его слова?
(Студенты высказывают свое мнение.)
Милиционер: Торопись, ведь дни проходят
Ты у времени в гостях
Не рассчитывай на время
Помни, всё в твоих руках.
Выходят Бутылка, Сигарета и Шприц.
Сигарета: По – моему, мы здесь лишние, пойдемте – ка лучше на первый курс, может там нам будут рады и поймут нас. (Уходят).
Милиционер: Л.Н.Толстой сказал: «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом».











Приложение 2


Тема занятия: Витамины
Цель урока:
сформировать знания о биологической роли витаминов и их практическом значении для здоровья человека
Задачи урока:
Образовательная – выяснить роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Развивающая совершенствовать навыки выполнения лабораторных работ.
Воспитательная – развивать познавательный интерес к предмету, формировать понятие о здоровой пище.
Тип занятия: урок – практикум
Оборудование: Таблица «Суточные нормы витаминов», журнал «Азбука здоровья», презентации, гербарии, витамины синтетические, овощи, фрукты (свежие или муляжи), выставка литературы, оборудование к лабораторной работе

Ход урока

1. Организационная часть.
Здравствуйте, ребята и гости!
Я рада приветствовать вас!
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнем,
Чтоб исследовать мир,
В котором живем.
2. Актуализация опорных знаний.
Свое исследование мы начнем с повторения прошлого урока.
1 задание: Послушайте произведения моего собственного сочинения, дайте правильный ответ и обоснуйте его.
(Запись ответов на доске преподавателем)

1) Этот орган как насос
Кровь качает, жизнь нам продлевает (сердце)

2) Течет водица – всем годится,
Клетки питает, нас согревает (кровь)

3) Есть сосуды в организме
разного строения,
Кровь течет по ним всю жизнь
В разных направлениях (артерии, вены, капилляры)

4) Два круга в организме есть
Скажи ответ. О чем здесь речь? (Круги кровообращения)

2 задание:

Сердце артерии

Кровь вены
капилляры
большой круг кровообращения
малый круг кровообращения
Найдите, укажите при помощи линий и объясните соотношения между этими компонентами

(Сердце и кровеносные сосуды = сердечно-сосудистая система;
по большому кругу кровообращения течет артериальная кровь;
по малому кругу кровообращения течет венозная кровь; .

Можно ли провести стрелку и указать «артериальная кровь» между словами «кровь» и «артерии»? Почему?

3. Изучение новой темы
Перечислите функции крови.
Одна из функций крови – транспортная.
Что же переносит кровь?
Какие питательные вещества вы знаете?
БЖУ, минеральные соли и вода.
Слайд 1. В 1881 г. русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над 2 группами белых мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – смесью, куда входили БЖУ, казеин, молочный жир, соли, вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Вскоре животные второй группы погибли.
Как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши?
Н.И.Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. В 1912 г. польский ученый Функ назвал существующие в продуктах питания жизненно важные вещества витаминами (от лат. «vita» - жизнь, «amin» - содержащий азот).
Слайд 2. Сегодня на уроке мы познакомимся с особой группой органических веществ – витаминами. Запишем в тетрадях число, тему урока «Витамины».
Слайд 3. Витамины – это биологически активные вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности (записать в тетрадь).
Слайд 4. Отсутствие в пище того или иного витамина в результате потребления неполноценных питательных веществ вызывает заболевание нарушения обмена веществ – АВИТАМИНОЗ. (записать в тетрадь).
Слайд 5. Недостаток витаминов ведет к особому нарушению обмена веществ –
ГИПОВИТАМИНОЗУ. (записать в тетрадь).
Слайд 6. Избыток, передозировка витаминов приводит к тяжелому отравлению организма – к ГИПЕРВИТАМИНОЗУ. (записать в тетрадь).
Слайд 7. По физическим свойствам все витамины делятся на 2 группы: растворимые в воде и растворимые в жирах
1. Водорастворимые - С, группы В: В1, В2, В6, В12, РР.
2. Жирорастворимые – А, Д, Е, К (записать в тетрадь).
В настоящее время известно более 25 витаминов. Действие витаминов специфично, нельзя заменить один витамин другим.
В организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточном количестве. Основным источником витаминов являются растения и продукты животного происхождения Слайды 8 – 11.
Сегодня на уроке мы поговорим о наиболее известных витаминах.
Мы живем в северном крае, где в силу специфических условий крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов, который сказывается на работе нашей иммунной системы. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, бактерий, грибков, вирусов. Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител.
Что же необходимо знать о витаминах?
Здесь представлена небольшая выставка книг, которая поможет вам больше узнать о витаминах. А начнем мы знакомство с витаминами с азбуки, но необычной.
Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, и состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины.
Итак, слово предоставляется редактору журнала «Азбука здоровья» Поповой Дарье. Вашему вниманию предлагается первая страница нашего журнала «Жизненно необходимые».
По ходу изучения страниц журнала вам необходимо заполнить следующую таблицу.
Начертите в тетрадях таблицу, которая дана на доске.

