Тема урока: Волшебный мир общения. Как мы говорим? Кто с кем и о чем говорит? Цели урока: развитие навыков слушания, говорения связной речи на материале сказок, прививание любви к слову через сказки развитие внимания, памяти, логического мышления под
Дата «___»________ 20__ г Класс 1-«__»
Тема урока: Волшебный мир общения. Как мы говорим? Кто с кем и о чем говорит?
Цели урока: развитие навыков слушания, говорения; связной речи на материале сказок, прививание любви к слову через сказки; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети получат начальные сведения о понятиях: «речь письменная» и «речь устная»;
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Оборудование, наглядность, ТСО: картинки «ЛЕТО»
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности
Конечно, начиная урок, Вы поздороваетесь. Пусть ещё не обученные первоклассники ответят Вам вразнобой, не встанут около парт – принятый в школе способ приветствия и станет их новым знанием. Объяснив, как школьники должны приветствовать не только своего учителя, но и любого входящего в класс взрослого,
поставьте опыт: выйдите за дверь и войдите снова. Наверное, вы похвалите ребят за овладение первым школьным правилом. Сразу же можно поучиться соблюдать и второе: тихо садиться.
2. Поинтересуйтесь, кто постарался выполнить Ваше задание: запомнить, какие вежливые слова говорились при встрече и прощании накануне и в этот день. Тут же подскажите школьное правило: хочешь ответить учителю, хочешь что-то сказать, спросить – подними руку. (Чуть позже на этом уроке желательно начать использовать и давно принятое в школе средство обратной связи – светофор.)
Выслушав ответы детей, похвалив их, добавьте, что есть ещё слова, с помощью которых люди часто здороваются или прощаются. Узнать такие слова поможет букварь.
II. Актуализация знаний
1. Послушав, как ученики при входе в класс здороваются, поделитесь с ними своими наблюдениями. Расскажите, что Вам понравилось, а что – не очень. Расспросите учащихся о том, какими словами приветствия и прощания они воспользовались дома вчера после школы, сегодня утром. Узнайте, о чём из их школьной жизни
они успели рассказать взрослым.
2. – Мы с вами хорошо поговорили, поделились друг с другом своими наблюдениями, воспоминаниями. А знаете ли вы, что помогло одним высказать свои мысли, а другим услышать их?
Заданный вопрос – риторический. Сразу же помогите:
– Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя слово такое вы все слышали. Помогла нам общаться наша русская р е ч ь, речь на русском языке.
А как вы думаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью? (Да.)
– Давайте будем учиться любой ответ доказывать. Поставим опыт: постараемся несколько минут обойтись без речи. Объединитесь в пары, и каждый вспомните игру, в которую любили играть летом. Попробуйте по очереди объяснить друг другу, что это за игра, но выполните условие: нельзя пользоваться речью, нельзя
говорить. Опыт начнётся по моему первому хлопку, а по второму закончится. Готовы?
Опыт, видимо, подтвердит предположение о том, что без речи
плохо: не удалось не только ничего объяснить друг другу, но и даже
договориться, кто станет объяснять первым, а кто – вторым.
III. Работа по теме урока
1. Попросите открыть букварь (с. 8) и рассмотреть картинки, а кто-то из детей пусть прочитает заголовок. Обсуждая содержание рисунков, подведите к выводу, что речь нужна для всего: чтобы вместе играть, о чём-то договариваться, рассказывать, спрашивать и советовать, узнавать и просить, читать и слушать… Во всём, что мы делаем, нам помогает речь. Ребята могут продолжить рассуждения.
2. Сделав вывод о необходимости речи, предложите:
– Я сейчас попробую условно изобразить речь, а вы скажете, получилось это у меня или нет.
– Когда один человек …. (Вы говорите и рисуете) обращается к другому человеку или нескольким людям , то возникает речь (вид схемы: _ _ ___).
Ученики говорят, что всё хорошо, но «люди» молчат – им надо
«открыть рты». Вы соглашаетесь и исправляете схему.
– Теперь всё хорошо? Проверим, – предлагаете Вы. – Задумайте каждый какое-нибудь имя, например, своего друга. Я тоже задумала. А сейчас по моей команде каждый из нас громко скажет то, что задумал. Приготовились!..
