Урок Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное)

Раздел 2. Жизнедеятельность организма
Урок 1
Тема урока Сущность понятия питания. Питание растений (почвенное, воздушное)
Задачи урока
образовательная на основе знаний о растительной клетке и строении растения рассмотреть суть процесса питания автотрофов;
раскрыть сущность понятия «почвенное питание» и особенности воздушного питания растений
развивающая развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;
сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически
воспитательная воспитать стремление к знаниям, способствовать видению мира через единство законов биологии, физики и химии
Тип урока комбинированный
Форма проведения индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы и приемы обучения частично-поисковый, проблемный, наглядный: просмотр презентации; методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии; компьютер; проектор; мультимедийная презентация;
Дидактические материалы и оборудование живые растения, гербарные экземпляры, таблицы «Строение цветкового растения», «Корень и его зоны», «внутреннее строение листа», рисунки учебника
Планируемые результаты:
знания
- почвенное питание растений,
- поглощение воды и минеральных веществ
- воздушное питание растений
умения
объяснять процесс почвенного питания
анализировать результаты наблюдения, делать выводы;
характеризовать процесс фотосинтеза растений

План урока
Этап урока (указать название этапа)
Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)
Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия
(УУД)
Методический блок (указываются методы, приемы и педагогические технологии, используемые учителем на каждом из этапов урока)

Актуализация прежних знаний
Чтобы жить, необходима энергия, которая извлекается из пищи, т.е. живой организм должен питаться

Учитель: Что позволит рассмотреть сегодняшняя тема урока?



Назовите основные свойства живых организмов?
Найдите в учебнике определение понятия питание


По способу получения энергии организмы подразделяются на различные типы. Вспомните, какие?





Ученик: Тема урока позволит рассмотреть процессы почвенного и воздушного питания растений
Питание, дыхание, размножение, обмен веществ
Питание – это процесс получения организмами веществ и энергии

Тип питания
1. Автотрофное (растения)
2. Гетеротрофное (животные, грибы)
Метапредметные УУД: целеполагание – формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно
Частично-поисковый

Формирование новых понятий и способов действия
Растения не имеют специальной пищеварительной системы
Как же питаются растения?
Как вы понимаете почвенное питание растений?

Вспомним особенности строения корня см. стр 38-39 учебника и таблицу «Корень и его зоны»
Что находится на кончике корня?
Какова функция корневого чехлика?
Как вы думаете, где происходит всасывание воды с растворенными в ней веществами?
Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам.


Помимо почвенного питания растению свойственно еще и воздушное питание
Составьте аналогичную схему для воздушного питания






По рис на стр. 30 учебника назовите ткани, которые образует лист?
Используя таблицу «Внутреннее строение листа» и рис учебника стр. 63 составим схему воздушного питания
Попробуем по составленной схеме составить последовательный рассказ о процессе фотосинтеза

Способы питания растений 1. почвенное питание
2. воздушное питание
-С помощью корня поглощают воду и минеральные вещества




- корневой чехлик
- защищает корень, снижает трение о почву
- в зоне всасывания, через корневые волоски


Составляют схему
Тип питания – почвенное
Орган – корень
Ткань – всасывающая
Клетки – Корневые волоски Вещества – вода и минеральные соли






Составляют схему
Тип питания – воздушное
Орган – лист
Ткань – основная
Клетки – столбчатые
Вещества – органические
- покровная, проводящая, механическая, основная


Составляют схему вместе с учителем
Углекислый газ+ вода+солнечная энергия – в хлоропластах – органические вещества +кислород
Составляют рассказ о фотосинтезе и его значении для жизни на Земле. Обосновывают биологическую роль зеленых растений
Предметные умения: должны уметь описывать механизм почвенного питания, механизм фотосинтеза; формулировать определение фотосинтеза; объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле.
Метапредметные универсальные учебные действия: познавательные: общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему, коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами;
Личностные умения: самоопределение - осознание
ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление
любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

Проблемный
Частично-поисковый







наглядный

Формирование умений и навыков
1. Выполните тест подстановки: «При почвенном питании растения с помощью поглощают и , которые по
Тканям поступают в листья.
2. Выполните тестовое задание, решите правильно или неправильно то или иное суждение:
1.Корневые волоски находятся на всем протяжении корня
2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня
3. Клетки корневого чехлика недолговечны
4. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания
5. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня
6. Лист – единственный орган цветкового растения, в котором происходит фотосинтез
7. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа, не имеют хлорофилла.
3. Биологическая задача
Более 300 лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущему в горшке растению в течение 5 лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через 5 лет, Ван-Гельмонт обнаружил, что вес её увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился на 50г. За счет чего растение потяжелело на 64 кг 950 г.?
Выполняют тест
Вставляют слова: корневых волосков, воду и минеральные соли, проводящим


Выполняют тестовое задание. Анализируют ошибки






Ответы


+
+
+











Решают биологическую задачу
- за счет процесса фотосинтеза (образования органических веществ)

Личностные умения: самоопределение – осознание доброжелательного отношения к мнению другого человека





Метапредметные УУД: целеполагание - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий; регулятивные - оценивать свою работу, а также работу одноклассников









































Частично-поисковый


информационно-коммуникативные технологии

методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.


Рефлексия
1. Открыл что-то новое для себя. Доволен своей работой.

2. Часто посещали посторонние мысли, но принял к сведению некоторый материал.

3. Ничего не хотелось делать и слушать.

Учащиеся поднимают цифры 1,2 или 3
Личностные умения: самоопределение – владение адекватной позитивной самооценкой


Домашнее задание
Стр. 62-63, в.1, 3-5 стр.72, понятия: питание, почвенное питание, воздушное питание растений
Индивидуальные задания
1.Два ученика спорят о том, нужен ли свет листьям растений. Один говорит, что, так же как и корням, свет листьям не нужен, а другой ему возражает. Свои возражения он подтверждает результатами опыта, который проводит сам. О каком опыте говорил второй ученик, и какие результаты он проводил в доказательство, что листьям растений нужен свет?
2. В 1774 г. Английский химик Джозеф Пристли проделал такой опыт. Он заключил мышь под стеклянный колпак. Через 5 ч мышь погибла. Однако другая мышь при наличии под колпаком ветки мяты осталась живой. Отсюда Пристли сделал вывод Какой вывод сделал Пристли?









Проблемный
Частично-поисковый