Программа дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена




Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»

«Утверждаю»
Директор ГАПОУ «Нижнекамский
педагогический колледж» Ф.Я.Манихова






Рабочая программа
учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена
для специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах,
44.02.01 Дошкольное образование

























Нижнекамск, 2015г.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования


Рассмотрено на заседании Рекомендовано научно-методическим ПЦК преподавателей математических и советом колледжа
естественно – научных дисциплин протокол №______ от «___»______ 20__г.
протокол № ____ от «___» ________ 20___г.
Председатель ПЦК _______ Мифтахова А.М. Председатель НМС _______ Н.К.Дорофеева

Разработчик: Аюпова Л.Ф., преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены

































1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена входит в профессиональный цикл обще профессиональных дисциплин.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
основы гигиены детей;
гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
из них для практических работ 36 часа,
самостоятельной работы обучающегося 36 часов


2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка
108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка
72

В том числе:


лабораторные работы


практические занятия
36

контрольные работы


курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36

В том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)


реферат


расчетно-графическая работа


внеаудиторная самостоятельная работа
36

Итоговая аттестация в форме
экзамен






























3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения

ТЕМА 1.
Морфофункциональ-ная организация организма человека.


Содержание
5



1.Введение. Задачи и содержание курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

2.Человек как целостная биологическая система.
3.Основные закономерности роста и развития детского организма.
4.Гуморальная и нервная регуляция функций организма.


1

2

1

1
1,2


2

2

2

Тема 2.
Опорно-двигательная система.
Содержание
6



1. Анатомо-физиологические особенности строения опорно-двигательного аппарата. Кости, их рост, соединения.

1


2


Практические работы

3



1.Строение скелета и мышц. Основные группы мышц. Влияние физкультуры и спорта на развитие мышц и скелета.
2. Гигиена опорно-двигательного аппарата.
2

1
3

2

Тема 3.
Эндокринная система.
Содержание
5



Понятие об эндокринных железах и гормонах
2

2



Практические работы
3



1.Характеристика желез внутренней секреции.
2. Половые железы, их влияние на физическое и
психическое развитие детей и подростков.
1

2
3

2

Тема 4.
Обмен веществ и энергии.
Содержание
5



1. Значение обмена веществ в организме. Основной и общий обмен.
2. Обмен органических и неорганических веществ.
1
2
2
2


Практические работы




1. Витамины, их физиологическое значение.
2
3

Тема 5.
Пищеварение.
Содержание
7



1. Анатомо-физиологические особенности строения органов пищеварения у детей.
2

2



Практические работы




1. Пищеварение в полости рта и желудка.
2. Пищеварение в кишечнике.
3. Гигиена питания. Полноценное питание.

2
1
2
3

2

2

Тема 6.
Кровь.

Содержание
7



1. Кровь. Значение, состав и свойства.
2. Физиология крови.
3. Органы кроветворения и иммунной системы.
4. СПИД. ВИЧ. Причина и профилактика.
2
2
1
1
2
3
2
3


Практические работы




Строение крови.
1
3


Содержание
5


Тема 7. Сердечно- сосудистая система.
Практические работы




Сердечно - сосудистая система. Строение и работа сердца.
2. Кровеносные сосуды.
3.Круги кровообращения.
4.Движение крови по сосудам.
2
1
1
1
3
2
2
3

Тема 8.
Дыхание.
Содержание
4



1. Анатомо - физиологические особенности органов дыхания у детей.
2. Дыхание.
1
1
2
2


Практические работы




1. ЖЕЛ. Гигиена дыхания.
2
3

Тема 9.
Выделение. Кожа.
Содержание
4



1Анатомо - физиологические особенности органов выделения у детей.
2
2


Практические работы




1.Анатомо - физиологические особенности кожи у детей.
2
3

Тема 10.
Нервная система.
Содержание
6



1. Анатомо- физиологические особенности нервной системы. Классификация нервной системы.

2. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Торможение в ЦНС.

3. Периферическая нервная система.


1

1

1



Практические работы




1. Строение нервной ткани, ее свойства
1



Строение и функции головного и спинного мозга.
2



Содержание
10


Тема 11.
Высшая нервная деятельность.

Теория ВНД. Характеристика условных и безусловных рефлексов.

