Урок Почвенное питание растений


Рзработка урока биологии для 6-го класса "Питание. Почвенное (минеральное )питание растений"
Цели урока :Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).
Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, презентация по теме урока, ” компьютер, проектор.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы исследовательской деятельности.
Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные). Основные биологические понятия урока. Питание. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, основная ткань, корневое давление. ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.  Презентация Слайд № 1
II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.
Актуализация знаний (Игра на компьютере «Смотри в корень», «Их корни», работа по карточкам).
КАРТОЧКА № 1. “ Подпишите пропущенные слова”
А)Поглощение воды и минеральных солей происходит с помощью _____________ .
Б)Какие типы корневых систем вам известны?______________ и _______________.
Карточка № 2
Какие видоизменения корней вам известны? Приведите примеры.
Карточка № 3
Нарисуйте внизу мочковатую корневую систему.
Биологическая разминка Слайд № 2, 3
- Какие вещества входят в состав растения?
- Как минеральные вещества поступают в растение?
- Какие органические вещества вы знаете?
- Как они поступают в растение?
- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
- Чем питание растений отличается от питания других организмов?
- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)
- А что такое питание? Зачем всем живым организмам надо питаться? (учащиеся отвечают)
2. Постановка познавательной задачи.
3. Давайте послушаем заранее подготовленное сообщение учащегося по теме “Питание”. (СЛАЙД № 4)
Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы). Как мы уже услышали. Питание –это важнейший признак всех живых существ.
Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 5)

Растения и некоторые бактерии Грибы, животные, и бактерии
И на этом уроке мы познакомимся особенностями питания растений. Слайд № 6. Растения обитают в двух питательных средах, в почве и в воздухе. Это привело к возникновению у растительных организмов двух органов питания- листа и корня. У них нет специальной пищеварительной системы как у животных так как питательные вещества образуются у них непосредственно в клетках либо проникают в них через клеточные мембраны(Слайд рис. )Лист приспособлен к поглощению углекислого газа из воздуха, а корень к поглощению воды и минеральных солей из почвы. Сегодня мы остановимся на почвенном (минеральном питании) растений. (Слайд № 8, 9 Опорная схема «почвенное питание растений»)

Демонстрация опыта с комнатным растением бальзамином. Слайд № 10
Убедимся демонстрацией опыта с комнатным растением бальзамином в том, что корни всасывают из почвы воду с растворенными веществами, что существует почвенное питание. Для этого срежем комнатное растение бальзамин, чтобы остался пенек высотой 2-3 см. На пенек наденем резиновую трубку длинной 3 см, нальем в нее немного воды и на ее верхний конец наденем стеклянную трубку с высотой 20-25 см, изогнутую так как изображено на рисунке. (Слайд № 10) Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимается и будет вытекать наружу. Откуда берется вода, вытекающая из трубки? Воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в оставшийся пенёк, а затем в трубку. Это давление называют корневым. Корневое давление способствует поступлению воды из корня в стебель.
Слайд № 11 . Если почву в вазоне полить теплой водой, вода начнет быстрее подниматься по трубке и вытекать из ней. А после полива почвы холодной водой вода перестанет подниматься. Таким образом, поглощение корнем воды зависит от воды. Поэтому не следует поливать растения с холодной водой.
Работа на микроскопах . !!! На микроскопах заранее подготовленные микропрепараты поперечного среза корней. Показать по таблице путь передвижения воды через сосуды. (поры в микропрепарате)
Чтобы познакомить учащихся с ролью минеральных элементов в питании растений, используем следующую сказку.
Жила –была в саду старая Яблоня. Каждый год давала она богатый урожай. Хозяин тщательно ухаживал за ней: летом регулярно поливал, осенью убирал из-под ее кроны все опавшие листья и яблоки, зимой оберегал от мышей.
Но вдруг заметил Хозяин, что, несмотря на все его старания, стала яблоня слабеть: листья какие-то бледно-зеленые, яблоки измельчали, и зиму она еле-еле пережила…
Задумался садовод. В чем причина? Чего в моей яблоне не хватает? (Выслушиваем мнения детей)
Узнали о его беде братья химические элементы и стали рассуждать:
- Я,- говорит Азот (N),- могу помочь этой яблоне. Я же влияю на рост вегетативных органов, особенно побегов. С моей помощью листья ее снова станут сочными, ярко-зелеными.
-А я,- говорит Калий (K),- влияю на созревание плодов. Я тоже готов помочь.
- И я с вами заодно,- вмешался Фосфор (F),- я повышаю зимостойкость растения. А чтобы помочь яблоне, надо садоводу с нами подружиться. Лекарства особые раздобыть… И братьев наших младших позвать.
Задайте вопросы по тексту.
Что это за лекарства, которые надо раздобыть?
Правильно ли минеральные соли (удобрения) считать лекарствами для растений?
О каких «младших братьях» идет речь в сказке?
3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).
Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения. Слайд № 12
Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Слайд № 13
IV. Закрепление изученного материала.
Биологический диктант
Процесс получения организмом энергии и веществ через пищу мы называем _______ _____ (питанием)
Корневая система растения поглощает из почвы … и ….
В поглощении воды и минеральных солей участвует зона____________ (всасывания)
VI. Рефлексия.
Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.