ОПК Как христианство пришло на Русь
Как христианство пришло на Русь (5 класс)
Федотова Евгения Степановна, учитель начальных классов
Алендеева Елена Владимировна, учитель начальных классов
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира в деле христианизации Руси.
Задачи урока:
показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства на Руси, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси;
развивать творческие способности, аналитическое мышление, навыки работы с источниками и литературой, устную речь, умение аргументировать свою точку зрения;
способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия) (слайд1)
- Какой город является столицей нашей Родины? (Москва) (слайд1)
- А как раньше называлось наше государство? (Русь) (слайд1)
Раньше наше государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев, а не Москва. Только в конце XI века появилось новое имя у русского государства – Россия.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
- О каких преданиях русской старины мы не должны забывать?
Сегодня мы познакомимся с одним из преданий русской старины «Как христианство пришло на Русь».
2. Изучение нового материала.
В наших местах жили с давних времён наши предки - вятичи. У них был свой уклад жизни, верование. Это время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги (показываю на карте) селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. Князь Владимир – собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов. О времени княжения Владимира сложено много былин. Народ называл его
Слайд 2 Красное Солнышко
- А, как вы думаете, почему? (Был умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе.)
Древнерусское государство вступило в пору своего расцвета.
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский.
Наши предки на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснение всему неизвестному. Так появились религиозные верования.
Слайд 3 Религия
- А что такое религия? (Религия – это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им).
Все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Весь мир казался ему населенным добрыми и злыми духами. А еще славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали их от бед и злых духов. На амулетах они изображали солнце, огонь, воду и растения.
- Как вы думаете, почему славяне верили в духов, и их верования были тесно связаны с природой? (Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, земледелии и скотоводстве. Поэтому и верили в духов.)
Поклонение множеству богов называется языческой верой (религией).
Слайд 4 Языческая вера
Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения.
- А что могли предпринять славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов? (Они обращались к богам с молитвами (просьбы и благодарности), приносили им подарки и жертвы (дары богам), для чего существовали специальные места – святилища.)
Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.
Инсценировка.
Автор: Прибыли к Владимиру представители различных стран с рассказами о своей вере: мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии.
Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммада.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммад, его пророк, учит нас не есть свинины, не пить вина, зато жен иметь можно много.
Владимир: На Руси пить вино - главное веселье.
Католик: Мы посланники римского папы. Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу, сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.
Владимир: В чем вера ваша?
Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как она - правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию принять. И решил отправить послов в различные страны, пусть де испытают веру.
1 посол: Видели мы, как мусульмане молятся в мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна печаль, не добр их закон.
2 посол: Были мы в римских храмах, видели их службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда, где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы или на земле. И не можем мы забыть красоты той. Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя бабка Ольга, мудрейшая из всех людей.
Владимир: Так посему и быть.
Работа с учебником (58-59 страницы). Чтение текста «Крещение Руси».
Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.
Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов. В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул, и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.
Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены: «Мы не знали, где мы находимся - на небе или на земле!».
И князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр. Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”. В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Слайд5 Крещение
Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.
После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок.
3. Осмысление нового материала.
- Так что же такое крещение? (Крещение – это присоединение к Церкви.)
В словаре Ожегова написано так: “Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви”
- А кто из вас прошел обряд крещения? (высказывания детей)
4. Систематизация знаний, применение усвоенного, закрепление изученного.
Итак, сегодня мы говорили об одном из значимых событий Руси, которое определило дальнейший путь развития государства. Выполняя тест, покажите то, что вы узнали.
Тест по теме “Крещение Руси”
Закрасить кружок с правильным ответом
Кто первым крестился на Руси?
Игорь
Ольга
Владимир
В каком городе крестился Владимир?
Корсунь
Киев
Москва
3. Какой год считается годом крещения Руси?
980
988
1015
Проверка со слайда 6.
5. Итог урока.
- Какая тема нашего урока? (слайд 7)
– Что нового вы узнали?
6. Домашнее задание.
Разгадать кроссворд “Крещение Руси”. (слайд 8)
15