Нейрофизиологические основы поведения.
Режим дня ребенка, фазы работоспособности.
2


2

1



Практические работы





Механизм образования условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов.
Типы нервной системы. Определение типа ВНД ребенка.
Анализ режима дня детей разного возраста и нормирование занятий.
1

1

2
1





Тема 12.
Сенсорные системы.

Содержание
6



Понятие о сенсорных системах, их классификация, общие свойства.
Слуховая сенсорная система.
Строение и функции вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового анализатора.
1


1

1



Практические работы





·1.Зрительная сенсорная система.

2. Гигиена слуха и зрения. Определение остроты зрения.
1

2


Самостоятельная работа по теме Морфофункциональная организация организма человека »:
1. Основные группы тканей.
2. Критические периоды онтогенеза.
Самостоятельная работа по теме «Нервная система»:
1. Биоритмы и биоритмология. Биоритм «сон-бодрствование».
Самостоятельная работа по теме «Высшая нервная деятельность»:
1. Школьная зрелость, ее критерии. Определение школьной зрелости.
2. Гигиена учебно-воспитательной работы. Требования к организации уроков письма, чтения, информатики.
3. «Основоположники ВНД».
Самостоятельная работа по теме: «Сенсорные системы»:
1. Аккомодационный аппарат глаза.
Самостоятельная работа по теме: «Опорно-двигательная система»:
1. Гигиенические требования к мебели. Правила посадки и рассаживания детей.
Самостоятельная работа по теме «Эндокринная система»:
1. Физиолого-гигиенические основы полового воспитания.
2. Профилактика ЗПП.
Самостоятельная работа по теме «Обмен веществ и энергии»:
1. Питание и здоровье.
2. Витамины.
Самостоятельная работа по теме: «Сердечно - сосудистая система»:
1.Гигиена сердечно - сосудистой системы.
Самостоятельная работа по теме «Эндокринная система»:
1.Заболевания эндокринной системы и их профилактика.
Самостоятельная работа по теме «Кожа»
1.Гигиена кожи

2
2

2

2
4

2

2

2

2
2

2
4

3

3
2



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой



Всего
36


















3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета анатомии с лабораторией.
Оборудование учебного кабинета: комбинация: учебные фильмы «Анатомия и физиология человека», микроскопы, микропрепараты тканей, динамометр, спирометр, тонометр, медицинские весы;
иллюстративные пособия: таблицы, картины, карты, фотографии, рабочие тетради; лабораторное оборудование.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



























Основные источники: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2008 г.
Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. 15 М.: Айрис . 2007
Сапин М. Р. Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М., Академия, 2013г..[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2007 г.
Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д.. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2008 г.
Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Ростов на Дону, Феникс, 2012.
Дополнительные источники:
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А.. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2009 г.
Гладышева А.А. Анатомия человека «физкультура и спорт, М. Ак., 2005
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Издательство: СпецЛит, 2009 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Издательство: ВЛАДОС, 2012 г.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., 2000.
Овчиникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. – СПб., 2006
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Издательство: Флинта, 2011 г.
Сапин М.Р., Сивоглазов А.П. Анатомия и физиология детей и подростков – М, 2003.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Издательство: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г.
Филин В.А. Педиатрия. М., Академия, 2003.
Атлас нормальной анатомии человека
Интернет ресурсы: http://www.mirknig.com/knigi/chelovek/1181211797-anatomiya-i-fiziologiya-cheloveka.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] http://www/iprbookshop.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Результаты обучения (освоение умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

определить топографическое расположение и строение органов и частей тела;
фронтальный опрос, наблюдение и анализ на практических занятиях

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
наблюдение и анализ на практических занятиях,
фронтальная работа с классом

проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
фронтальная работа с классом
индивидуальный опрос

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;
индивидуальный опрос



учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя. День, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;
письменная проверочная работа
индивидуальный опрос


основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
тестирование

основные закономерности роста и развития организма человека;
текущий контроль в форме письменного опроса

строение и функции систем органов здорового человека;
тестирование

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
индивидуальный опрос

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
устный диктант

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
наблюдение и оценка на практических занятиях

основы гигиены детей;
текущий контроль в форме письменного опроса

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.
индивидуальный опрос,
тестирование












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115




Заголовок 115