КТП по окружающему миру для 3 класса к УМК Школа России (по программе А.А. Плешакова).


Календарно-тематическое планирование уроков ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА в 3 классе (УМК «Школа России») по учебнику А.А.Плешакова. 2 часа в неделю – всего 68 часов.
№ п/п№ урока Тема урока. Кол-во часов дата Коррекц. темат. плана. Содержание деятельности обучающихся. Дом. задание.
I четверть - 18 часов.
Как устроен мир 6 ч. 1 1 Природа. Разнообразие природы. 1ч. Познакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир». Раскрыть ценность природы для людей. Классифицировать объекты природы. Анализировать текст учебника. Сравнивать объекты живой и неживой природы. С. 4-7, р.т.с.9№7
2 2 Человек. Внутренний мир человека. 1ч. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека. С.10-15, р.т.с.11№5
3 3 Проект «Богатства отданные людям». 1ч. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Работа над проектом, р.т.с.12-13
4 4 Общество. Человек как член общества. 1ч. Определять место человека в мире. Характеризовать семью, народ, государство как части общества. Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества. Сопоставлять формы правления в государствах мира. С.18-23, р.т.с.15-16 №5,6,7.
5 5 Что такое экология. Мир глазами эколога. 1ч. Узнать, что изучает экология. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов. С.24-28, р.т.с.17-18 №3,4.
6 6 Природа в опасности!
Практическая работа «Моделирование влияния человека на природу». 1ч. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Установить причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории. Подведение итогов по изученному разделу. С.29-34, р.т.с.20-21 №4,5,6,7.
Эта удивительная природа - 18 ч.
7 1 Тела, вещества, частицы. 1ч. Характеристика понятий «тела», «вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества (естественные и искусственные тела; твёрдые, жидкие и газообразные вещества). Доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. С.36-40, р.т.с.24 №5
8 2 Разнообразие веществ. 1ч. Наука о веществах – химия. Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты, крахмала, различать их по характерным признакам. Наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания. Усвоить понятие «кислотные дожди». С.41-45, р.т.с.26 №2
9 3 Воздух и его охрана.
Практическая работа «Состав и свойства воздуха». 1ч. Ввести понятие «воздух как смесь газов». Определение состава воздуха по схеме. Знакомство со свойствами воздуха. Охрана чистоты воздуха. С.46-50, р.т.с.28 №3
10 4 Вода. Практическая работа «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». 1ч. Вода как вещество. Мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. Значение воды для жизни на Земле. Исследование свойств воды по инструкции учебника. Объяснение свойств воды. С.51-54, р.т.с.32 №5,6
11 5 Превращения и круговорот воды. 1ч. Три состояния воды. Наблюдение в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара. Формирование на основе опыта вывода о причинах образования облаков и выпадении дождя. Объяснять особенности образования льда. Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе. С.55-58, р.т.с.34 №4,5
12 6 Берегите воду! 1ч. Использование воды человеком. Определять источники загрязнения воды. Доказывать необходимость бережного отношения к водным ресурсам. Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. С.59-63, р.т.с.36 №3,4
13 7 Что такое почва. Практическая работа «Исследование состава почвы». 1ч. Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Охрана почвы. Выполнение практической работы по исследованию состава почвы. С.64-68, р.т.с.38 №5
14 8 Разнообразие растений. 1ч. Ботаника – наука о растениях. Классифицировать группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Приводить примеры разнообразия растений. Рассматривание живых и гербарных растений. Заполнение таблицы. С.69-73, р.т.с.41 №3,4
15 9 Солнце, растения и мы с вами. 1ч. Характеризовать процессы питания и дыхания растений. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. С.74-77, р.т.с.44 №4,5
16 10 Размножение и развитие растений. 1ч. Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. С.78-81, р.т.с.46 №3
17 11 Охрана растений. 1ч. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Отметить растения, нуждающиеся в охране. Обозначить меры охраны растений. Составить свои правила поведения в природе. С.82-86, р.т.с.48-49 №5,6,7
18 12 Разнообразие животных. 1ч. Познакомиться с многообразием животного мира. Классифицировать животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Характеризовать группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных. С.87-93, р.т.с.53-54 №4,5
II четверть - 14 часов.
