Конспект по окружающему миру на тему: Великий круговорот жизни


Урок№_____
Окружающий мир
3 класс
Дата____________
Тема: Великий круговорот жизни
Цель: познакомить с круговоротом жизни на Земле.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ и использовать модель для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Оборудование: телевизор, видеопроигрыватель, диск с мультфильмами «Король Лев» и «Как дед великое равновесие нарушил»; рисунки по теме «Круговорот жизни»; рисунки осины, зайца, волка, бактерий; бумажные листы, цветные карандаши, ножницы и пластилин для изготовления моделей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(На доске записаны слова.)
- Найдите лишний гриб. Объясните, почему вы так думаете.
Груздь, рыжик, сморчок.
(Ответ. Сморчок; это весенний гриб, растет в лиственных лесах. Груздь и рыжик растут в хвойных лесах, созревают в конце лета.)
Масленок, опята, поганка.
(Ответ. Поганка; это ядовитый гриб.)
Подберезовик, подосиновик, белый гриб.
(Ответ. Подосиновик, так как у него красная шляпка. Или белый гриб, так как он на срезе не чернеет.)
2. Фронтальный опрос
— Из чего состоит гриб?
— Что такое грибница?
— Какие правила сбора грибов вы выполняете?
— О каких грибах вы приготовили сообщения? (Заслушиваются сообщения нескольких учеников.)
III. Самоопределение к деятельности
— Вспомните: что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?
(Учитель включает фрагмент мультфильма «Король Лев».) Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей!
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как происходит круговорот жизни на Земле.
IV. Работа по теме урока
Беседа Круговорот жизни
— На какие группы можно разделить живую природу? (Растения, животные, грибы.)
(Учитель записывает группы на доске.)
— По каким признакам различают растения и животных? (В зеленых клетках растений происходит фотосинтез, они запасают органические вещества. Животные потребляют органические вещества, сами производить их они не умеют.)
— Можно ли грибы назвать растением? (Нет, так как у них нет хлорофилла, они не образуют органических веществ. Грибы потребляют готовые органические вещества, но в отличие от животных они пищу не заглатывают, а всасывают ее.)
Основу круговорота составляют три группы организмов:
1) организмы-производители;
2) организмы-потребители;
3) организмы-разрушители.
(Учитель записывает термины на доске.)
— Как вы думаете, какие организмы являются производителями? (Растения.)
— Почему? (Ответы учеников.) Организмами-производителями ученые-экологи называют
растения, так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
— Какие организмы являются потребителями? (Животные.)
— Почему? (Ответы учеников.) Организмами-потребителями являются животные, так как
они потребляют вещества, производимые растениями.
— Какие организмы являются разрушителями? (Грибы.)
— Почему? (Ответы учеников.) Организмы-разрушители — это бактерии и грибы. Бактерии
и грибы разрушают остатки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.
Итак, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.
— Прочитайте текст в учебнике на с. 118—119. Рассмотрите рисунки.
(Учитель по ходу работы вывешивает рисунки на доске.)
— Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
— Почему растения названы организмами-производителями, а животные — организмами-потребителями?
— Назовите представителей организмов-производителей.
— Назовите представителей организмов-потребителей.
— Какие организмы названы разрушителями?
Бактерии - микроскопические организмы, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Многие из них подвижны, так как имеют один или несколько жгутиков. Жгутики вращаются, и бактерии передвигаются. Питаются они в основном органическими веществами. Живут бактерии везде: в пресной и соленой воде, в воздухе, в почве, в продуктах питания, в организме людей, животных, растений. Молочнокислые бактерии питаются сахаром, который есть в молоке. Они превращают молоко в простоквашу, а сливки — в сметану. Также они квасят овощи. Болезнетворные бактерии вызывают разные болезни в организме человека. Почвенные бактерии разлагают органические вещества но минеральных, и их используют растения. Бактерии гниения вызывают порчу и гниение продуктов питания.
- Какова их роль в круговороте жизни?
Роль почвы в круговороте
Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Вы помните, что главная часть почвы — это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под воздействием организмов-разрушителей превращаются в перегной. Летом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разогнется, если исчезнет почва.
2. Составление цепей питания
(Учитель на доске вывешивает рисунки осины, зайца, волка, бактерий.)
- Цепь питания начинается с организма-производителя. Назовите его. (Осина.)
Это первое звено — растение.
- Затем — организм-потребитель. Назовите его. (Заяц.) Это второе звено - растительноядное животное.
- Третье звено — хищное животное. (Волк.)
- Волк погиб. Что произойдет с его останками? (Их переработают бактерии в минеральные вещества.)
Это организмы-разрушители. (Учитель рисует на доске схему.)
Осина -> заяц -> волк -> бактерии.
- Составьте свои примеры цепей питания. (Ученики рисуют в тетрадях схемы.)
V. Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел,
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик!
Е. ГайтероваVI. Закрепление изученного материала
1. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 56).
- Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.
- Кто изображен на первом рисунке? К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся? (Потребителей.)
Значит, записываем цифру 2.
- А на втором рисунке? (Разрушители.) Записываем цифру 3.
- И на последнем рисунке? (Производители.) Записываем цифру 1.
№2 (с. 56).
- Прочитайте задание. Проведите стрелки в схеме круговорота жизни.
- Приведите примеры.
2. Индивидуальное задание
- Укажите стрелкой среди перечисленных объектов пищевые цепи.
Производители: осока, осина.
Потребители: утка, лось, бабочка, росянка, стриж, стрекоза, человек.
Разрушители: подберезовик, бактерии, жук-навозник.
(Далее учитель демонстрирует ученикам мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил» по мотивам сказки В. Бианки.
- Какое равновесие нарушил дед?
- Чему учит мультфильм?
VII. Рефлексия
1. Работа в группах
- Придумайте и изготовьте модель (из пластилина, рисунков), демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.
2. Беседа
- Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:
а) растения (не станет пищи, кислорода);
б) травоядные животные (растений станет много, они не смогут расти, исчезнут хищники);
в) хищные животные (травоядные съедят все растения);
г) грибы и бактерии (никто не будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии);
д) почва (не сможет образовываться перегной, а из перегноя — соли, которыми питаются растения).
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите основные звенья круговорота веществ.
— С какими чувствами вы уходите с урока?
Итак, все живые организмы и почва - участники единого круговорота веществ на нашей планете.
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 118—120, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 120.