Рабочая программа по истории России и мира с древнейших времен до конца 19 века 10 класс ИКС УМК Загладин Н.В. Симония Н.а.
Департамента образования
г. Москвы
Автономная некоммерческая организация общеобразовательная
Частная Школа «Премьер» города Москвы
Россия 115563 Москва, улица Шипиловская, д. 40, корп. 2 Тел.(495) 393-08-18
E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Рассмотрено»
на заседании ШМО председатель методического объединения
Протокол № _________
«____»_________2015__ г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР, по ВР
/Е.Б. Машина /
/А.И. Аштрафзянов /
«____»_________2015__ г.
«Утверждаю»
директор школы
/ Ю.В. Андросова /
Приказ № _________
«____»_________2015__ г.
Рабочая программа
по Истории России и мира
с Древнейших времен до конца XIX в.
для 10 класса
2 часа в неделю/ 70 учебных часов
уровень обучения: базовый
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог - составитель:
Бычкова С.А.
учитель истории и обществознания
АНО «Школа «Премьер» ЮАО г. Москвы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика программы
Рабочая программа по истории России и мира с древнейших времен до конца XIX в. предназначена для учащихся 10-го класса школы «Премьер» города Москвы.
Рабочая программа была составлена на основе Примерной программы по истории для 10-11классов в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию – «Рабочие программы по истории. 5 – 11 классы. (линии учебников издательств «Просвещение», «Русское слово») / авт. – сост. Н.И.Чеботарева. – 3-е изд., доп. – М.: Глобус, 2009 г.
Предполагаемая программа ориентирована на учебник Загладина Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – с древнейших времен до конца XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /Н.В.Загладин, Н.А.Симония. – 12-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012 г.
Программа охватывает материал по истории России и мира от истоков становления исторической науки до конца XIX и рассчитана на 70 часов.
Рабочая программа по истории для старшей школы составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в старшей школе. В программе делается акцент на сохранении традиционной для российской школы ориентации на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 10 класса в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им отвечать на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие десятиклассниками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Цели и задачи изучения курса
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад старшей школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в 10 классе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование у учащихся целостного представления об истории России и мира с древнейших времен до конца XIX века как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
освещение экономического, социального, политического и культурного развития основных регионов Европы и мира, их общих черт и различий;
знакомство с возникновением и развитием идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); акцентирование внимания на истории мировой религии – христианства и ислама;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Система оценивания достижений учащихся
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную работу учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность и критериальное оценивание (Приложение № 1).
Система оценивания достижений учащихся – критериальная. Критериальное оценивание предполагает сравнение достижений учащихся с целью обучения и описывается критериями оценивания.
Высший балл по каждому критерию отражает уровень, реально достижимый учащимся к моменту изучения темы. Оценивание суммативной работы по теме производится в соответствии с рубрикой, которая показывает ученику, чему он должен научиться в результате изучения данной темы, и на что ему следует обратить внимание в процессе изучения темы. Технические баллы, полученные по всем критериям, суммируются и переводятся в отметку по соответствующей шкале.
Приложение 1. Критерии оценивания
Приложение 2. Планирование
Требования к результатам изучения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в 10 классе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в 10 классе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (работать с исторической картой, читать её, использовать как источник знаний; анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая явления и события; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы);
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.)
готовность к сотрудничеству с соучениками, участию в обсуждении; способность формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Предметные результаты изучения истории учащимися 10 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение составлять характеристику (исторический портрет) исторических деятелей;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся10 класса по истории в единстве её содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в 10 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать даты важнейших событий зарубежной истории;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду;
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, тестовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры.
Место учебного предмета «История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» в Базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного предмета в 10 классе в общем объёме 70 часов, т.е. 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА»
В 10 КЛАССЕ
Введение (1 час)
У истоков исторической науки. Особенности и неоднородность развития стран мира. .
ЧАСТЬ I. Меняющийся облик мира: опыт осмысления
Раздел I. Этапы развития исторического знания (3 часа)
Появление письменности и зарождение научных знаний. Историческая наука античного мира. Геродот. Платон. Фукидид. Плутарх. Тит Ливий. Историческая наука в средние века и Новое время.
Россия: В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин.
Раздел II. Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации Всемирной истории (2 часа)
Закономерности и случайности в жизни народов. Религиозно – мистические взгляды на историю. Аврелий Августин и Ветхий Завет. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII – XIX вв. Д.Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо; И.Кант и Г.Гегель. Становление и развитие материалистических взглядов на мир.
