Интегрированный урок по окружающему миру на тему Откуда в наш дом приходит электричество?


Интегрированного урока в условиях реализации требований ФГОС
«Откуда в наш дом приходит электричество?»
по предмету «Окружающий мир»
1 класс
Содержание
Введение……………………………………………..…….…3
Цели и задачи урока…………………………………………5
Содержание урока……………………………………….…..6
Результаты………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………14
Литература……………………………………………...…..15
Приложения
Введение
В связи со сменой «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную меняется цель образовательного процесса. В новых условиях изменяются и подходы к конструированию урока, и требования к профессиональной компетенции педагога.[1]
Работая учителем начальных классов, имея при этом образование учителя физики, я пришла к мысли о том, что преподаватели естественно-математического цикла средней и старшей школы могут помочь учителям начальных классов при проведении уроков по некоторым темам в начальной школе, тем самым занимаясь пропедевтикой своего предмета еще в начальном звене, что, несомненно, является положительной мотивацией учащихся к изучению предметов естественно – математического цикла.Кроме этого, подготовка урока для учащихся начальной школы учителем среднего и старшего звена, позволяет ему развиваться, соответствовать требованиям к современному учителю, учителю – профессионалу.
Таким образом, у меня возникла мысль провести урок по теме «Откуда берется электричество?» по программе «Окружающий мир» в 1 классе. Мне показалось, что я, как учитель физики смогу изложить материал методически правильно, а владение методикой и техникой школьного физического эксперимента позволит создать условия для успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
При подготовке и проведении урока основной проблемой было то, что учащиеся только начали свою образовательную деятельность в школе, поэтому запас знаний по данной теме ограничен, но с другой стороны довольно высок уровень мотивации у обучающихся, хороший психологический климат в классе, положительное отношение к обучению. Мотивация обучающихся на процесс и результат урока осуществлялась на основе их жизненного опыта и созданием проблемных ситуаций.
На уроке я применила следующие приемы организации образовательной деятельности, которые являются элементами современных образовательных технологий: комментированное чтение, рассказ по опоре, объяснение явления, процесса, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление взаимосвязей, создание проблемной ситуации, организация экспериментальной работы.
Планирование учебной деятельности я представила в виде технологической карты урока, что соответствует требованиям ФГОС.[2]
Цели и задачи урока.
формирование личностных УУД (проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать действия, мотивировать себя на деятельность, выражать положительное отношение к учению, выражать собственные мысли и чувства, осуществлять самооценку),
предметных УУД (разобраться, откуда в наш дом приходит электричество, устанавливать зависимость между понятиями, осуществлять работу с закодированной информацией, задавать вопросы, связанные с понятием, осуществлять целеполагание, анализировать ситуацию, строить, объяснять, сравнивать и т.д.)
метапредметных УУД, планируемые результаты по каждому этапу урока сформулированы в плане урока
развитие научного мышления и умения работать в ситуации решения проблемы.
Цели урока полностью соответствуют содержанию образовательной программы.
Содержание урока.
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК: «Окружающий мир» в 2-х частях 1 класс под ред. А.А.Плешакова.
Технологическая карта урока.
Этап 1. Организационный
Содержание этапа Приветствие учителя и организация рабочего места обучающимисяДеятельность обучающихсяОрганизация рабочего места и настрой на учебную деятельность
Деятельность учителя Приветствие и наблюдение за учащимися
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Подготовить рабочее место к работе, настроившись на учебную деятельность
Планируемые результаты Предметные УУД
Организовывать себя на предстоящую работу
Этап 2. Проверка домашнего задания
Содержание этапа Организация работы по проверке домашнего задания
Деятельность обучающихсяРабота в парах
Деятельность учителя Наблюдатель
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов (Изучена тема «Откуда в наш дом приходит вода?)
-Расположить карточки с основными этапами движения воды в правильном порядке.
