Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс Все цвета кроме чёрного



Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
г.о. Электросталь Московской области
-419106413400
144010, Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, 22А, тел.: 8-496-57-3-62-91, 3-13-67
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ№ 5»
_______________ О.Н.Сахарова
«_____» _________________ 2015г.
М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО социальному НАПРАВЛЕНИЮ
«Все цвета кроме чёрного»
(базовый уровень)
1 «А» класс
Составитель: Максимова Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2015 год
Пояснительная записка
К курсу «Все цвета кроме чёрного» (33 часа)
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Все цвета кроме чёрного» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта в соответствии с Образовательной программой МОУ «СОШ №5», Положением о рабочей программе МОУ «СОШ №5», на основе программ: М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета кроме черного», Москва 2015г.; О.В Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва 2015г. Реализация программы осуществляется в рамках УМК «Школа России».
Программа имеет социальную направленность. Она дает возможность сформировать у детей навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных ресурсов. Темы программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у учеников познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению), умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают ребенку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям.
Цель программы: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе.
Занятия курса «Все цвета, кроме черного» направлены на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. В процессе занятий дети учатся воспринимать мир с оптимистической точки зрения, осознают необходимость познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений, понимания человека как индивидуальности.
Задачи программы:
• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
создание условий для успешной адаптации в школе, классе;
формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
Для эффективного решения поставленных задач используется поддержка родителей. В начале учебного года они знакомятся с содержанием программы «Все цвета, кроме черного». Им разъясняются цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться к собственному здоровью. Ведь самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка - воспитание личным примером.
Содержание программы «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:
2
• научной обоснованности - содержание программы базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации;
• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
• динамическому развитию и системности - содержание программы цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа;
• используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Механизм реализации:
Программа «Все цвета, кроме черного» выстроена по 5 направлениям:
физическое здоровье; психическое здоровье; межличностное общение; коммуникативные способности, познавательно-эмоциональные процессы.
Реализуется во внеурочной деятельности по ФГОС в 1классе, (1 час в неделю).
Место факультатива в учебном плане. Программа «Все цвета кроме черного» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа один раз в неделю.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в групповой форме.
В структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и «психотехнические упражнения» направленные на развитие познавательной и эмоционально - волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем, еще необходимым элементам всех занятий должны быть психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Рефлексия занятий предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
тестирование;
психогимнастика;
рисование (тематическое и свободное);
подвижные игры;
игры-драматизации и ролевые игры;
беседы и проблемные ситуации;
техники и приемы саморегуляции;
коллективно- творческие дела (КТД).
Формы подведения итогов
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка умений: анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей в форме беседы, рассуждений.
2.Тестирование по выявлению сформированности важнейших учебных умений и действий.
3
Содержание рабочей программы «Все цвета, кроме чёрного»
1 класс
1. Твои новые друзья (4 ч)
Знакомство. Дружеские отношения в классе. Овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. Правила игры и дисциплины. Терпимость и взаимовыручка.
2. Я – школьник (3 ч)
Осознание позиции школьника. Целевая прогулка по школе и во двор. Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
3. Как ты познаёшь мир (4 ч)
Мир книг. Как работать с учебником? Как развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях? Как развивать внимательность и наблюдательность?
4. Какой Я – какой Ты (6 ч)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. Как мы видим друг друга? Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно оценить себя? Как распознать положительные качества у других людей? Какие качества нужны для дружбы?
5. Я и мое здоровье (6 ч)
Составление режима дня. Что такое здоровый образ жизни? Полезное и вкусное. Вредные привычки. Гигиенические навыки: уход за зубами, ушами, кожей. Правильная осанка - стройная спина. Положительные эмоции - хорошее настроение.
6. Твои чувства. (9 ч)
Радость. Мимика и жесты – наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Игра «Разыщи радость».
Результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
• извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
• строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
• уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
• учиться исследовать свои качества и свои особенности
•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
•учиться наблюдать
•моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
•учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
•учиться работать в паре и в группе
•выполнять различные роли
•слушать и понимать речь других ребят