Философия истории в XX в. Цивилизационный подход к истории. Д.Вико. Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А,Тойнби, Л.Н.Гумилев.
Стадии мирового цивилизационного развития. Дж.Гэлбрейт, У.Ростоу, Д.Белл, Э.Тоффлер. Марксистская концепция истории. Проблемы периодизации истории.
ЧАСТЬ II. Человечество на заре своей истории
Раздел III. Первобытная эпоха (2 часа)
Человеческое общество и природные сообщества. Этапы становления человека. Расы людей. Наскальная живопись. Неолитическая революция. Кризис развития. Аграрно – скотоводческие культуры. Переход от матриархата к патриархату. Переход к энеолиту.
Раздел IV. Первые государства Древнего мира. (2 часа)
Предпосылки возникновения государства. Рабовладение и общественные отношения в древних государствах. Древний Египет. Расширение ареала цивилизации. Истоки слабости деспотий древности.
Древняя Индия. Китай в эпоху древности. Новый этап духовной жизни. Зороастр. Конфуций. Военные деспотии Древнего мира
Раздел V.Античная эпоха в истории человечества (4 часа)
Античная Греция. Остров Крит. Города – государства Греции. Демократия. Реформы Солона. Города – государства Италии. Основание Рима. Народные трибуны. Борьба за господство над Средиземноморьем. Греко – персидские войны. Пелопоннесские войны IV – V вв. до н.э. Возвышение Македонии. Демосфен. Александр Македонский. Стоики. Эпикур. Возвышение Рима. Пунические войны. Ганнибал. Битва при Каннах. Кризис Римской республики. Восстание Спартака. Цезарь. Помпей. Красс.
. .
Раздел VI. Крушение империй Древнего мира (2 часа)
Наступление «варваров» в Европе. Народы Европы. Кочевые племена Азии и Китай. Начало Великого переселения народов. Возникновение христианства. Золотой век Рима. Кризис Римской империи. Диоклетиан. Христианство в Римской империи. Император Феодосий. Падение Западной Римской империи. Аларих. Аттила.
ЧАСТЬ III. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Раздел VII. Период раннего Средневековья (V – X вв.) (6 часа)
Раннефеодальные империи в Европе и их распад. Экспансия ислама. Славянские земли в VI – IX вв. Южные и западные славяне. Восточные славяне: теории происхождения государства, Рюрик, Олег. Игорь. Византия и Русь. Социально – экономическое развитие и реформы в Византии. Лев III. Иконоборчество. Утверждение христианства на Руси. Святослав. Владимир Святой
Раскол христианства. Католицизм и православие.
Раздел VIII. Эпоха классического Средневековья (XI – XV вв.) (8 часов)
Феодальная раздробленность Руси. Централизация и усобицы на Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Зависимые категории населения на Руси. Распад Руси на отдельные княжества: Киевское, Галицкое, Переяславльское, Смоленское и др. Любеческий съезд русских князей. Усиление Владимиро–Суздальского княжества. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
Светская и духовная власть в Западной Европе. Крестовые походы и инквизиция. Русь и крестовые походы. Александр Невский.
Монгольские завоевания и русские земли. Завоевания Чингисхана в Азии. Золотая Орда и русские земли.
Образование централизованных государств в Западной Европе. Усиление королевской власти. Создание органов сословного представительства. Кортесы в Испании, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции. Столетняя война. Крестьянские восстания: Жакерия, восстание Уота Тайлера. Жанна д Арк.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Возвышение Москвы. Иван Калита, Семеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской. Московия, Литва и Золотая Орда. Хан Мамай. Куликовская битва. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Распад Золотой Орды: Казанское, Крымское и Астраханское ханства. Судебник Ивана III.
Раздел IX. Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (XVI – начало XVIIв.) (6 часов)
Эпоха Великих географических открытий. Христофор Колумб. Америго Веспучи. Бартоломео Диас. Доколумбовые цивилизации Америки (ацтеки и инки). Создание первых колониальных империй. Итоги колониальной политики. Эрнано Кортес, Франсиско Писарро, Фрэнсис Дрейк, Фернан Магеллан.
Западная Европа: новый этап развития. Переход к мануфактурному производству..Типы мануфактур : централизованная, рассеянная, смешанная.
Эпоха Возрождения. Флорентийские поэты и писатели: Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Джованни Боккаччо. Художники и скульпторы: С. Ботичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти.
Начало Реформации. Первые религиозные войны в Европе. Ян Гус и Ян Жижка. Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин. Индульгенции. Орден иезуитов.