19 13 Кто что ест. Практическая работа «Моделирование цепей питания». 1ч. Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Практическая работа «Моделирование цепей питания». Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. С.94-97, р.т.с.56-57 №4,5
20 14 Проект: «Разнообразие природы нашего края». 1ч. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Работа над проектом, р.т.с.58-59
21 15 Размножение и развитие животных. 1ч. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Приводить примеры как заботятся домашние животные о своём потомстве. С.100-105, р.т.с.61-62 №3,4
22 16 Охрана животных. 1ч. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Обсуждать меры по охране животных. Правила поведения в природе. С.106-111, р.т.с.64-65 №3,4,5,6
23 17 В царстве грибов. 1ч. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Взаимосвязи грибов с деревьями. Приводить примеры грибов-двойников. Изучить правила сбора грибов. С.112-117, р.т.с.68 №5
24 18 Великий круговорот жизни. 1ч. Характеризовать понятия: организмы-производители, потребители, разрушители. Приводить примеры круговорота веществ. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ. Роль почвы в круговороте веществ. С.118-120, р.т.с.69 №3
Мы и наше здоровье - 10 ч.
25 1 Организм человека. Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека». 1ч. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная. Характеризовать системы органов тела. Практическая работа «Измерение роста и массы тела человека». С.122-125, р.т.с.72 №3,4
26 2 Органы чувств. 1ч. Глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Формулировать правила гигиены органов чувств. Практическая работа: распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. С.126-129, р.т.с.74 №3
27 3 Надежная защита организма. Практическая работа «Свойства кожи». 1ч. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Характеризовать средства гигиены и уход за кожей. Формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи (обморожении, ожогах, ранах, ушибах). Практическая работа «Свойства кожи». С.130-133, р.т.с.76 №4
28 4 Опора тела и движение. 1ч. Знакомство с опорно-двигательной системой. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека. Практическая работа «Правила выработки хорошей осанки». Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. С.134-137, р.т.с.77 №4
29 5 Наше питание. Проект «Школа кулинаров». 1ч. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта. С.138-141, р.т.с.78-79 №2
30 6 Дыхание и кровообращение. 1ч. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме, строение кровеносной системы и её роль в организме. Доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы. Практическая работа: подсчет ударов пульса. С.144-146, р.т.с.82-84 №3,4,5
31 7 Умей побеждать болезни. 1ч. Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания. Составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний. С.147-149, р.т.с.84 №1
32 8 Здоровый образ жизни. 1ч. Характеризовать понятие ЗОЖ. Формулировать правила ЗОЖ. Приводить примеры факторов, влияющих на укрепление здоровья и наоборот. Определение 5 шагов к здоровому образу жизни. С.150-153, р.т.с.86-87 №3
III четверть - 20 часов.33 9 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Тесты. 1ч. Выполнить тесты с выбором ответа. Оценить правильность работы. Адекватно оценивать свои знания. С.154-170
34 10 Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». 1ч. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения. Доработка проектов.
Наша безопасность - 7 ч.
35 1 Огонь, вода и газ. 1ч. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры. Составить схему эвакуации, анализировать её. Наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей. С.4-7, р.т.с.5 №6
36 2 Чтобы путь был счастливым. 1ч. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте. Моделирование правил поведения в ходе ролевых игр. С.8-13, р.т.с.7-8 №3,4,5
37 3 Дорожные знаки. 1ч. Классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Моделировать в виде схемы безопасный путь в школу. С.14-17, р.т.с.9-11 №1,2,3
38 4 Проект «Кто нас защищает». 1ч. Интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. Работа над проектом, р.т.с.12-13
39 5 Опасные места. 1ч. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д. Составление схемы своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. С.20-24, р.т.с.15 №3,4
40 6 Природа и наша безопасность. 1ч. Характеризовать опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. С.25-30, р.т.с.18-19 №5,6
41 7 Экологическая безопасность. Практическая работа «Знакомство с устройством и работа бытового фильтра для очистки воды». 1ч. Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Обсудить проблему экологической ситуации. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды». С.31-36, р.т.с.21 №3
Чему учит экономика - 12 ч.