-Оценить правильность выполнения, сравнивая с образцом
-Ответить на вопрос: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Приложение 1)
Планируемые результаты Предметные УУД
Осуществлять работу с закодированной информацией и отвечать на вопросы. Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать действия; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; анализировать эмоциональное состояние; оценивать уровень владения материалом.
Познавательные: выявлять особенности; воспроизводить по памяти информацию; дополнять рассказ показом; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: описывать объекты; удерживать логику повествования.
Этап 3. Актуализация знаний
Содержание этапа Актуализация знаний для успешного усвоения нового материала
Деятельность обучающихсяАналитики
Деятельность учителя Организатор
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов - Ребята, я вас просила узнать, что относится к коммунальным услугам?
-А у всех у вас есть водопровод?
-А электричество?
-Значит, без электричества в нашей жизни не обойтись?
-Что бы вы хотели узнать про электричество? (Откуда берется электричество? Может ли оно закончиться, т.е. надо ли его экономить? Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с электричеством?) (Приложение 2)
Планируемые результаты Предметные УУД
Устанавливать зависимость между понятиями, задавать вопросы, связанные с понятием Личностные: проявлять интерес к вопросам экономии электроэнергии; мотивировать себя на деятельность; выражать свое отношение к изучаемой теме.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; ставить задачи
Познавательные: выявлять особенности; анализировать, выделять общее и частное.
Коммуникативные: находить необходимую информацию; составлять монологическое высказывание.
Этап 4. Усвоение новых знаний
Содержание этапа Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний
Деятельность обучающихсяИсследователи
Деятельность учителя Наблюдатель, консультант, организатор
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов -(стр.62 учебник) Как называется новая тема?
-Какова цель нашего урока?
-Зачем нужно изучать данную тему?
-Где мы сможем использовать полученные знания?
Ситуация: Я нажимаю выключатель – загорается лампочка.
Но так было не всегда.
-чем же люди пользовались раньше?
-как освещали свое жилище?
(на столе свеча, лучина, керосиновая лампа, настольная лампа) (Приложение 3)
-Кто может назвать эти предметы?
-Для чего они служили?
-поставьте их в порядке появления в жизни человека.
-Можно ли зажечь настольную лампу, используя спички?
-А что необходимо сделать?
-Попробуем разобраться, как электричество попадает к нам в дом (работаем с учебником стр.63)
-Смоделируем то, что описали – опыт (электростанция (генератор) – провода - лампочка) (Приложение 4)- Итак, откуда берется электричество?
-Почему нужно экономить электроэнергию? Как это можно сделать?
Планируемые результаты Предметные УУД
Работать с содержанием темы; осуществлять целеполагание, планирование; выявлять смысловое содержание учебной деятельности; выстраивать логические понятия; соотносить описание с рисунками и предметами; анализировать ситуацию. Личностные: проявлять интерес; различать понятия; оценивать действия; проявлять личностные качества; выражать положительное отношение к учению.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; планировать работу, ставя цель и задачи; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения материалом
Познавательные: выявлять особенности; анализировать, воспроизводить по памяти информацию; дополнять рассказ показом;
Коммуникативные: находить необходимую информацию; составлять монологическое высказывание; решать проблему.
Этап 5. Закрепление изученного материала.
Содержание этапа Закрепление изученного материала в условиях решения учебной задачи
Деятельность обучающихсяКонструкторы, работа в группе
Деятельность учителя Консультант
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Работаем с учебником стр. 62
-назовите электроприборы, т.е. приборы которые работают от электричества?
-Что говорит мудрая черепаха по поводу обращения с электричеством?
-А все ли приборы работают от розетки?
-А от чего они работают?
-у вас на столах приборы: батарейка, провода, выключатель, лампочка. Заставьте работать лампочку. Соберите электрическую цепь из приборов. (Приложение 5)
-откуда пришло электричество на лампочку? (батарейка – провода - лампочка)