Абсолютизм в Западной Европе и России. Причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции. Усиление центральной власти в России в эпоху Ивана Грозного. «Уложение о службе» (1556). Присоединение Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. А. М. Курбский.» Москва – третий Рим». Книгопечатание и Иван Федоров. Смутное время в России и Тридцатилетняя война.
Государства Азии в позднем Средневековье
ЧАСТЬ IV. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСПОДСТВА
.
Раздел X. Европа на новом этапе развития (середина XVII – XVIII в.) (10 часов)
Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (1640 – 1660). Пресвитериане и индепенденты. Карл I и Оливер Кромвель. Установление диктатуры Кромвеля. Д. Лильберн. Республика. Режим протектората и реставрация. Политический идеал просветителей Англии и Франции. Джон Локк, Вольтер, Денни Дидро, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и др.
Просвещенный абсолютизм.
Россия: становление великой державы. Россия и Украина в XVII веке. Усиление абсолютизма в России. Соборное Уложение 1649 г. Восстание под предводительством С.Т.Разина (1670 - 1671). Федор Алексеевич (1676 – 1682) и Софья (1682 – 1689). Реформы Петра I и русско–шведская война 1700 – 1721 гг. (Северная война). Карл XII. «Табель о рангах» (1722). Восстание под предводительством К.Булавина (1707 – 1708). Екатерина I (1725 – 1727), Петр II (1727 – 1730), Анна Иоанновна (1730 – 1740), Елизавета (1741 – 1761), Петр III (1761 – 1762), Екатерина II (1762 – 1796).
«Манифест вольности дворянства» (1762), «Жалованная грамота дворянству» (1785), Уложенная комиссия (1767). Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773 – 1775).
Русско–турецкие войны (1735 – 1739, 1768 – 1774, 1787 – 1791); русско–шведские войны (1741 – 1743, 1788 – 1790). А.В.Суворов. П.А.Румянцев.
Социально – экономические и политические предпосылки промышленного переворота. От мануфактурного к промышленному производству.
Мир Востока в XVIII века: наступление колониальной системы. Ослабление Османской империи. Британское завоевание Индии. Китай: на пути самоизоляции.
Раздел XI. Время потрясений и перемен (конец XVIII – начало XIX в). (10 часов)
Война за независимость в Северной Америке. Б.Франклин, Т.Джефферсон, С.Адамс. «Бостонское чаепитие». II Континентальный конгресс (1775). Д.Вашингтон. Лига нейтральных стран. Утверждение демократии в США.
Великая французская революция и ее последствия для Европы. Кризис абсолютизма и начало революции во Франции. Учредительное собрание: «Декларация прав человека и гражданина» (1789). М.Робеспьер, Ж.Дантон, Ж.-П.Марат. Конвент и якобинская диктатура. Наполеон Бонапарт. Термидорианская диктатура и директория. Наполеоновские войны.
Отечественная война 1812 г. Империя Наполеона. Поход в Россию и крушение Наполеона I. Священный союз. Реакция и революции в Европе 1820 – 1840 –х гг.
Россия в первой половине XIX века. Незавершенные преобразования Александра I. М.М.Сперанский. А.А.Аракчеев. Декабристы.
Россия при Николае I (1825 – 1855). «Восточный вопрос». Россия в Крымской войне (1853 – 1856).
Раздел XII. Мировое развитие во второй половине XIX века. (12 часов)
Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Рост промышленного производства. Социальные противоречия промышленной эпохи. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока. Индия под властью англичан. «Опиумные» войны в Китае и его закабаление европейскими державами. Япония: опыт модернизации. Воссоединение Италии и объединение Германии. Страны западного полушария в XIX веке. Освободительные революции в странах Латинской Америки. США в первой половине XIX века. Гражданская война в США.
Незавершенные преобразования в России: опыт и особенности. Реформы Александра II. Власть и общество в России. 1861 г.- отмена крепостного права в России. Социально – экономическое развитие России в пореформенный период.
Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки. Колониализм: последствия для метрополий и колоний. Россия – многонациональная империя. Национальная политика самодержавия.
Общественно – политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века. Либерализм. Консерватизм. Марксизм и развитие рабочего движения.
Раздел XIII. Наука и искусство в XVIII – XIX вв. (2 часа)
Развитие естественно-научных знаний. Теория эволюции. Идеи Просвящения в художественной литературе.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
1. Дополнительная литература
Дорожкина Р.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010 г
Бухарева Н.Ю. История. 10 класс: поурочные планы к учебнику Н.В.Загладина, Н.А.Симония «История. История России и мира». / авт. Сост. Н.Ю.Бухарева. – Волгоград: Учитель 2010 г.