4
•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
• правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
• правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
• налаживать контакт с людьми;
• соблюдать правила игры и дисциплину;
• правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Все цвета, кроме черного» являются:
создание условий для успешной адаптации в школе, класса;
создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сформированность важнейших учебных умений и действий.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ ппНаименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки Фактические сроки
Твои новые друзья. (4 ч)
1 Давайте познакомимся. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. (Р)
Осознавать качества настоящего друга(П)
Учиться понимать эмоции и поступки других людей(К) 01.09-04.09 2 Играть вместе веселее. 07.09-11.09 3. Ссориться не будем! 14.09-18.09 4 Земля – наш общий дом. 21.09-25.09 Я – школьник. (4 ч)
5 Я - первоклассник Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. (Р)
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией. (К) 28.09-02.10 6 Адрес школы (целевая прогулка) 05.10-09-10 7 Собираемся в школу 12.10-16.10 Учителя и ученики 19.10-23.10 Как ты познаёшь мир. (4 ч)
8 Грамоте учиться всегда пригодится. Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста. (Р)
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя. (П)
Учиться наблюдать. (П)
Анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. (К) 26.10-30.10 9 Дом без книги, что без окон. 09.11-13.11 10 Мои помощники. 16.11- 20.11 11 Как стать внимательным и наблюдательным? 23.11-27.11 Какой Я – какой Ты. (6 ч)
12 Какой Я? овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми. (Р)
Учиться находить положительные качества у себя и у других людей. (П)
Учиться договариваться и уважать разные мнения. (К) 30.11-04.12 13 Мой автопортрет 07.12-11.12 14 Моё настроение 14.12-18.12 15 Какой ты? 21.12-25.12 16 Я и другие 11.01-15.01 17 Твёрдое слово «нет!» 18.01-22.01 Я и мое здоровье (6 ч)
18 Режим дня. Проговаривать последовательность действий на уроке. (Р)
Учиться исследовать свои качества и свои особенности. (П)
Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. (К) 25.01-29.01 19 Полезно и вкусно. 01.02-05.02 20 Если хочешь быть здоров… 08.02-12.02 21 Движение – рецепт здоровья. 22.02-26.02 22 Нет здоровья – нет счастья. 29.02-04.03 23 Вредные привычки. 07.03-11.03 Твои чувства. (9 ч)
24 Что такое эмоции и зачем они нужны Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции радости, страха, гнева. (П)
Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах. (К)
14.03-18.03 25 Способы выражения эмоций 21.03-25.03 26 Мимика в рисунках. 04.04-08.04 27 «Кого или чего я боюсь» 11.04-15.04 28 Учимся быть смелыми. 18.04-22.04 29 Мы стали смелее! 25.04-29.04 30 Зависть здоровье забирает. 03.05-06.05 31 Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает. 10.05-13.05 32 От чего зависит настроение. 16.05-25.05 Итого 33 часа 6
Материально- техническое обеспечение
Необходимые материалы:
•бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.
Технические средства:
•компьютер, проектор.
Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для учащихся. Музыкальное оформление: музыкальный центр, записи с музыкой, используемые на занятиях.
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
Учебно-методический комплект (УМК) "Все цвета, кроме черного». Безруких М.М.
Рабочие тетради.
Пособие для педагогов.
М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А.Филиппова Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. ФГОС: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Графф, 2013.
Книга для родителей.
М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Все цвета, кроме чёрного». Книга для родителей М.: Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методические пособия «Тропинка к своему Я» О.В. ХухлаеваРабочие тетради.
О.В. Хухлаева Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Генезис, 2015.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2015.
Дополнительная литература:

Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.
Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Ваши права.. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002
Я и другие. Комплект наглядных пособий. Изд.Х.: Ранок, 2010
7
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО №1 от «___» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНО.
Зам.директора по УВР _______________ / Т.Г. Юшакова/
«____» августа 2015г.
8