– Что-нибудь поняли? Почему не поняли? («Когда все говорят сразу, получается неразбериха».) Действительно, всем одновременно говорить нельзя, если только это не задание, когда специально говорят хором, но тогда все говорят одно и то же.
Схема перечёркивается (именно перечёркивается, а не стирается), а рядом чертится другая:
– Теперь правильно? Проверим: пусть те, кто за последними партами, по очереди скажут задуманные имена. Вы всё поняли?
– Какие же секреты речи мы с вами сегодня узнали, а один из них даже изобразили?
_ Общаемся мы друг с другом с помощью речи. Без неё мы не могли бы ни о чём ни рассказать, ни спросить, ни попросить, не могли бы вместе играть или сообща что-то делать, не могли бы учиться.
- Когда люди общаются, нужно говорить по очереди: один говорит, а другие слушают. Если говорить одновременно, то никто ничего не поймёт. Этот секрет – очень важное правило речи, которое соблюдать не так-то просто, но мы будем терпеливо учиться его выполнять.
Далее продолжаете:
– А как же нам поступать в классе, когда каждый из вас хочет ответить на мой вопрос, хочет о чём-то рассказать или спросить?
Уточняется уже знакомое правило: хочешь говорить – подними руку и подожди.
– Вот и проверим, как вы умеете пользоваться правилами речи.
Вернёмся к картинкам букваря.
2. Работа по Добукварику.
– А вот мы на картинке в Волшебной стране! Кто узнал себя? Какой ты, что делаешь? (стр.8)
Учитель предлагает дать имена всем детям на картинке.
– Какое время года в Волшебной стране звуков? Почему? Докажи.
Чем занимаются ребята? О чем разговаривают?
Что нарисовала девочка, сидящая на коленях, с двумя хвостиками?
О чем думает девочка с тремя бантиками на голове?
Как определить, кто разговаривает, а кто молчит?
Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что главными символами страны Волшебных звуков являются ухо и рот.
Почему в этой стране главные ухо и губы? (Потому что звуки мы слышим и произносим.)
3. Динамическая пауза
4.Игра «Волшебная страна звуков».
Учитель называет действие, а учащиеся голосами и движениями изображают его. Игра проводится стоя.
1. Мы входим в красивые ворота, Учащиеся высоко поднимают
высокие – до самого солнца. и разводят руки.
2.Мы идем тихо-тихо.Учащиеся на цыпочках
шагают на месте.
3.Оглянулись по сторонам. Оглядываются.
4.И пошли смелее.Учащиеся хлопают руками
по коленям.
5. Побежали...Хлопают быстрее.
6. Тихо...Ученики прикладывают палец
к губам, произносят «ш-ш-ш»
и тихо садятся на места.
5.Работа в прописи.
Подготовка к письму.
1) Соотнесение предметов и персонажей: кому принадлежат данные предметы.
2) Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.
3) Письмо элементов букв: прямые линии (короткие и длинные).
IV. Рефлексия учебной деятельности
Завершая урок, во-первых, попросите подтвердить, что все: и те, кто говорил, и те, кто слушал, – пользовались речью; в доказательство найдите изображение тех и других на схеме речи. Во-вторых, коллективно оцените, удалось ли первоклассникам
выполнить открытые ими правила речи: 1) хочешь говорить – подними руку; 2) один говорит – другие слушают. Чтобы каждый мог высказать свою точку зрения, прибегните к помощи светофора: всё удалось, можно так же действовать и дальше – зелёный сигнал; не очень удалось, так нельзя вести себя во время общего раз-
говора – красный.
Советуем, по возможности, сделать традицией рассказы детей дома о том, что они узнали, открыли на уроке. При подведении итогов урока можно репетировать, как лучше донести до взрослых свои знания. Конечно, эта форма работы требует подготовительной беседы с родителями.
1) словарик урока: речь, слово, схема слова; 2) все, что мы говорим и пишем, - это наша речь. Наша речь состоит из слов. Слово мы отмечаем полосочкой. Это схема слова.