Рабочая программа внеурочной деятельности Все цвета, кроме черного
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Все цвета, кроме чёрного»
1 год обучения
Составитель программы:
Хамитова Т.Н.,
учитель начальных классов,
МОАУ «Гимназия № 6»
г. Оренбурга
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы М.М. Безруких «Все цвета, кроме чёрного». Срок реализации программы 1год.
Программа рассчитана на детей 7 лет.
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель программы: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни, формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе; формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.
8.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
Программа изучается в 1 классе один час в неделю (33ч в год).
Форма обучения: игры, инсценировки, тренинги, беседы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
• учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
• учиться работать в паре и в группе
• выполнять различные роли
• слушать и понимать речь других ребят
• осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результатыЗнать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Содержание рабочей программы
1. Твои новые друзья (4 ч)
Цели: способствовать формированию дружеских отношений в классе;
овладению навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
формирование умений соблюдать правила игры и дисциплину;
формирование умений правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку).
2. Я – школьник (3 ч)
Цели: содействовать осознанию позиции школьника,
формирование мотивации учения.
3. Как ты познаёшь мир (4 ч)
Цели: развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
4. Я и другие (6 ч)
Цели: развивать уверенность в себе, развитие навыков самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Как ты растёшь (6 ч)
Цели: расширить знания детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила.
6. Познай себя. Твои чувства. (10 ч)
Цели:
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
- помочь детям осознать относительность оценки чувств;
- способствовать снижению уровня страхов;
- формирование умения справляться с негативными эмоциями.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.
Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников:
Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2002
2. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова Все цвета, кроме чёрного Рабочая тетрадь «Учусь понимать себя»: 2 класс: - М.: Вентана-Граф, 2012
3. М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2006
4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника 1 класс - М.: Генезис, 2012.
5. Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010
6. В мире мудрых пословиц. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010
7. Коррекционно-развивающая работа с детьми разных типов темперамента. Рекомендции педагогам и родителям. В 2-х частях / Авт.-сост. Е.И. Нерославская. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2011
№ Тема занятия Дата
Твои новые друзья. (4 ч)
1 Давайте познакомимся. 2 Играть вместе веселее. 3 Ссориться не будем! 4 Земля – наш общий дом. Я – школьник. (3 ч)
5 Адрес школы (целевая прогулка) 6 Собираемся в школу 7 Урок и перемена Как ты познаёшь мир. (4 ч)
8 Грамоте учиться всегда пригодится. 9 Дом без книги, что без окон. 10 Мои помощники. 11 Как стать внимательным и наблюдательным? Я и другие. (6 ч)
12 Дал слово - держи 13 «Ему, как с гуся вода» 14 В правде - сила 15 Уважай себя, будут уважать и люди тебя. 16 Кому можно доверять 17 Твёрдое слово «нет!» Как ты растёшь. (6 ч)
18 Режим дня. 19 Полезно и вкусно. 20 Если хочешь быть здоров… 21 Движение – рецепт здоровья. 22 Нет здоровья – нет счастья. 23 Вредные привычки. Познай себя. Твои чувства. (9 ч)
24 Что такое эмоции и зачем они нужны 25 Способы выражения эмоций 26 Мимика в рисунках. 27 «Кого или чего я боюсь» 28 Учимся быть смелыми. 29 Мы стали смелее! 30 Зависть здоровье забирает. 31 Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает. 32 От чего зависит настроение. 33 Игра «Разыщи радость».