Рабочая программа по курсу Твоя профессиональная карьера
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №70»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
____________
«___»__________2014 г. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
«___»__________2014 г УТВЕРЖДЕНО
Директор МОАУ СОШ №70
____________
«___»__________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Твоя профессиональная карьера»
на 2014– 2015 учебный год
Класс(ы): 9
Составитель: Ильиных Г.А.
Квалификационная категория: I
Оренбург- 2014
Раздел I. Пояснительная записка.
Программа по направлению «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 9 класса составлена на основе Приказа МО Оренбургской области от 13.08.2014 г. № 01- 21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области» и программы курса «Твоя профессиональная карьера», авторы: Бондарева В.П.,Гуткин М.С., Т.М. Занковская, Г.Ф. Михальченко, Т.В. Пфейфер, Е А. Рыкова, И.А. Умовская, М.А. Холодная, Т.И. Шалавина, г. Москва «Просвещение», 2006г.
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью. Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван курс «Твоя профессиональная карьера». Курс отличается тем, что в процессе его проведения школьники IX классов осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
Цели курса: - актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; - развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.Задачи курса: - повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании; - сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; - ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; - обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб. Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая - представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс - 34 часов из расчета 1 час в неделю. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. По окончании IX класса учащиеся должны осознанно выбрать направление дальнейшего обучения (тип профессионального училища, среднего специального учебного заведения, класс (школу) с углубленным изучением общеобразовательных предметов, школу-лицей, гимназию и др.). Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др.
Раздел II.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема Тип урока Дата Домашнее задание Вид контроля
(п/р, л/р, к/р
и т.д.) Примечание
1 Вводный инструктаж. Введение. Урок - беседа Правила ТБ Беседа 2 Способность быть внимательным Комбинирован-ныйСообщение
«Роль внимания в избираемой профессии» Беседа, опрос 3 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» Комбинирован-ныйСообщение на тему
«Перспективы развития радиоэлектроники» Беседа, опрос 4 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» Комбинирован-ныйВыполнить профессиограму на профессию мастер по ремонту радиоаппаратуры Беседа, опрос 5 Способность к запоминанию Комбинирован-ныйНаписать в тетрадь основные виды памяти, необходимые для успешной деятельности по избираемой вами профессии Беседа, опрос 6 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» Комбинирован-ныйВыполнить профессиограму на профессию инженера-конструктора и инженера-технолога Беседа, опрос 7 Способность оперировать пространственными представлениями Комбинирован-ныйВыполнить профессиограму на профессию монтажника. Беседа, опрос 8 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-техника» Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 9 Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями
Усвоение новых знаний Конспект учить Беседа, опрос 10 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-знаковая система» Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 11 Способность изменять способы интеллектуальной деятельности Комбинирован-ныйЗаполнить таблицу в тетради Беседа, опрос 12 Индивидуальные стили кодирования информации Комбинирован-ныйСоставить композицию геометрического орнамента Беседа, опрос 13 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-художественный образ» Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 14 Индивидуальные стили переработки информации Усвоение новых знаний Конспект учить Беседа, опрос 15 Неисчерпаемость человеческих ресурсов Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 16 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа» Комбинирован-ныйДописать в тетрадь список малораспространенных культур Беседа, опрос 17 Человек в новых социально-экономических условиях Усвоение новых знаний Конспект учить Беседа, опрос 18 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа» Комбинирован-ныйСоставить технологическую карту по уходу за растениями Беседа, опрос 19 Человек в новых социально-экономических условиях Комбинирован-ныйЗаполнить таблицу в тетради Беседа, опрос 20 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-природа» Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 21 Человек среди людей Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 22 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» Комбинирован-ныйСоставить профессиограму и психограмму по профессиям типа «человек-человек» Беседа, опрос 23 Человек среди людей Комбинирован-ныйСообщение «Как вести себя в конфликтной ситуации» Беседа, опрос 24 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек»
Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 25 Современный рынок труда и его требования к профессионалу Комбинирован-ныйКонспект учить Беседа, опрос 26 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» Комбинирован-ныйСоставить профессиограмму профессии врача Беседа, опрос 27 Современный рынок труда и его требования к профессионалу Усвоение новых знаний Конспект учить Беседа, опрос 28 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» Комбинирован-ныйСоставить профессиограмму профессии фельдшер или младшая медсестра Беседа, опрос 29 Пути получения профессии Комбинирован-ныйНаписать сообщение на тему «Мой путь в профессию» Беседа, опрос 30 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» Усвоение новых знаний Конспект учить Беседа, опрос 31 Моя профессиональная карьера Комбинирован-ныйВыполнить
анализ личного профессионального плана Беседа, опрос 32 Профессиональные пробы по профессиям типа «человек-человек» Комбинирован-ныйСоставить профессиограмму фармацевта Беседа, опрос 33 Моя профессиональная карьера Комбинирован-ныйСоставить формулу своей возможной профессии Беседа, опрос 34 Оценка способности школьников к выбору профессии Комбинирован-ныйСоставить профессиограмму интересующей вас профессии Беседа, опрос Раздел III. Перечень знаний и умений, формируемых по данному курсу
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.Раздел IV. Учебно – методический комплект
Литература для учащихся.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 2004.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1999.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1999.
Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев 2005.
Литература для учителя.
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.
Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.„
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. материалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2008.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1999.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 2004.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1999.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 2003.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 2001.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 2003
Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 2000.