Формирование нравственной личности младшего школьника при изучении современного курса кубановедения.


1. Актуальность и новизна темы.
В условиях модернизации образования приоритетами в воспитании младших школьников и подготовке их к жизни признаны: успешность в обучении, эрудированность, нравственность, активная жизненная позиция. Национальная доктрина образования в РФ определяет проблемы воспитания патриотов России, сознательных граждан правового, демократического государства в числе приоритетных целей и задач образования. В этом проявляется воля государства - принять на себя ответственность за воспитание личности, уважающей права и свободы, обладающих высокой нравственностью, уважительным отношением к традициям и культуре своего народа. Большие возможности в формировании такой личности открывает курс кубановедения. Активизация эмоционально-личностной сферы ребенка является хорошей базой для воспитания у детей младших классов чувства ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал и защищал земли Кубани.. Еще задолго до введения предмета кубановедения меня заинтересовало прошлое моего родного края. Я искала материал в библиотеках, узнав много интересного, и по-настоящему увлеклась. Исстари центральными в воспитании детей в казачьей семье были следующие аспекты: военно-патриотический, трудовой, морально-нравственный. На уроках чтения, русского языка, природоведения, на внеклассных мероприятиях использовала региональный компонент. Потом вела факультативный курс «Кубань моя». На заседаниях ШМО делилась опытом работы с коллегами. Являясь руководителем ГМО, на одном из заседаний провела мастер-класс по использованию регионального компонента на уроках, показав разные формы работы по изучению истории и природы края. Поэтому, когда был введен курс кубановедения, у меня уже был опыт работы, собран богатый материал, который я постоянно пополняю, разрабатывая дидактический материал, нестандартные уроки, внеклассные занятия. Исстари центральными в воспитании детей в казачьей семье были следующие аспекты: военно-патриотический трудовой, морально-нравственный. Сама собой передо мной встала проблема: Формирование личности младшего школьника при изучении современного курса кубановедения. Это должно осуществляться на исторической основе, патриотических и культурных традициях казачества при использовании на уроках и во внеурочной деятельности разнообразных средств, форм, методов, технологий и с учетом единства мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности.
Новизна опыта заключается в том, что при формировании качеств нравственной личности используется метапредметный подход, то есть приобретение знаний из разных областей и применение их в жизни. Так, в патриотическом воспитании используются знания истории города и Кубани, в экологическом – знание природы края и связь ее с окружающим миром, в нравственно-эстетическом воспитании - применение полученных знаний о культуре своего народа на уроках музыки, изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и во внеурочной деятельности.
Цель: Воспитывать высоконравственную, ответственную, творческую, инициативную, компетентную личность на основе изучения истории, природы Кубани, культурного наследия, кубанских традиций.
Задачи: воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре своего народа; изучать свой край, свой город; расширять представления о растительном  и животном мире  Краснодарского  края;
научить любить свою малую родину, вызвать желание сберечь эту  красоту и неповторимость родной  земли.
2. Формы, средства, методы, технологии.
Технологии, используемые мною на уроках кубановедения:
личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология игровых методов, проблемно-поисковая технология, здоровьесберегающая.
Методы, которые я использую в своей работе разнообразны: словесные, наглядные, практические, проектный, методы контроля.Формы обучения: беседа, экскурсия, викторина, конкурс.
Способы обучения: индивидуальный, групповой, коллективный.
3.Система работы:
Формирование нравственной личности младшего школьника при изучении современного курса кубановедения.


Внеклассная деятельность
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность

Древняя Кубань

Патриотическое воспитание
ТРАДИЦИИ

История казачества
ОБРЯДЫ

Экологическое воспитание

Вов
ФОЛЬКЛОР

НАРОДНЫЕ КУБАНСКИЕ ИГРЫ
ПРИРОДА
Нравственно-эстетическое воспитание


PAGE \* MERGEFORMAT 3.Патриотическое воспитание.
Воспитание патриотизма, единения с родной землей, природой,
историей края – одна из приоритетных задач кубановедения. С чего начинается Родина? С родной улицы, поселка, города, с родного края. О роли и значении воспитания патриотизма писал ещё К.Д. Ушинский, который считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
«Постепенно расширяясь, любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему…» (Д. Лихачев)
Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании нравственных чувств: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Родина начинается с ее истории, с древности. Увлекательные заочные путешествия в древность помогают совершать не только мои рассказы, легенды, но и презентации, фильм «Прогулки по Екатеринодару», которые помогают детям представить уклад жизни древних племен, узнать об исторических источниках. Я предлагаю детям представить себя учеными: историками, археологами. Они ведут исследовательскую деятельность, составляют исторический словарь разных эпох, становятся «музейными работниками», которые рассказывают об исторических находках, о том, сколько лет пролежали они в земле, кем сделаны, как использовались. В такой познавательной деятельности развиваются воображение, речь, творческие способности учащихся, повышается мотивация к изучению предмета.
История образования Кубанского казачьего войска, культура казачьего подворья, живая цепочка поколений, обряды, традиции, промыслы и ремесла на Кубани. Эти исторические сведения дети получают не только на уроках, но и при посещении музейных выставок, при проведении внеклассных мероприятий, в которых дети примеряют на себя разные роли, помогающие единению с богатой самобытной исторической культурой своего народа. Дети находят предметы старины в своих семьях: посуду, одежду, разную домашнюю утварь, устраивают интересные выставки . Учащиеся участвуют в конкурсах рисунков «Казачья семья», «Казачье подворье», делают поделки по темам: кубанское жилище, посуда, вышивка, аппликация из соломки. Даже декорации к внеклассным мероприятиям делают сами: кубанская хата, печь, плетень. Это тоже помогает формировать представление о кубанском быте .




Воспитание нравственного человека, патриота невозможно без изучения страниц истории о Великой Отечественной войне на примере родного города, края. Это организация поисковой работы, встречи с ветеранами, посещение музеев, сотрудничество с библиотеками микрорайона, экскурсии по памятным местам, составление книги Славы и галереи Славы, которая составлена из фотографий родственников - участников великой Отечественной войны, уроки мужества, классные часы. Мы побывали на экскурсии в авиационной части, где осмотрели боевую технику, слушали интересные рассказы о службе в полку.
Особенно активизировалась работа в преддверии 70-летия Победы. Даже маленькие мои нынешние первоклассники с большим интересом готовились к празднику, участвуя в конкурсах: «Открытка ветерану», «Стихи и рассказы о войне», конкурс военной песни, конкурс рисунков, конкурс газет о городах- героях.



4. Экологичское воспитание.
Изучение красоты и богатства родной природы позволяет воспитывать не только патриотизм, но и отношение к природе, то есть осуществлять не только нравственно-эстетическое воспитание, а также экологическое. Чувство осознания красоты природы создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, воображение, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования. Учащиеся с удовольствием участвуют в исследовательской деятельности. Здесь уместна групповая работа. Ребята, разбиваясь на микрогруппы по интересам, создают малые энциклопедии: « Лекарственные растения Кубани», «Грибы Кубани», «Красная книга Кубани», «Путешествие по родному краю». В каждой исследовательской работе есть место вопросу охраны природы. Дети выводят правила использования природных богатств и меры по ее сохранению, рисуют плакаты.
Конкурсы стихов кубанских поэтов о природе, конкурсы рисунков, экскурсии, трудовые десанты, сочинение экологических сказок и их разыгрывание, поездки по родному краю. Нам даже в санатории довелось побывать с классом, где мы общались с природой, учились, оздоравливались, устраивали праздники. Все эти формы работы не только содействуют воспитанию нравственной личности, но и развивают творческие способности учащихся, формируют активную жизненную позицию.