Название витамина
Функции
Название авитаминоза
Суточная потребность
Источники витаминов

аскорбиновая кислота - витамин С

Образование коллагена, ферментов, окислит – восстан. процессы

Цинга
70- 100 мг
Черная смородина,
шиповник

тиамин -витамин В





ретинол -витамин А





кальциферол -витамин Д






токоферол -витамин Е






(Презентации об основных витаминах, истории их открытия, признаках и симптомах авитаминозов, заболеваниях)
Попова Д.: Страница вторая «Кладовая здоровья».
(о суточной потребности витаминов). Работа с таблицей.
Используя книги выставки, найдите в них названия пищевых продуктов, богатых тем или иным витамином. Заполните последнюю колонку таблицы.
Есть много растений, в которых содержатся несколько витаминов. Например: шиповник, сосна, крапива, пастушья сумка, кислица, черника, медуница и др. (показ гербариев растений)
Попова Д.: Третья страница журнала – кулинарная (правила приготовления пищи с сохранением витаминов).
(Презентация Ядне Р.)
Обсуждение результатов заполнения таблицы, в ходе которого студенты дополняют ответы друг друга.
Выводы:
1. Витамины - .
2. Витамины делятся на ..
3. Необходимы для обмена веществ ..
4.
Попова Д.: Послушайте рекомендации, которые вам советует наш журнал «Азбука здоровья»:
- зная, в каких фруктах и овощах содержатся витамины, рекомендуем употреблять их в свежем виде, в соках, в морсах и в компотах;
- употреблять синтетические витамины необходимо дозировано;
- соблюдать правила приготовления пищи с сохранением витаминов.
Сегодня мы с вами практическим путем определим наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые витаминами порекомендуем для регулярного употребления.
Объектом нашего исследования станут фрукты, соки и нектары разных производителей. Мы проверим, действительно ли содержание витаминов соответствуют заявленным производителями рекламным данным на упаковке с соками и нектарами.
Метод исследования: – йодометрия.
Эпиграф: Знать – не значит понимать.
Знать – не значит делать,
но если делать – то надо знать и понимать как.
При выполнении лабораторной работы соблюдаем правила техники безопасности:
- каждый работает аккуратно с реактивами, химической посудой, не мешая друг другу. Обращаю ваше внимание на инструкцию к лабораторной работе.
Лабораторная работа
Тема: «Определение содержания витамина С в соках, нектарах промышленного производства и фруктах»
Цель: определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.
Метод исследования: йодометрия.
Оборудование: апельсины, соки и нектары промышленного производства, пипетки, химические стаканы, мерные цилиндры;
реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода;
Ход работы:
Определение витамина С в соках, нектарах промышленного производства и фруктах
Название сока или нектара, фрукта
Отмерьте 10 мл сока (нектара или отжатого сока) при помощи мерного цилиндра, разбавьте его водой до объема 100 мл и перелейте в химический стакан;
Добавьте в химический стакан 1-2 капли крахмального клейстера, взятые с помощью трубочки от сока;
При помощи пипетки добавьте по каплям (и считайте капли) 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
Произведите расчеты:
а) узнайте, сколько вы израсходовали раствора йода, зная, что 1мл р-ра йода=28 каплям р-ра йода;
б) определите, сколько витамина С содержится в найденном объеме раствора йода зная, что 1мл 5% р-ра йода = 35 мг аскорбиновой кислоты (витамина С).
6. Заполните таблицу:

Название сока, нектара, фрукта
Содержание витамина С на упаковке
Наши расчеты

апельсин

32 капли = 40мг

100% Апельсиновый сок «Дары Придонья»
20 мг
15 капель= 19 мг

Яблочный сок «Дары Придонья»
2,4 мг-5 мг
2-4 капли=5 мг

Нектар

5-10мг






Вывод: указанное производителем количество витамина на упаковках в основном соответствует действительности. Наиболее богатые витамином свежие фрукты, их можно заменить соками и нектарами.
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание. Для взаимопроверки знаний в парах подготовить карточки – задания, на которых записаны признаки авитаминозов. Один – называет признаки авитаминоза одного из витаминов, другой – определяет по признакам заболевание и назначает «больному» лечение. Затем в парах меняетесь ролями.
В заключение нашего урока я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям.
Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод. Приятного аппетита! (Угощаем всех фруктами, соками, витаминами).




















Приложение 3

Тема занятия: Органы чувств. Слуховая сенсорная система
Тип занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: урок - презентация
Цели занятия:
- образовательная:
раскрыть содержание понятия анализатор (сенсорная система);
- развивающая:
совершенствовать знания о строении и функциях слухового анализатора;
- воспитательная:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью
Методическое обеспечение:
план занятия, модель уха человека, кинофрагмент «Сенсорные системы», таблица «Слуховой анализатор», коробочки с различными предметами, таблица «Распространение звуковой волны», растение белена (гербарий), карточки - термины, магнитная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, отрывок из трагедии Шекспира «Галмет», проблемные задачи,
Техническое обеспечение: аудио- и видеоаппаратура
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль
Межпредметные связи: литература, физика
Методическая цель: показать применение на уроке различных форм изучения нового материала, организации самостоятельной работы.
Ход урока:
1. Организационный момент
Актуализация опорных знаний
На прошлом занятии мы с вами узнали, что организм человека представляет собой единую биологическую систему. Как вы понимаете термин «система»? Верно, это значит множество. Представьте себе, что кирпичный дом это наш организм. Строительный материал дома - кирпичи. А из чего построен наш организм? Как дом построен из множества кирпичей, так наш организм построен из множества клеток. Что образуют клетки в многоклеточном организме? Ткани. Органы.Системы органовОрганизм. (Записать на доске последовательную цепочку: клетки --- ткань---органы--- системы органов---организм) Какой вытекает вывод из этой цепочки?
На столах у учащихся коробочки с различными предметами (зерна кофе, лимон, чеснок, колокольчик и т.д.) По сигналу учителя учащиеся открывают их и рассматривают
предмет.
Задание: дайте устно характеристику предмета, используя план:
План описания предмета:
1. Название предмета
2. Форма предмета (округлая, прямоугольная, овальная и др.)
3. Поверхность предмета (шероховатая, гладкая; ровная, бугристая; теплая, холодная; сухая, влажная; колючая; мягкая, твердая и др.)
4. Цвет предмета
5. Свойства предмета (легкий, тяжелый; наличие или отсутствие запаха; съедобен, несъедобен; вкусный, невкусный; горький, кислый и др.) (Слайд 1 (работа в парах))
Проверка выполненного задания.
Фронтальная беседа:
- Каким путем вы получили эту информацию?
(используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предметов)
- Отгадав загадки, вы узнаете, какие органы помогли вам выполнить задание. (Слайд 2 – 14)
- Какое понятие объединяет эти органы? Органы чувств. (Слайд 15)
- Сколько у человека органов чувств?
(Органы чувств – 5: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание)
- О каком органе дважды повторялась загадка? Об ухе.
- О каком органе чувств дважды повторялась загадка? Об органе слуха.
III. Изучение нового материала
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на занятии. (Слайд 16)
Тема урока записывается в тетрадь.
- Цель занятия.. (Слайд 17)
На организм человека постоянно действуют какие – то раздражители.
- Как вы думаете, какие клетки человека первыми принимают на себя воздействия раздражителей? Рецепторы. (Слайд 18)
Работа с термином, записать в тетрадь
(рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы) – (Слайд 19)
- Где расположены рецепторы?
(в органах чувств)
Задание: Составьте последовательную цепочку работы органа чувств. (Слайд 20 (работа в группах))
Работа у доски и в тетрадях по составлению длинной цепочки.
Проверка. (Слайд 21)
- Выделите три основных элемента, связанных между собой анатомически и функционально (рецептор – нервный путь – центр в коре головного мозга)
Работа у доски и в тетрадях по составлению короткой цепочки.
Проверка. (Слайд 22)
(Слайд 23) Термин Анализатор, или сенсорная система.
(Слайд 24) Определение анализатора.
(Слайд 25) Самостоятельная индивидуальная работа с учебником (ответы на вопросы устно) Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология детей и подростков» стр. 420.
Найдите ответы на следующие вопросы:
- значение сенсорных систем
- сколько и какие части имеет анализатор?
- кто создал учение об анализаторах, или сенсорных системах?
( от лат.. sensus – «чувство», «ощущение»)
- значение рецепторов
- классификация рецепторов
- назовите сенсорные системы человека
Сегодня мы подробно изучим один из органов чувств и сенсорную систему, вспомнив диалог из старой сказки: - Бабушка, зачем тебе такие большие уши?
- Это чтобы лучше тебя слышать, дитя мое! (Слайд 26)
Преподаватель: - Как называется эта сказка? («Красная шапочка»
- автор сказки? (Шарль Перро)
- назовите орган чувств (орган слуха – ухо)
- назовите сенсорную систему (слуховая сенсорная система)
Преподаватель: А зачем же нам уши? Точнее не уши, а ушные раковины, которые и подразумевала в своем вопросе внучка. (Улавливают звуки, защитная, косметическая функции)
Преподаватель: На человеческом теле обнаружено около 700 биологически активных точек, на одном только ухе их выявлено свыше ста.
