Конспект «Влияние семейных взаимоотношений на психологическое развитие детей»


Влияние семейных взаимоотношений на психологическое развитие детей
“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,Родители – пример ему…”. Из средневекового трактата
“Если родители постоянно заботятся о полноценном эмоциональном равновесии в семье, эмоцио- нальная жизнь ребенка будет здоровой и у него будет меньше осложнений в жизни, особенно в годы отрочества и юности”. Росс Кэмпбелл
Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.
Огромное значение в такой работе имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Педагоги, работающие с младшими школьниками, знают, какие тревожные чувства, и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе. Не меньше волнений вызывает оно и у родителей учащихся. Мы знаем, что выражение “трудный ребенок” появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у педагогов и родителей. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценивать.
А.С.Макаренко утверждал, что собственное поведение родителей – самая решающая вещь. Воспитательный процесс продолжается даже тогда, когда родителей нет дома. Как родители одеваются, как разговаривают, судят о других людях, как радуются и печалятся, как обращаются с друзьями и с врагами, как смеются, читают газету – это имеет для ребенка большое значение.
Общеизвестно, что семья – первая ступень в жизни человека. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя – отец и мать. О приоритете семьи в воспитании ребёнка говорится в Законе РФ “Об образовании”: “Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте”.
Для того чтобы говорить о природе семьи, необходимо ясно представлять значение понятия “семья”. Свободная энциклопедия – Википедия дает такое определение: “Слово “семья” восходит к корню “сем”, имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи”.
Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве.
Дороти Нолт писала:
“Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;
- если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;
- если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;
- если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает
место чувству вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире”.
Потому, какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний, процесс воспитания и обучения не даст нужного результата.
Считаю, что одно из необходимых и естественных условий семейного воспитания - любовь родителей к детям. Любовь разумная, сочетающая в себе доброжелательное общение, внимательное отношение к здоровым запросам, тактичную настойчивость в выработке полезных навыков и привычек.
Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка, а, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Лучшие движения человеческой души заложены в ребенке: непосредственность, любознательность, скромность, отвага и храбрость, сочувствие и сопереживание, жажда справедливости. Помочь ребенку осознать их ценность, развить и укрепить вот совместная задача для учителя и родителей.
Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям.
Отношения между родителями и детьми – весьма сложная область отношений для обеих сторон.
Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночества, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эта озабоченность проявляется во вспышках гнева по отношению к детям.
Да, конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Нужда в родительской любви – поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни.
Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Острый недостаток ласки в семье является причиной повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости, замкнутости. У таких детей проявляется неуверенность, низкая самооценка и низкий уровень саморегуляции. Дефицит ласки вызывает серьезные психические срывы.
Когда маленькому ребенку страшно или плохо он утыкается в подол матери или в ноги отца – а они поглаживают его, успокаивают. Нужно сделать не менее 40 поглаживающих движений в минуту, чтобы малыш быстро успокоился. Доказано, что после такого массажа, дети легче справляются с математическими задачами.
Даже, если родители завалят игрушками, проблема не решится, да и наблюдения показывают – дети, лишенные ласки, играть не умеют, у них нет опыта проявления любви и заботы, они не умеют находить общий язык с другими детьми и со злости ломают игрушки, проявляют агрессию, дерутся. Это так называемый “синдром детдомовских детей”. Они не умеют правильно обнять, избегают взрослых, не умеют выразить свои чувства, часто болеют.
Нужно беречь ребенка от семейных разборок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у него повысится успеваемость, улучшится здоровье, психическая уравновешенность, он избавится от страхов, он будет сопереживать другим людям.
Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.
Все родители не похожи друг на друга, как и дети. Невозможно расписать требования, которые подходили бы абсолютно всем. Отношения с ребёнком индивидуальны и неповторимы. Повышенная родительская уверенность, излишняя тревожность никак не содействуют успешному родительству. В родительском труде возможны ошибки, сомнения, временные неудачи, победы, которые сменяются поражениями.
Психологическое просвещение родителей, повышение их родительской компетентности является актуальной и важной задачей в работе школы. Несовершенство человеческих взаимоотношений в семье – основная причина, ведущая к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка. Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями и отклонениями в поведении.
Существует связь между реальным психологическим микроклиматом семьи и эмоциональным состоянием родителей и детей в семье.
Полноценное формирование, становление личности невозможно без общения с позиции “равенства” и удовлетворения психологических потребностей и интересов, как детей, так и самих родителей. Чем раньше родители смогут пересмотреть свой стиль воспитания детей, тем больше выиграют и те и другие.
Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех в работе и личных отношениях с другими. Хочу закончить статью словами одного из героев повести Г. Михасенко “Милый Эп”.
“Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов…. Ясновидящими и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел”.
Так будьте же, пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей.

Гнаткова О.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1
г. Гулькевичи
Краснодарского края