Григорьева Н.А., Хорошенкова А.В. История в лицах: учебные задания. Составители Н.А.Григорьева, А.В.Хорошенкова – Волгоград: ООО «Экстремум», 2011 г.
Капица Ф.С.,Григорьев В.А. и др.. Всеобщая история. Новейший справочник школьника. /Ф.С.Капица, В.А.Григорьев, Е.П.Новикова, Г.П.Долгова. – М.: Филол. с – во «Слово», Изд –во Эксмо, 2011 г.
Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: XIX в.: - М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2012 г.
Кочергина Л.А., Тропкина Л.А. История – Литература: Интегрированные уроки. 10 класс/ Авт.-сотавитель. Л.Л.Кочергина, Л.А.Тропкина. – Волгоград: Учитель, 201.
Тайкова Е.В., Степанова Л.А., Мельников А..Ю., Касаткина Я.Ю. История. 5 – 11 классы: Инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры, литературно – историчекие вечера / Е.В.Тайкова и др. – Волгоград: учитель, 2010 г.
Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 - 11 класс. – М.: ТЦ Сфера 2009 г.
2. Интернет-ресурсы
Я иду на урок истории (методические разработки). – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Уроки, конспекты. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Информационно-коммуникативные средства
Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «История Новейшего времени 10 класс» (CD).
4. Наглядные пособия
Настенные карты по темам:
«Первобытное общество”
«Человечество на пути к цивилизации»
«Древний Восток»
«Древняя Греция»
«Классическая Греция»
«Древний Рим»
«Нашествие варваров на Римскую империю»
«Европа в IX – начале XI в.»
«Византия и славянские государства в IX - XI вв»
«Арабы и рождение исламского мира»
«Территории распространения католицизма и православия в конце XI в.(до начала крестовых походов)
«Крестовые походы в XI – XIII веках.
«Завоевания турок – османов. Падекние Византийской империи»
«Монгольские завоевания»
«Великие географические открытия»
«Раздробленность Руси»
«Образование централизованного государства»
«Смутное время в России»
«Россия на рубеже XVIII – XIX вв.»
2. Атласы
5. Технические средства обучения
DVD-плеер
Телевизор
Компьютер
Список литературы, использованной при составлении программы:
А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2012.
Приложение №1
Критерии оценивания различных видов работ
Оценка «5» - 1) материал усвоен в полном объеме, изложен логично, не требуется дополнительных вопросов
2) выводы опираются на теоретические знания, доказательны
3) применяются умения, необходимые для ответа
4) грамотная речь
Оценка «4» - 1) в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки
2) изложение, недостаточно систематизированное и последовательное
3) выводы доказательны, но содержат отдельные неточности
4) применяются не все требуемые теоретические знания и умения
Оценка «3» - 1) в усвоении материала имеются существенные пробелы
2) изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в т.ч. в выводах
3) слабая аргументация
4) речь бедная
Оценка «2» - главное содержание не раскрыто
Календарно – тематическое планирование учебного материала по
Истории России и мира с Древнейших времен до конца XIX в.
для учащихся 10 класса на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов в курсе - 70 (2 часа в неделю)
№№ уроков
Название темы и количество часов. Сроки изучения (неделя месяца).
Формируемые УУД
Оценивание:
формы, сроки
1
Введение. У истоков исторической науки
(1 урок)
1 неделя сентября
Личностные:
- устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом
- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Познавательные:
- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
- анализировать (т.е. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, делать выводы.
2 - 4
Тема 1 Этапы развития исторического знания
(3 урока)
1-2 неделя сентября
Познавательные:
- знать особенности появления письменности и зарождения научных знаний
- знать особенности и своеобразие исторической науки античного и средневекового мира
-выделять своеобразие мирового цивилизационного развития
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
5 - 6
Тема 2. Закономерности и случайности в жизни народов. Проблемы периодизации Всемирной истории
(2 урока)
3 неделя сентября
Познавательные:
- знать закономерности и случайности в жизни народов
-представлять различные концепции периодизации Всемирной истории
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Таблица «Периодизация Всемирной истории»
3 неделя
7 - 8
Тема3. Первобытная эпоха
(2 урока)
4 неделя сентября
Познавательные:
-знать этапы становления человечества
-знать черты неолитической революции и ее последствия
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурные карты «Расселение первобытных людей»
4 неделя
9 - 10
Тема 4. Первые государства Древнего мира. Предпосылки возникновения государства
(2 урока)
1 неделя октября
Познавательные:
- знать предпосылки возникновения Античной Греции основание Рима
-знать особенности управления в греческих городах – полисах и римской империи
- знать особенности хозяйствования в Древней Греции и в Древнем Риме
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контрольная работа
1 неделя
11 - 14
Тема 5. Античная эпоха в истории человечества.