Казалось бы, не велика проблема: проколоть себе мочку уха и вдеть сережку Дело, однако, не такое простое. (Опережающее домашнее задание. Сообщение.)
Студент. На мочке уха находится 11 точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица, внутренним ухом. Неудачный прокол может задеть такую точку и вызвать раздражение связанного с ней органа. А если дужка серьги сделана не из благородного металла или спаяна с другим металлом, раздражение может оказаться длительным, в результате могут заболеть зубы. Поэтому прокол нужно делать только в свободном от активных точек пространстве.
Самый центр мочки отвечает за зрение. Но слухи об отрицательном воздействии прокола неверны. Зрение либо может улучшиться, либо останется без изменений.
Некоторые западногерманские врачи советуют во избежание неблагоприятного влияния на печень или желчный пузырь носить серьги не более трех часов в день и обязательно снимать их на ночь. А детям и подросткам они вообще не рекомендуют прокалывать уши – пусть сначала подрастут!
Кстати, ношение серег и клипс не столь безобидно и по ряду других причин. В результате опроса, проведенного недавно в Италии, выяснилось, что среди модниц резко возросло количество заболеваний экземой и другими кожными недугами по вине никелевых сплавов, которые используются в зажимах сережек. Выяснилось также, что среди 90% молодых девушек, носящих сережки, 63% страдают кожными заболеваниями – от раздражения до дерматитов. Итальянские специалисты считают, что надо запретить использование никеля в бижутерии.
Преподаватель: Кстати, недавно были проведены интересные исследования. Прокол мочки уха в 49 случаях из 100 несколько ослабил головные боли, в 24– практически излечил, и только в 27-ми случаях не наступило заметного улучшения. Обострения ни в одном случае не наблюдалось. Вот, оказывается, каким еще удивительным свойством обладает ушная раковина.
Постановка проблемы.
Многим знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии. Итак, вашему вниманию предлагается отрывок из «Гамлета» Шекспира:
Когда я спал в саду
В свое послеобеденное время,
В мой уголок прокрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживает кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и с моей. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гнойной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Так, был рукою брата я во сне
Лишён короны, жизни, королевы
Преподаватель: Какое же злодеяние было совершено?
Работа с раздаточным гербарным материалом (ядовитое растение белена)
Могло ли так быть в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо рассмотреть строение уха, той самой “ушной полости”, о которой говорит призрак отца Гамлета.
Показ видеофрагмента «Сенсорные системы». Работа с таблицей «Строение уха»
Задание: Дополните схему о строении уха: (Слайд 27 (работа в группах))
Работа в тетрадях и у доски.
(Слайд 28) Проверка. Схема строения уха.
-Каково значение барабанной перепонки?
Самостоятельная работа с текстом учебника Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия и физиология детей и подростков» стр. 432.
Она служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов.
- Мог ли “сок белены” не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета?
“Сок белены” не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета. Данный яд (как и большинство других ядов) может всосаться только через слизистую оболочку. Через выстилающую перепонку снаружи, слой кожи и соединительной ткани яд проникнуть не может. А человек был отравлен. Предположите, как такое могло случиться.
К образованию большого отверстия барабанной перепонки могут привести и воспаления среднего уха, вызванные корью или скарлатиной. Следовательно, датский король болел в детстве золотухой, корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием стойкой хронической перфорации, что и привело его к трагической смерти от яда.
Далее нам предстоит разобраться, каким путем звуковая волна достигает внутреннего уха.
Показ видеофрагмента «Сенсорные системы»
Работа с таблицей «Распространение звуковой волны»
(Слайд 29) Задание: используя видеофрагмент и таблицу «Распространение звуковой волны», составьте схему передачи звуковых волн на слуховые рецепторы. Работа в группах.
(Слайд 30) Проверка поэтапно.
(Слайд 31) Задание: составьте схему слухового анализатора. (Работа в группах)
IV.Закрепление
(Слайд 32) Задание: выполните тестовые задания «Выберите правильные суждения»:
1 вариант
1. Орган слуха распложен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
2. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
3. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
4. Барабанная перепонка находится на границе между задним и внутренним ухом.
5. Наружный слуховой поход заканчивается барабанной перепонкой.
6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
7. Слуховые косточки - это рецепторы слухового анализатора.
2 вариант
8. Внутреннее ухо представляет собой системы полостей и извитых канальцев.
9.Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
10. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры больших полушарий.
11. Звуковая волна превращается в органе слуха в колебания жидкости и затем в нервный импульс.
12. В слуховом анализаторе различают отделы: наружное, среднее и внутреннее ухо.
13. Чувствительный аппарат уха - кортиев орган.
14. Постоянные громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.
(Индивидуальная работа на 2 варианта)
(Слайд 33) Проверка. (Ответы: 1 в.:1, 3, 5, 6, 2 в.: 9, 11,12,14,15)
(Слайд 34) Индивидуальные разноуровневые задания по карточкам:
Вариант I
Назовите отделы органа слуха
Ответьте на вопросы:
- Какую роль в процессе восприятия звуковых раздражений играют отделы органа слуха?
- В чем соответствие строения и функций наружного, среднего и внутреннего уха?
- В какой части органа слуха физические колебания вызывают биоэлектрические явления?
- В какой части слухового анализатора происходит окончательное различение звуков?
Вариант II
Строение и функции органа слуха


