Доклад Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов.


Доклад
по теме
«Формирование нравственной культуры личности школьника в свете стандартов»
Выполнила учитель начальных классов
Любимцева Е. С.
Январь
2016 г.
Воздействие на человека средствами народной культуры, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
В новом ФГОС начального общего образования 2009 г. говорится о создании Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования. Программа должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
Значение и функция начальной школы в системы непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания в мл. шк. возрасте является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
О значении духовности в жизни людей писал Л.Н.Толстой. Он отождествлял духовную силу с силой мысли, и эта мысль, по его мнению, должна быть направлена на созидание, гармонию, любовь.
К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Не нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль традиций народной культуры в обществе и в жизни детей.
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурнообразованной личности.
Закон об образовании РФ провозглашает курс на «самоопределение личности и создание условий для ее самореализации». Это означает, что содержание образования должно обеспечить: формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню знаний, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, развитию творческой активности.
Достижение вышеперечисленных целей реализуется в процессе решения следующих задач:
- открытие школьнику целостного мира русской народной культуры;
- обучение мышлению, воспитания чувств, воли, формирование общечеловеческих качеств;
- воспитание любви к своим предкам, к своему роду, к своей малой и большой Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа;
- интегрированный подход в обучении: введение народной культуры во все учебные предметы;
- использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
- создание условий для творческой реализации личности в процессе изучения народной культуры, включающей различные ее виды (народное декоративно-прикладное искусство, мифологию, УНТ, этику и этикет).
Возникла необходимость введения новой программы . Сначала работали по программе « ИЗО и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского. Потом заинтересовала программа «Народная культура» Л.В.Каршиновой.
На основе этих базовых программ учителями была составлена и утверждена новая программа «Изобразительное искусство с элементами народной культуры». Концепция программы соответствует принципам развития системы образования, гуманизации и гуманитаризации учебного процесса. За истекший период удалось добиться понимания школьниками общих представлений о мировоззрении, о взаимодействии Человека и Вселенной, понимания детьми окружающего мира, выраженных через творчество, вызывающее познавательный интерес.
Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир народной культуры, гармонизация личности через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе этнохудожественного образования средствами разнообразных видов художественной деятельности.
Для решения проблемы ввожу элементы народной культуры во все учебные предметы. Мифы, сказки, легенды и прочие жанры УНТ , используемые на уроках показали, что такая работа способствует не только формированию мировоззрения, но и развивает память ребенка, его образное мышление и обогащает его словарный запас.
Участие детей в различных видах художественной деятельности, основанной на материале народного искусства - одно из главных условий развития творческой активности детей. Изделия народных мастеров как проявление творчества народа близки учащимся по своей природе и понятны им. После знакомства с историей возникновения промысла, его характерными особенностями дети становятся мастерами и выполняют свои изделия, которыми гордятся.
В нашей школе выстроена система внеурочной деятельности, которая во многом решает воспитательные задачи. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет. Такая форма совместной деятельности, как праздник, способствует единению и достижению высоких результатов.
Основные праздники народного календаря ( Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Покров) организуются и проводятся школой на основе местных традиций в тесном сотрудничестве с храмом Успения Пресвятой Богородицы и её настоятелем отцом Алексеем . В процессе проведения праздников дети познают обряды, обычаи народной культуры, что в свою очередь способствует воспитанию духовно- нравственной личности. Осенины, Колядки, Кузьминки, Сороки стали массовыми и любимыми не только для детей, но и для их родителей, которые помогают в подготовке и проведении праздников.
Анализируя свою работу по формированию духовно- нравственного потенциала личности, проводимую мною на протяжении многих лет, можно отметить наиболее значимые качества личности ребенка, формируемые при этом: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и многие другие.
Показателем педагогической эффективности моей деятельности является формирование познавательного интереса детей к искусству и культуре, творческая активность, бережное отношение к памятникам культуры, то есть духовное развитие учащихся.