(4 урока)
2 - 3 неделя октября
Познавательные:
- знать предпосылки возникновения Античной Греции основание Рима
-знать особенности управления в греческих городах – полисах и римской империи
- знать особенности хозяйствования в Древней Греции и в Древнем Риме
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Тесты
3 неделя
15 - 16
Тема 6. Крушение империй Древнего мира. Начало Великого переселения народов
(2 урока)
4 неделя октября
Познавательные:
- знать особенности наступления «варваров» в Европе
-знать особенности и значение Великого переселения народов
- знать закономерности падения Священной Римской империи
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
17 - 22
Тема 7.Период раннего Средневековья (5-10 вв.)
(6 уроков)
1 - 3 неделя ноября
Познавательные:
- знать предпосылки и причины распада раннефеодальных империй в Европе
-знать теории происхождения государства у восточных славян и первых русских князей
- знать историю выбора веры на Руси
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Сравнительная таблица «Племена восточных славян»
1 неделя
Контрольная работа
3 неделя
23 - 30
Тема 8. Эпоха классического Средневековья (11-15 вв.) Феодальная раздробленность на Руси. Централизация и усобицы на Руси
(8 уроков)
4 неделя ноября/ 1 - 3 неделя декабря
Познавательные:
- знать предпосылки и причины феодальной раздробленности на Руси
-знать особенности светской и духовной власти на Руси и в Западной Европе
- знать предпосылки и причины объединения русских земель вокруг Москвы
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Тесты
4 неделя
Исторические портреты
3 неделя декабря
31 - 36
Тема 9. Позднее Средневековье: Европа на рубеже Нового времени (16 – начало 17 в). Эпоха Великих географических открытий
(6 уроков)
4 неделя декабря/ 1 - 2 неделя января
Познавательные:
- знать предпосылки и причины Великих географических открытий
-знать особенности и причины бурного развития мануфактурного производства в Западной Европе
-знать отличительные черты культуры эпохи Возрождения
-представлять особенности формирования абсолютизма в России и Западной Европе
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Таблица «Периодизация английской буржуазной революции»
4 неделя
Контрольная работа
2 неделя
37 - 46
Тема 10. Европа на новом этапе развития. Кризис сословного строя в Европе. Буржуазная революция в Англии (17 в). Просвещенный абсолютизм. Россия в17-18 вв.
(10 уроков)
3- 4 неделя января/ 1 - 3 неделя февраля
Познавательные:
- знать предпосылки и причины кризиса феодального строя в Европе
-знать особенности и причины буржуазной революции в Англии (17 в)
- знать особенности и своеобразие европейского Просвещения
-знать отличительные черты политического и экономического строя в России в 17-18 вв.
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контрольная работа
3 неделя
Исторические портреты
2 неделя
47 - 56
Тема 11. Время потрясений и перемен (конец 18-начало 19 в) Война за независимость в Северной Америке. Великая Французская революция. Россия в первой половине 19 в.
(10 уроков)
4 неделя февраля/ 1 - 4 неделя марта
Познавательные:
- знать предпосылки и причины войны за независимость в Северной Америке
-знать особенности и причины буржуазной революции во Франции (18 в)
- знать причины и характер Отечественной войны 1812 года в России, ее итоги
-знать отличительные черты политического и экономического строя в России в первой половине 19 века
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Тесты
4 неделя
Контурные карты «Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии»
2 неделя
57 - 68
Тема 12. Мировое развитие во второй половине 19 века
(12 часов)
1-4 неделя апреля/ 1 - 3 неделя мая
Познавательные:
- знать особенности и противоречия промышленной эпохи
-знать незавершенные преобразования в России и их причины
- понимать завершение окончательного раздела колониального мира
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контурная карта «Экономическое развитие России во второй половине 19 века»
2 неделя апреля
Тесты
2 неделя мая
69 - 70
Тема 13. Наука и искусство в 18 – 19 вв.
(2 урока)
4 неделя мая
Познавательные:
- знать особенности и противоречия формирования новых направлений в искусстве данного периода
-знать причины развития естественно – научных знаний
- понимать важность влияния идей Просвещения на художественную литературу данного периода
Регулятивные:
- уметь работать с исторической картой, читать её и использовать как источник знаний
- сравнивать события, определять их основные характеристики;
- сводить знания в таблицу
- объяснять понятия по теме
Коммуникативные:
- излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами
- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
Контрольная работа
4 неделя
13PAGE \* MERGEFORMAT14- 9 -15
15