Строение органа слуха
Выполняемая функция

Наружное ухо
а)
б)
в)
Среднее ухо
а)
б)
в)
Внутреннее ухо
а)
б)
в)



Вариант III
Объясните, что показано на схематическом рисунке.
Напишите названия частей органа (16).



V. Итоги. Выводы. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Слайд 35.
Спасибо! Слайд 36.
Дополнительно: (проблемные задачи)
- При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?
(С целью выравнивания давления на барабанную перепонку с внешней и внутренней сторон)
- Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, орган слуха, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Какие меры можно предложить по уменьшению воздействия шума на человека?
(ИСЗ – беруши, использование звукоизолирующих и звукопоглотительных материалов, бесшумный транспорт, посадка деревьев, соблюдение тишины в общественных местах.)


















































Приложение 4

Тема занятия: Внутренняя среда организма. Кровь
Цель:
образовательная - продолжить формирование понятия о внутренней среде и ее компонентах; охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства; сформировать знания о составе крови и ее функциях, о группах крови;
развивающая - совершенствовать умение работать с текстом, выделять главное, заполнять схемы и таблицы, анализировать и делать выводы;
воспитательная – совершенствовать умение общаться, высказывать свое мнение, признавать право на иное мнение, участвовать в диалоге, в совместной деятельности, в согласовании и координации деятельности, в объективном оценивании своего вклада в решении общих задач коллектива, воспитывать толерантность.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты: “Кровь человека”, “Кровь лягушки”, таблица «Кровь», видеофрагмент «Кровь», презентация
Ход урока