5. Нравственно-эстетическое воспитание.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества мы, учителя, смогли превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».  Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». На уроках кубановедения воспитание нравственного поведения происходит на примере жизни кубанской семьи, где свято соблюдались традиции, обряды. Отношение к женщине, к старикам, воспитание девочек и мальчиков, самобытная культура кубанской семьи, подворья, кубанские промыслы и ремесла – это все незыблемая основа нравственного убеждения, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что ребенок наблюдает. Обряды - это не нечто архаическое, принадлежащее истории, а то, что сопровождает человека всю историю, всю его жизнь, от рождения до крещения, это духовное наследие поколений. Рождение ребенка, крестины, сватовство, свадьба, похороны, святочные обряды на Кубани и многие другие передают представления казачьего сословия о прекрасном и должном и остаются понятными во все времена. Внеклассные мероприятия, ролевые игры, разыгрывание ситуаций помогают детям упражняться и осваивать нормативные правила поведения.

Нравственному воспитанию способствуют разные жанры устного народного творчества: пословицы и поговорки, казачьи сказки, песни. В них отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме, о любви к Родине. Духовными соками двух великих славянских народов, украинского и русского, питается устное народное творчество Кубани. В пословицах и поговорках можно встретить много поучительного из различных сфер жизни: из трудовой деятельности человека, из его отдыха, из области общественного поведения – о характере человека, его положительных и отрицательных качеств. При изучении этого жанра устного народного творчества дети работают по микрогруппам. Одни делают книжки-малышки с пословицами о труде, другие о казаке, о дружбе, об уме, о родине. Провожу конкурс загадок. Изучая пословицы, знакомимся с кубанским говором. Игра «Разрезанные пословицы» помогает закрепить уровень запоминания материала. На слайдах или в устной форме детям предлагается часть пословицы, а они должны договорить ее, или найти на слайде вторую половину( о правильности выполнения задания сигнализирует стрелка).
Пожалуй, ни в каком другом уголке нашей страны нет такого песенного своеобразия, такого песенного сплава, как у нас на Кубани. В кубанском народном пении разом звучат и богатырское раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность и веселая распахнутость, и тут же чисто украинская задушевность и мягкость, добрая усмешливость над собой и близкими. И язык кубанских песен представляет собой своеобразный сплав русского и украинского, но не того, и не другого, а кубанского языка. И здесь, на благодатной земле, как в полевой венок, в народную песню вплелись адыгейские, кабардинские, дагестанские, черкесские, абазинские мелодии. Песни отражали жизнь кубанских казаков. Поэтому такое разнообразие жанров: военно-бытовые, походные, свадебные, балладные, шуточные и плясовые. Дети с удовольствием разучивают песни, потом поют их на внеклассных мероприятиях, на встречах с ветеранами, которые бывают часто в гостях в нашей гимназии. Традиционно у нас каждый год проводятся концерты в день пожилого человека, когда в школу приглашаются ветераны труда нашего микрорайона, а к 9 мая, тоже ежегодно, проводятся праздники для участников войны. Кроме того, не раз мы выступали по приглашению администрации перед работниками Управления Исполнительной системы наказаний, где детей угощали кашей и тушенкой, к их всеобщей радости. Этот обед был самым вкусным в жизни ребят. Еще мы побывали на экскурсии в авиационной части, где посмотрели боевую технику, пели песни, читали стихи и тоже угощались обедом в солдатской столовой.


