Конспект урока по музыке для 1 класса на тему Пришло Рождество — начинается торжество
МКОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ
ТЕМА:
«Пришло Рождество – начинается торжество»
1 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: Прокина
Нина Николаевна
Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.
Задачи:
знакомство учащихся с православными традициями, произведениями музыкального искусства, связанными с церковным праздником Рождества Христова;
воспитывать интерес и уважение к православным традициям русского народа и других народов мира через лучшие образцы народного музыкального фольклора и композиторского творчества, интерес к животным, нравственные качества, исполнительскую и слушательскую культуру;
развивать осознанное восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальные способности, творческие способности, вокально-хоровые навыки, внимание, мышление, воображение.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, слайды с иллюстрациями и заданиями, сигнальные карточки, маски животных для музыкальной театрализации песни, модель скрипки, карточки с изображением солнышка и тучки, медальки для награждений «За успехи в музыке».
Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный, метод музыкального обобщения, метод музыкальной драматургии, игровой, практический.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Музыкальное приветствие.
Сегодня мы продолжаем путешествие по Музыкальной стране. А чтобы в пути было веселей, исполним песню «Весёлые путешественники». (Слайд 1)
– Какое время года в Музыкальной стране? (Зима.)
– У нас снежинки не только на окнах. (Слайд 2) Посмотрите, какое задание Музыкальной феи нужно выполнить сегодня, чтобы попасть в Музыкальную страну: прохлопать ритм, выложенный снежинками. (Анализ)
Все обитатели Музыкальной страны должны быть музыкальными и эрудированными. Чтобы это проверить, фея приготовила вопросы и задания. Ответ на вопрос вы будете давать при помощи сигнальных карточек. Поднимайте ту карточку, которая соответствует цвету правильного ответа. (Слайд 3-11)
Музыкант, который сочиняет музыку (композитор).
Назовите композитора (звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского)
Как называется музыкальное произведение небольшого размера? (пьеса)
Как называется сборник пьес П.И. Чайковского для детей? ( «Детский
альбом»)
Сколько пьес в «Детском альбоме» П.И. Чайковского? (24)
Вспомните название пьесы П.И. Чайковского? («Марш деревянных солдатиков»)
Какую пьесу П.И. Чайковского вы ещё знаете? («Баба-Яга»)
Проводится физминутка для глаз:
Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся (поморгать),
Больше спать не захотел (руки вверх, посмотреть на них)
Встрепенулся, потянулся (потянуться)
Взвился вверх и полетел (посмотреть влево, вправо, вверх, вниз, кругом)
– А кто сегодня встречает нас в Музыкальной стране, вам подскажет мелодия. (Звучит мелодия песни «Про меня и муравья»)
– Муравей. (Слайд 12)
– Что произошло с муравьём?
– Кто его защитил? (Слайд13)
– Можно ли обижать маленьких?
– Сколько персонажей из песни вы видите? (Два)
– Эту песню мы тоже будем исполнять по два человека, используя маски собачки и муравья. Ансамбль из двух исполнителей называется дуэтом. Посмотрите. (Слайд 14) Давайте произнесём это слово, чтобы запомнить.
Исполнение песни всем классом и дуэтом с анализом исполнения. Вызывается несколько пар желающих. Зрители аплодируют, артисты кланяются после выступления.
– Мы немножко устали и сейчас вместе с муравьём сделаем муравьиную зарядку.
Муравьи проснулись рано (сжав руки в кулачки, потирают руки),
Потянулись (руки вверх, потягивание на носочках),
Встали прямо (руки по швам).
Прыг да скок, прыг да скок (по два прыжка на каждой ноге)
Новый начался денёк (прыжки на обеих ногах).
Улыбнулись всем друзьям (повороты головы вправо, влево),
Побежали по делам (бег на носочках).
II. Актуализация знаний учащихся.
– Куда нас приглашает сегодня Музыкальная фея? (Слайд 15)
– На праздник Рождество.
– Почему нам нужно знать и уважать историю, праздники, традиции своего народа?
– Без этого народ не будет существовать.
– Мы с вами говорили о Рождестве, а сегодня узнаем ещё больше об этом празднике и сами в нём поучаствуем. Давайте соберём всех друзей на праздник. (Дети исполняют песню с ритм. движениями «Собрались на празднике все мои друзья»)
– 25 декабря страны Европы будут отмечать этот праздник (Слайд 16), в России Рождество отмечается 7 декабря (Слайд 17). Что обозначает слово «рождество»? (Рождение) (Слайд 18) Имя новорождённого Иисус, потом его стали называть Христос «царь».
– Рождество – праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Это праздник у ёлки с сиянием свечей, с запахом хвои (Слайд 19). Как называются песни, которые поют на Рождество? (Колядки)
– О чём в них поётся? Кого в них хвалят, славят? (О Христе. Хозяев дома)
– Может быть, и вы, ребята, ходили колядовать и расскажете об этом обряде? (Ответы детей)
– Давайте исполним песню-колядку «Приходила Коляда», будто вы колядовщики и пришли ко мне в гости. Вы все в нарядных костюмах, с музыкальными инструментами. (Дети берут трещотки бубенцы, бубны, маракасы, ложки. Идёт исполнение и анализ)
Приходила коляда накануне Рождества,
Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень, овсень ходи по всем!
Открывай двери, подымай с постели,
Открывай окно, запускай Рождество!
Открывайте сундуки, доставайте пятаки.
Кто не даст пирога мы корову за рога.
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!
– А что хозяин должен дать колядовщикам в благодарность? (Конфеты, монеты, игрушки, одежду)
– Я тоже хочу вас поблагодарить за ваше хорошее исполнение и угостить конфетами.
III. Основная часть. Углублённое знакомство с праздником Рождества Христова и связанными с ним произведениями музыкального искусства.
– Почему колядовщики носили изображение звезды?
– Произошло это величайшее чудо в Вифлееме (Палестина). Тогда в небе зажглась новая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец Иисус. О рождении Христа, о звезде вы узнаете подробнее, посмотрев фильм. (Идёт просмотр фильма «Рождество Христово»)
– Чудесные события той ночи были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.
– Сегодня Музыкальная фея расскажет о том, как в народе отмечают это событие, какие песни поют (Слайды 20,21) (Звучат рождественские песни «Добрый тебе вечер», «Щедрик»)
Беседа о настроении, которые передают рождественские песни.
– Что же объединяет колядки, которые прозвучали? (Праздничное настроение)
– Эти песни излучают радость. Имеют легко запоминающиеся напевные мелодии и простые ритмы.
IV. Обобщение.
– Наше путешествие подошло к концу. В следующий раз мы узнаем, как праздновали Рождество у нас на Урале, – какие песни, игры, гадания проводили
– А что нового вы узнали сегодня на уроке? (О празднике, о рождении Иисуса Христа, новые колядки)
– Какую песню пели? («Приходила Коляда»)
– Домашнее задание: придумать пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество.
Сегодня на нашем уроке вы показали себя хорошими слушателями, артистами и музыкантами. Учитель отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность, вручает медальки.
– Подойдите к столу и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению. (Дети выбирают солнышко или тучку)
– Спасибо за внимание! (Спасибо за урок!) (Слайд 22)
13PAGE 15
13PAGE 14115
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415