1 этап. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята и гости! Я рада приветствовать вас!
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнем,
Чтоб исследовать мир,
В котором живем.
2 этап: прием «Удивляй»
Еще в древние времена ее считали «носительницей жизни», она – одна из компонентов внутренней среды организма, она самая удивительная жидкость нашего организма, единственная жидкая ткань организма человека. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 1.
- А знаете ли вы, что долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа.
Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.
Слайд 2.
Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”
- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Вы уже поняли, что речь на уроке пойдет о крови.
- Запишите тему урока в тетрадь.
Слайд 3.
3 этап. Постановка целей.
- Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из темы урока?
Студенты высказывают свои предложения.
Преподаватель на доске прикрепляет листы с надписью:
Узнать:
Состав крови
Функции крови
Внутренняя среда организма
Группы крови
- Ребята, проведите ранжирование, т.е. определите, в какой последовательности следует рассматривать данные вопросы.
- Мы с вами будем работать в группах. Какие правила нужно помнить, работая в группах?
(Вместе со студентами составляется свод правил).
Правила работы в группах:
Работают все.
Каждый высказывает свое мнение.
Внимательно слушаем каждого в группе, не перебиваем.
Замечания высказываем в тактичной форме.
Обсуждаем вопросы в группе в полголоса.
4 этап. Усвоение новых знаний.

Преподаватель: Начинаем работу.
1. Обратите внимание на доску, какой вопрос рассматриваем первым?
- Что представляет собой внутренняя среда организма и каковы ее функции?
Слайд 4.
Задание 1. Пользуясь текстом учебника, заполните схему и установите взаимосвязь между компонентами внутренней среды организма.
Вопросы: - Каковы компоненты внутренней среды организма? Как они связаны между собой.
Отчет о проделанной работе (ответы на вопросы).
Слайд 5.
Преподаватель: Сравните свою схему со схемой на слайде. Если есть неточности, то дополните свою схему. Сделайте вывод
Вывод: внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой, которые связаны между собой.
Объяснение преподавателя:
Для поддержания жизни многоклеточным организмам нужна определенная система, которая обеспечивала бы каждую клетку питательными веществами, кислородом и выводила продукты обмена веществ. Поэтому в ходе эволюции возникло такое специальное приспособление как жидкая внутренняя среда.
При постоянно меняющихся параметрах внешней среды, внутренняя среда человека остается относительно постоянной.
Слайд 6.
В 1929 году американский физиолог У. Кеннон ввел понятие гомеостаз.
Гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды организма.
В организме на относительно постоянном уровне удерживаются такие показатели, как температура тела, кровяное давление, содержание в ней белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора, водорода.
Общее количество крови в организме человека равно 7% его веса, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков. Кровь – одна из важнейших жидкостей в организме.
2. Решаем вторую задачу
-Каков состав крови?
Слайд 7.
Дополните схему, используя текст учебника, стр.
- Сравните составленную схему со схемой на слайде.
Слайд 8.
- Сделайте вывод.
Вывод: кровь представлена плазмой и форменными элементами. В состав плазмы входят неорганические вещества: вода, минеральные вещества и органические вещества: белки, жиры, углеводы. Форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Преподаватель:
Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют -96%; лейкоциты – 3%; тромбоциты – 1%.
- Давайте более подробно изучим форменные элементы.
Слайд 9.
Используя текст учебника заполнить таблицу:
1 – группа - тромбоциты
2 -группа - лейкоциты
3 – группа - эритроциты
Через 5 – 6 минут группы отчитываются по заданиям. При отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.
Слайд 10.
Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. Сделайте вывод.
Вывод: форменные элементы крови различны по размерам, форме, строению и выполняемым функциям.
- Молодцы!
Сопоставьте два факта:
Человек, раненый в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.
Подумайте над этими фактами и объясните:
А) почему человек без крови погибает;
Б) какое значение имеет кровь.
(ответы учащихся). В тетради записываются функции крови: защитная, транспортная, гуморальная, терморегуляция.
Слайд 11.
Прием “Удивляй”: Вы обратили внимание, что из всех форменных элементов эритроциты составляют 96 %, это 25 триллионов. Если положить все эритроциты друг на друга, то получится “ столбик” высотой 62 тысячи км, на оси этой длины могло бы вращаться несколько таких планет, как наша Земля. Общая поверхность всех эритроцитов составляет 3800м 2. Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела.
-У червей кровь зеленая.
- У моллюсков – голубая.
- А какая кровь по цвету у большинства позвоночных, к которым относится и человек?
- Чем это объясняется?
- Почему эритроциты красные?
- Что же такое гемоглобин?
Предлагаю решить задачу:
Задача. Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности больше – у шарика или двояковогнутого диска (при условии их одинаковых объемов)
Практическое задание. Перед вами две небольшие емкости одинакового объема. Одна из них заполнена крупными зернышками, а другая - мелкими. Определите общую площадь поверхности зерен в каждой емкости. Сделайте вывод.
Вывод: площадь поверхности больше у двояковогнутого диска, общая площадь поверхности мелких зернышек больше.
Учитывая сделанные выводы, выполним самостоятельно лабораторную работу.
Слайд 12.
Лабораторная работа “Микроскопическое строение крови человека и лягушки”. Самостоятельная работа (15 мин)
Вспомним правила работы с микроскопом.
- Сделайте вывод по работе.
Вывод: эритроциты крови человека в процессе эволюции утратили ядро, приобрели двояковогнутую форму и уменьшились в размерах для того, чтобы переносить как можно больше кислорода.
Слайд 13.
Проверьте верно ли сделали вывод? Молодцы!
Верно. Кровь выполняет одну из важнейших функций – дыхательную.
Еще с одной интересной особенностью крови вас познакомит
Сообщение о переливании крови.
На эти и другие вопросы вам предстоит ответить самостоятельно, изучив текст на стр. 58.
(5 мин.)
Вопросы:
Чем отличается кровь одного человека от крови другого?
На сколько групп делятся все люди по биологическим свойствам крови?
Что такое агглютиногены и агглютинины?
Слайд 15.
Дополните схему:
I (0)
II (А) III (В)