Уроки изучения устного народного творчества, произведений кубанских поэтов, писателей, художников, музыкантов способствуют нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников, раскрывают широкие возможности для учителей в проведении нестандартных уроков: урок- представление, урок-игра, урок-спектакль. Кроме того, при изучении искусства целесообразна интеграция уроков кубановедения с уроками чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства. А во внеурочное время посещаем выставки. Были на выставке кубанских художников в городском музее. На детей произвели большое впечатление замечательные пейзажи, показавшие красоту кубанской природы: Дудко С. «Пик Цахвил», С. Воржев «Переправа на Кубани», Солодовников А. «Лиман золотой». Исторические картины С. Воржева «Станичники», Н.Паршкова «Под степью» увели в давние времена. Картина абстракциониста Бабарига В. «Дьяволица», импрессиониста Григорьева И. «Гуляки», Н. Паршкова «Светлый день» заставили детей задуматься о смысле жизни. Еще мы побывали в мастерской местного художника С. Саидова, увидели картины разных жанров, побеседовали с художником, который рассказал о своем творчестве, о своих планах. Больше всего детям понравились картины «Кобылица» и «Подсолнухи». Посещение выставки и мастерской произвело неизгладимое впечатление на детей. Дети написали сочинения по картинам, которые им больше всего понравились. А еще им тоже захотелось нарисовать картины чудесной родной природы, и мы устроили свою галерею, которую показали на родительском собрании, и дети читали свои сочинения . Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Обогащению представлений и знаний учащихся о нормах и принципах нравственных взаимоотношений, развитию нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками, развитию опыта нравственного поведения способствует изучение народных кубанских игр. Игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженная трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой. Игры не только детские забавы – это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко. Игры проводятся на уроках физкультуры, на динамической паузе в первом классе, во время прогулок, экскурсий в природу. «Трещотки», «Стадо», «Утка и селезень», «Петушок», «Коники», «Сторожевые», «Не замай» - это любимые игры моих учеников.
6.Роль семьи в воспитании ребенка.
Нравственные ценности ребёнка формируются не только в школе, но и в семье. И поэтому я всегда сотрудничаю с родителями моих учеников и только в содружестве семьи и школы можно добиться успехов в формировании растущей личности. Именно родители помогают детям участвовать в разных конкурсах, заниматься исследовательской деятельностью, готовят костюмы для представлений и внеклассных мероприятий. Именно родители учат детей ответственному отношению к учебе, к поручениям, поддерживают детей, заботятся о дополнительном образовании, организуют экскурсии, помогают в проведении праздников, а часто становятся их участниками. Конкурсы, викторины, спортивные праздники для команды родителей и детей. Родителям тоже приходится изучать кубановедение, и это им нравится.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Продумывая систему опроса, текущего, тематического, итогового, стараюсь выбирать разнообразные формы: беседа, проблемные вопросы, тематические рассказы, тестовые задания, викторины, конкурсы, познавательные игры. Целью самостоятельной работы ставлю – обучение самоконтролю при помощи сравнения с эталоном. Контроль знаний - это регулятор отношений школьника и образовательной среды. При письменной проверке знаний использую такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам: на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказываний. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями.

В результате системы работы на основе курса кубановеения дети показывают высокий уровень нравственной культуры, занимают активную жизненную позицию, и это можно увидеть, анализируя результаты диагностики , проводимой психологической службой гимназии. Мои ученики активно участвуют в жизни гимназии, города. Дети помогали собирать предметы кубанского быта для организации музея под открытым небом, который находится на территории гимназии, приняли участие в конкурсе на лучшую легенду о мельнице, проводили заочные экскурсии по Атамани для младших школьников гимназии. Ребята охотно посещают библиотеки, принимают участие в мероприятияхпо истории Кубани. Они занимаются в кружке, где знакомятся с кубанскими ремёслами и обучаются вышиванию, бисероплетению, резьбе по дереву. Взаимодействие с центром внешкольной работы помогают развивать творческие способности при изучении кубанских танцев и песен. Дети любят уроки кубановедения, с удовольствием включаются в разнообразную исследовательскую и проектную деятельность.
Вопрос формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста находится под пристальным вниманием учёных, учителей, родителей. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Сегодня обществу нужны люди, способные на протяжении всей жизни добывать и применять знания на практике, люди – социально мобильные. Я отмечаю, что мои ученики занимают активную жизненную позицию, потому что я стараюсь развивать их творческие способности при помощи проблемного обучения, нестандартных заданий, которые побуждают детей к поиску, повышают мотивацию, воспитывают стремление к мастерству.



