Литературно-музыкальная композиция Песня (по творчеству поэтов родного края).


Литературно-музыкальная композиция
«Песня»
Цели:
1.Познакомить учащихся с героическими страницами истории нашего края.
2.Сформировать представления о воинском долге, чести, героизме.
3.Привить интерес к истории родного края.
4.Повысить информационную культуру студентов.
5.Воспитать нравственную, гуманную личность.
Оборудование.
1.Ноутбук, музыкальная аппаратура.
2. Оформление сцены в соответствии тематики композиции: стол, стул, портрет солдата, свеча, скатерть, лоскутное одеяло..
3.Музыкальные произведения: песня «Ой, кто-то с горочки спустился…», «В лесу прифронтовом», «Соловьи», «Десантный батальон».
Вступление. На сцену выходят все участники композиции. Объявляется начало и название литературно-музыкальной композиции.
Звучит музыка «Ой, кто-то с горочки спустился…» Выходит первый чтец, ставит портрет на стол. На фоне затихающей музыки звучит стихотворение Нины Буйносовой.
Чтец №1. Песня
Вот кто-то с горочки спустился,
Наверно, милый мой идет,
На нем защитна гимнастерка –
Она с ума меня сведет.
Песня послевоенных лет
Притронулась печаль,
Легла на лоб ладонью...
Зима. Снега. Февраль.
Промерзший подоконник.
Три бабы у стола
Сомкнули три стакана,
И песня потекла
Тревожаще и странно.
Три бабы – три вдовы,
Три малых рта – на брата,
И песня – на троих
Про одного солдата.
Не песня – бабий крик,
Чуть хриплостью притертый,
Не песня – бабий миг,
Как эта водка, горький.
Не песня, а смола,
Не песня – хлеб с плевелом...
И я из-под стола,
Забытая, ревела.
Притронулась печаль,
Легла на лоб ладонью...
Опять снега, февраль,
Холодный подоконник.
Девчонки наугад
Мотив несут вдоль улиц.
...Их не было, когда
У них отцы вернулись.
Чтец№1 зажигает свечу и возвращается на свое место.
Звучит музыка «В лесу прифронтовом». Выходит второй чтец. На фоне затихающей музыки звучит стихотворение Виталия Кодолова.
Чтец №2
Помню ночь войны. Сверчки орали.
Мне, мальцу, казалось в полусне,
Что летит над вьюгами Урала
Скатерть самобранная ко мне.
Это наша рыжая клеенка
По счастливой сказочной судьбе,
Дымовую миновав заслонку,
В избу проникала по трубе.
Керосинка, вспыхивая, гасла,
Самобранка падала у ног,
А на ней дымилась каша с маслом
И картошки полный чугунок.
И царевна – бледная, как мама,
Приглашала, лакомку, меня…
В чудо-скатерть верил я упрямо:
Не вставал, не разводил огня…
А на стеклах серый иней таял,
И на стол, где только пыль цвела,
Крыса лезла синяя, худая –
И никак взобраться не могла.
После прочтения под музыкальное сопровождение чтец№2 возвращается на свое место.
Звучит музыка «Десантный батальон». Выходит третий чтец. На фоне затихающей музыки звучит стихотворение Юрия Каплунова.
Чтец №3 Баллада о блокадном одеяле
И мое рожденье означало:
Мне начало и конец войне.
От войны осталось одеяло
В нашем доме – и досталось мне.
Засыпал под ним, колючим, долго
По глухим уральским вечерам,
Гладя треугольный – от осколка,
Крепкой штопкой заживленный шрам.
Потому причастен Ленинграду,
Никогда не виданному пусть,
Все про ленинградскую блокаду
Знал я – до слезинки – наизусть.
Знал, как страшно вздрагивали зданья –
Артобстрел, и снова – артобстрел.
Чудом от прямого попаданья
Мамин дом в ту зиму уцелел.
Дед мой умер. Брат, отец и мама
Жили, жили, жили все равно.
И заместо вышибленной рамы
Одеяло вставили в окно.
А снаряды на излете выли.
И насквозь промерзшее сукно
Тем осколком ранило навылет,
И навылет – двери заодно.
Выжили – душа осталась в теле.
Выжили потом еще – на льду
Ладожском, расстрелянном, в апреле –У страны военной на виду.
Уместились вещи в одеяло.
Не вместиться было той беде.
Будто вся дорога до Урала –
По колеса в ладожской воде…
Я родился. Жили не тужили.
А году в шестидесятом мне
Одеяло новое купили
И почти забыли о войне.
Чтоб война не помнилась упрямо
И сыновним просьбам вопреки,
Одеяло старенькое мама
Раскроила на половики.
После прочтения под музыкальное сопровождение чтец№3 возвращается на свое место.
Звучит музыка «Соловьи». Выходит четвертый чтец. На фоне затихающей музыки звучит стихотворение Александра Шалобаева.
Чтец №3 Солдат
Толкнуло в грудь, когда он вылезал
Из чавкающей мартовской траншеи.
И с пулей ветер в легкие попал,
Минуя горло, бронхи и трахеи.
И вот, когда он начал умирать,
Увидел вдруг: сидит на лавке мать,
И на цветастом выцветшем подоле
Измученные вены и мозоли.
После прочтения под музыкальное сопровождение чтец№4 возвращается на свое место.
Звучит музыка «Соловьи». Выходит третий чтец. На фоне затихающей музыки звучит стихотворение Евгения Черникова.
Чтец №3 * * *
Тем летом, когда Россия и Грузия
обзавелись совместным концерном
по производству осетинских консервов
и отправили первые грузы –
считай меня циником:
я имею в виду ребят в цинке, –
тем летом, когда блицкрига
была откупорена бочка,
я слышал деревьев крики
и не написал ни строчки.
После прочтения без музыкального сопровождения чтец№3 подходит к столу, задувает свечу, возвращается на свое место. Все участники композиции покидают сцену.