Откуда приходит электричество в дом?
Планируемые результаты Предметные УУД
Генерировать идеи, строить, объяснять и сравнивать Личностные: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать задания, справляться с ними; воспринимать речь учителя; проявлять интерес; оценивать действия; проявлять личностные качества.
Регулятивные: удерживать цель деятельности; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения задания; моделировать.
Познавательные: выявлять особенности; анализировать, воспроизводить информацию; выделять общее и частное.
Коммуникативные: преобразовывать информацию; анализировать результат работы; составлять монологическое высказывание; описывать проблему.
Этап 6. Контроль.
Содержание этапа Осуществление контроля за усвоением новых знаний
Деятельность обучающихсяИсполнители, контролеры
Деятельность учителя Наблюдатель, организатор
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Оцените высказывания.
Если вы согласны с моим высказыванием поднимите руку +.
Нельзя прикасаться к оголенным проводам и трогать мокрыми руками выключатель и розетку.
Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.
Электроэнергию не обязательно экономить
Планируемые результаты Предметные УУД
Оценивать истинность и ложность высказываний; понимать смысл содержания Личностные: выражать собственные мысли; правильно понимать задания, справляться с ними; проявлять интерес; проявлять личностные качества.
Регулятивные: осуществлять контроль; удерживать цель деятельности, выполняя самоконтроль; анализировать собственную работу; оценивать уровень владения задания.
Познавательные: выявлять особенности; анализировать, воспроизводить информацию; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: преобразовывать информацию
Этап 7. Рефлексия.
Содержание этапа Осуществление рефлексии
Деятельность обучающихсяДумающие
Деятельность учителя Аналитик
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова:
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
Осталось непонятным…
С заданиями справился…
Меня заинтересовало…
Мне понравилось…
Планируемые результаты Предметные УУД
Проводить рефлексивный анализ Личностные: выражать собственные чувства и мысли; правильно понимать себя, проявлять интерес; осуществлять самооценку; проявлять личностные качества.
Регулятивные: осуществлять рефлексию, самоконтроль; анализировать собственную работу; оценивать уровень собственной деятельностиПознавательные: выявлять особенности своего состояния; анализировать
Содержание собственной работы
Коммуникативные: анализировать свою деятельность; выявлять существенное в собственной работе.
Результаты проведения урока.
Эффективность применения приемов организации образовательной деятельности определялась на каждом этапе урока по результатам оценки учащимися своей деятельности.
Диагностика достижения образовательного результата на каждом этапе осуществлялась с помощью устных ответов на вопросы учащимися, а в целом по уроку с помощью рефлексии: учащиеся высказывали мнения о своей работе на уроке, используя слова: я узнал, я научился, я понял, меня заинтересовало, осталось непонятным и т. д.
Проанализировав результаты диагностики образовательного результата можно сказать, что цели урока достигнуты. Эффективность образовательной деятельности обеспечило детально продуманный план урока, четко сформулированные планируемые результаты на каждом этапе урока, правильный отбор материала и наглядных средств.
Заключение.
Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель». В Стандартах второго поколения сформулированы требования к современному учителю:
Профессионал.
Педагог, применяющий развивающие технологии.
Педагог, обладающий информационной компетентностью.[2]
Умение продемонстрировать свою работу в новых условиях – показатель профессионализма педагога.
В своей работе я показала возможность повышения квалификации педагога, используя современные образовательные технологии и применяя их в нестандартных ситуациях.
Литература:
Пашкевич А.В. «Компетентностно-ориентированный урок». Волгоград: «Учитель», 2014г.
Петруленков В.М. «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС». Москва: «ВАКО», 2015г.
Приложение 1.
Карточки с основными этапами движения воды.


Приложение 2.
Что бы вы хотели узнать про электричество?


Приложение 3.
Кто может назвать эти предметы?


Приложение 4.
Смоделируем то, что описали:
Генератор – провода - лампочка.

Приложение 5.
Соберите электрическую цепь из приборов.