Дидактический материал, используемый во время уроков
Приложение .Викторина по кубановедению.
I. Древняя Кубанская земля.- Почему наш край называется Кубанью?
- Река Кубань меняла свое название за последние тысячелетия 300 раз. Что обозначает слово Кубань в переводе с древнего булгарского? ( Вода, река).
- Какие племена кочевали на территории края в древние времена? ( Скифы, меоты, сарматы, печенеги, хазары, булгары, адыги)- .Как назывались древние поселения? (Городища)
- Как назывались древние захоронения? ( Курганы, дольмены)
- Что представлял собою курган? ( Земляную насыпь с погребальной камерой)
- Что представлял собою дольмен? ( Погребальное сооружение из плит)
- В каком месте Краснодара в 30-е годы 20 века была обнаружена погребальная камера? (На месте статуи Авроры при строительстве кинотеатра.)
- Что напоминает об этом кургане в современном Краснодаре? (Улица Курганная)
- Чем была посыпана камера? (Охрой)
- Что символизировала охра? (Очищающий огонь)
- Как назывались древнегреческие города на территории края? (Фанагория, Горгиппия, Гермоносса)
- Как называлось объединенное древнегреческое царство на побережье? (Боспорское)
- Назовите столицу Боспорского царства. (Пантикапея)
- Где впервые упоминается Тьмутараканское царство?
II. Казачество.
- В каком году казачье войско переселилось на Кубань?( 1793)
- Назовите атамана, который ВТО время был во главе войска. (Захарий Чепега)
- Как называлось место, избранное для основания войскового града? (Карасунский Кут)
- Как назывались казачьи казармы, а впоследствии и казачьи поселения? (Курень)
- Как назывались столбы при закладке казачьей хаты? (Сохи, подсожки)
- Как называли снопы из тростника или камыша для крыши? (Кулыки)
- Как назывался сарай из соломы на казачьем подворье? (Половник)
- Как называлось помещение для хранения зерна? ( Амбар)
- Что такое баз? (Коровник)
- Что такое саж? (Свинарник)
- Как называлась летняя печь во дворе? ( Кабица)
- Как назывался деревянный настил для сна? (Полок)
- Шкафчик для посуды. (Мисник)
- Казачий головной убор. (Папаха)
- Карманчики для патронов на одежде казака. ( Газыри или напатронники)
- Накидка без рукавов у казака. ( Бурка)
- Короткая кофта казачки. ( Полька, гусарка или куцына)
- Как называлась женская шапочка для волос? (Шлычка)
III. Природа Кубани.
- Как называется равнина Краснодарского края? (Прикубанская)
- Где берет начало главная водная магистраль края? ( На Эльбрусе, в Азовское море)
- Какие заповедники находятся на территории Края? (Кавказский биосферный заповедник и Красный лес)
- Назовите животных, обитающих в этих лесах. (Стадо благородных оленей, медведи, кабаны, многочисленное стадо зубров, туры, серны и др.)
- Назовите животных, занесенных в Красную книгу Кубани. (Кавказский медведь, кавказский тетерев, серна, перевязка, розовый фламинго, черный аист, сокол сапсан, афалина и мн. др.)- Какие ценные породы деревьев растут в лесах? ( Бук, вяз, дуб, платан, сосна)
- Какие деревья растут на побережье Черного моря? (Самшит, держи-дерево, пальма, магнолия, пробковый дуб, кипарис)
- Как называется удивительный парк в Сочи, где собрано 1,5 тысячи растений с разных континентов?
- Какие птицы обитают в плавнях? ( Лебеди, цапли, пеликаны)
- Какой редкий цветок можно встретить в плавнях?
- Какие полезные ископаемые добывают в крае? (Газ, нефть, глина, ракушечник, мергель, йод, марганцевые руды)
- Какое полезное ископаемое прославило Кубань в 19 веке? (нефть, которая впервые в России была найдена у села Киевское близ реки Кудако)
Знаешь ли ты, что…
От столицы нашей Родины Краснодар находится на расстоянии 1539 километров?
Ближайшее расстояние до Краснодара от Азовского моря – 118 километров, а от Черного – 82 километра?
С севера на юг край протянулся на 370 километров, а с запада на восток – на 410 километров?
Длина морских границ составляет около 740 километров, сухопутных – 800 километров?
Путешествие от самой северной до самой южной точек края заняло бы почти 14 суток?
Кубань – старейший нефтяной район страны?
Практически неисчерпаемы на Кубани запасы ценного ископаемого – цементного мергеля. В районе города Новороссийска и поселка Верхнебаканского из них сложены целые горы?
В нашем крае большие запасы гипса. Основные залежи его располагаются в районе станицы Баракаевской, около поселков Молдаванского и Нижнебаканского.
Железные руды встречаются на Таманском полуострове и в районе Крымска?
В районе города Ейска есть сероводородно-хлоридно-натриевые источники, на базе которых функционируют санатории курорта?
Знаменитые сероводородные мацестинские источники используются в Сочи?
Самыми солнечными курортными местами в крае являются Анапа (около 280 солнечных дней) и Ейск. Это значительно больше, чем в Евпатории, Кисловодске и Сочи?
Самое «мокрое» место в нашем крае – гора Ачишхо, здесь выпадает до 3500 мм осадков в год?
Азовское море – самое маленькое из морей России. Кроме того, оно самое мелкое (средняя глубина 8 м), самое богатое лиманами, самое прогреваемое летом?
Курганы – древние могилы. Когда-то еще до нашей эры, по степям кочевали скифы и сарматы, в обычае которых было хоронить своих вождей вместе с оружием, лошадьми и рабами, а над их погребениями насыпать высокие холмы. Всего на Кубани насчитывается более 5000 курганов?
Кавказский государственный заповедник был создан по директиве В.И. Ленина в 1924 году для охраны, изучения и увеличения поголовья охотничье-промысловых зверей и птиц, восстановлению зубров и сохранения ценных лесных массивов? 
Конкурс знатоков природы.
1.      Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.
2.      Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется.
3.      Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.
4.      На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
5.      С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
6.      Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
7.      Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками.
8.      Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек
9. Древесина этого дерева очень легкая. Из нее делают пробки, а когда-то делали спасательные жилеты.
10. Листья этого дерева растут пучком на макушке.
11. Редкий цветок, встречающийся в плавнях, занесен в Красную книгу Кубани.
12. Ядовитое растение, вызывающее отравления и галлюцинации.
Проверь себя
 