IV (АВ)
Слайд 16. Проверим правильность вашего ответа
Кого называют донором, а кого реципиентом?
6. Что такое резус – фактор?
Прием «Удивляй»: Послушайте, что может рассказать маленькая капелька крови: Сообщение «Группа крови и риск развития некоторых заболеваний»
Сообщение «Группа крови и характер»
5 этап. Закрепление знаний.
Предлагаю вам в группе решить задачу. Ответ обосновать.
1 группа: При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается “горная болезнь” - одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.
2 группа: При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (до 2%) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?
3 группа: Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются, если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?
Заслушиваются и оцениваются ответы учащихся.
- Молодцы! У Вас все получилось!
2. Найдите ошибки в тексте:
1. Лейкоциты- красные (белые) кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное) тело и хорошо выраженное ядро. В 1 кубическом мм крови от 9-15 тысяч. (6-9 тыс.). Как и эритроциты, лейкоциты не способны (способны активно), самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитозом).Кроме того, особая группа лейцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И.Мечников).
2. Эритроциты – белые (красные) кровяные клетки. Они очень малы. В 1 кубическом мм крови их 10 млн ( 5 млн.) . Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра ( не имеют).
Это клетки шаровидной (двояковогнутая лепешка) формы, не способные к самостоятельному движению. Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется гемофилией
( малокровием).
3. Тромбоциты – бесцветные кровяные клетки. Мышечная работа, прием пищи понижают (повышают) количество тромбоцитов в крови. Тромбоциты имеют (не имеют) ядра. Тромбоциты выделяют вещества, способствующие тому, что кровь не свертывается (свертывается), а это одна из защитных (незащитная) реакций организма человека.
Заболевание, связанное с несвертываемостью крови, называется тромбофлебоз (гемофилия).
Видеофрагмент о свойствах и функциях крови
этап. Рефлексия. Итоги. Выводы
Обратите внимание на доску еще раз.
- Что вы сегодня узнали на уроке?
- Почему кровь называют «носительницей жизни»?
- Как вы понимаете слова К.Бернара «Кровь – зеркало организма»
- На каком этапе урока у вас возникли трудности?
- Молодцы, мы справились с поставленными задачами и достигли цели урока
-На уроке хорошо работали все. Молодцы! Мне было очень приятно и интересно с вами сотрудничать.
7 этап. Домашнее задание: подготовить тесты по теме «Кровь» (не менее 15 вопросов)























15