42 1 Для чего нужна экономика. 1ч. Раскрыть понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги». Различать товары и услуги. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. С.38-42, р.т.с.24-25 №5,6,7
43 2 Природные богатства и труд людей – основа экономики. 1ч. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Приводить примеры использования природных богатств. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. С.42-45, р.т.с.27 №5
44 3 Полезные ископаемые. Практическая работа «Определение полезного ископаемого по атласу-определителю» 1ч. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя. С.46-50, р.т.с.29-30 №3,4,5
45 4 Растениеводство. Практическая работа «Исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану». 1ч. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях полученные в 1-2 классах; различать и классифицировать культурные растения. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Исследовать сельскохозяйственное растение и описать его по плану. С.51-55, р.т.с.33-34 №5,6,7
46 5 Животноводство. 1ч. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Актуализировать знания о диких и домашних животных полученные в 1-2 классах; классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. С.56-59, р.т.с.36-37 №4,5,6,7
47 6 Какая бывает промышленность. 1ч. Промышленность как составная часть экономики. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. С.60-63, р.т.с.41 №5,6,7
48 7 Проект «Экономика родного края». 1ч. Собирать информацию об экономике своего края; оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. Работа над проектом, р.т.с.42-43
49 8 Что такое деньги. 1ч. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Характеризовать понятия виды обмена товарами. Моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Пр/р: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. С.66-70, р.т.с.44 №2
50 9 Государственный бюджет. 1ч. Характеризовать государственный бюджет, его расходы и доходы. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Определять источники доходов. С.71-74, р.т.с.47 №3
51 10 Семейный бюджет. 1ч. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Моделирование семейного бюджета. С.75-78, р.т.с.50 №5,6
52 11 Экономика и экология. 1ч. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. С.79-84, р.т.с.51 №1,2,3
IV четверть - 16 ч.
53 12 Экономика и экология. 1ч. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсудить необходимость экологической экспертизы при осуществлении любого экономического проекта. Моделирование экологических прогнозов. Выяснение: какие меры экологической безопасности предпринимаются в нашем крае. Р.т.с.52
Путешествия по городам и странам - 15 ч.
54-55 1-2 Золотое кольцо России. 2 ч. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов по фотографиям. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С.86-88.
С.89-92, р.т.с.54 №2
56 3 Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. 1ч. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. С.93-97, р.т.с.56-57 №5,6
57 4 Проект «Музей путешествий». 1ч. Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал). Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения. Презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. Работа над проектом, р.т.с.60-61
58 5 Наши ближайшие соседи. 1ч. Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. С.100-105, р.т.с.65 №4,5
59 6 На севере Европы. 1ч. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений. Соотносить государства и флаги. С.108-117, р.т.с.71-72 №8,10
60 7 Что такое Бенилюкс?.1ч. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям. С.118-124, р.т.с.75 №6,7
61 8 В центре Европы. 1ч. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (Германия, Австрия, Швейцария), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделирование достопримечательностей из пластилина. С.125-131, р.т.с.78-79 №7,8,9
62 9 Путешествие по Франции. 1ч. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. С.132-137, р.т.с.81-82 №3,4
63 10 Путешествие по Великобритании. 1ч. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. С.138-141, р.т.с.81-82 №3,4
64 11 На юге Европы. 1ч. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. С.142-148, р.т.с.88-89 №5,7,8
65 12 По знаменитым местам мира. 1ч. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. С.149-153, р.т.с.91 №1, с.94 №4
66 13 Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 1ч. Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. С.154-170
67-68 14-15 Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». 2ч. Представление результатов проектной деятельности:
-выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами;
-обсуждение выступлений учащихся;
-оценивание своих достижений и достижений других учащихся;
-формирование адекватной оценки своих достижений. Доработка проектов.