Работа с иллюстрацией. Фрагмент урока Как христианство пришло на Русь


Урок 18. Как христианство пришло на Русь
Познай, где свет –
Поймешь, где тьма.
А.Блок
Цель урока: знакомство учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; осмысление учащимися факта Крещения Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи урока:
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; познакомить с личностью князя Владимира.
Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; создать условия для развития и раскрытия творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства; развивать образное мышление.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
Работа с иллюстрацией (В.Васнецов «Крещение князя Владимира»)

Вопросы и задания к иллюстрации:
- Кто изображен на картине? (Группа людей)
- Где происходит действие, изображенное на картине? (Действие происходит в храме)
- Как вы догадались, что это храм? (Об этом свидетельствуют церковные атрибуты в руках молодых священнослужителей, росписи на стенах, люстры с зажженными свечами).
- Что находится в центре храма? (Крестильная чаша)
- Что происходит на картине? (Обряд крещения)
- Что вы видите здесь такого, что позволяет вам так говорить? (Крестильная чаша в центре храма, в купели раздетый человек, священник возле купели, люди с полотенцами)
- Как вы думаете, на картине изображено явление или событие? То, что изображено на картине, происходит часто или это единичное явление? (На картине изображено очень важное событие, которое происходит один раз в жизни).
- Кого мы видим на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображен князь Владимир в окружении дружинников и священнослужителей).
- Как изображены действующие лица? (Люди стоят с сосредоточенными лицами, очень внимательно наблюдают за происходящим).
- Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник? (Очень четко прорисованы глаза, взгляд решительный и властный).
- Какие детали одежды, предметов говорят нам об эпохе, когда происходят эти события? (Шлемы на головах дружинников, у одного из них в руках щит; нарядная одежда горожан).
- Какими деталями одежды художник передает национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей?
Какими красками написана картина? (Яркими красками).
Какие цвета использовал автор, какие символы? Как художник использует свет? Почему именно так? (Художник использует золотистый, голубой – цвета неба и света).
Как художник передал настроение картины? (С помощью яркого света художник передал радостный настрой картины).
Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?
В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует? (Над головой князя Владимира нимб – впоследствии его причислят к лику святых).
Охарактеризуйте эмоциональный настрой картины. Какое впечатление производит она на вас? (Картина понравилась, потому что в ней много яркого света…).
Как бы вы назвали эту картину? (Князь Владимир «Красное солнышко», «Важное событие»…).
Какие эмоции вызвала данная картина у вас? (Картина меня взволновала, удивила, произвела впечатление).