1. Первый землепроходец земли Кубанской.
2.Время оккупации г. Краснодара во время Великой Отечественной войны.
3.Год основания Екатеринодара.
4.В каком году Екатеринодар переименовали в Краснодар.
5.Когда появились казаки на Руси.
6.Что означает слово «АТАМАН»?
7.Казачий словарь
Рада, присяга, пикет, лазарет , кухарь, кут, папаха, бурка, газыри.
8. Назовите авторов гимна кубанского казачества.
9 .Кто стоял у истоков казачьего войска?
10.Назовите имена наиболее известных казачьих атаманов?
11. Назовите имя русского селекционера, посвятившего свою жизнь выведению новых сортов подсолнечника?
12.Какие зерновые культуры сеют осенью?
13.Кто свою жизнь посвятил выведению новых сортов пшеницы?
14.Кубански растениевод –селекционер кукурузы?
15..Как называется низменность и равнина Краснодарского Края?
16.Назовите самые высокие вершины Краснодарского края?
17.Перечислите климат Кубани?
18.Что означают эти слова?
Башлык, жупан, гронка , глэчик , вихоть, варнак.
Саж, баз, кабица, полок, мисник, сохи, подсожки.
Конкурс «Блиц – ответы»
1. Как назывались столбы, которые закладывались при строительстве казачьей хаты.?2. Чем они переплетались?
3. Как называлась тряпка для третьей мазки стен?
4. чем белили хаты?
5. Как называлась неделя перед пасхой, когда женщины белили?
6. Из чего делали снопы для крыши?
7. Как они назывались?
8. Для чего при закладке дома на месте строительства бросали клочки шерсти домашних животных и перья птиц?
9. Что такое саман?
10. Из чего делали рубленые дома?
11. Как называлось главное место в хате, где висела икона?
12. Чем украшали иконы?
13. Как назывались круглые закрытые плетеные сараи?
14. Как назывались открытые плетеные сараи в виде навеса?
15. Что такое амбар?
16. Как называлось помещение для кур?
17. Что такое половник?
18. Как назывались вырытые в земле колодцы для хранения припасов?
19.Чем украшали казачки свои жилища?

Растения
10. 2. 5. 6. 13. 14.
1. 3. 7. 8. 9. 11. 12. 4. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза)
Стоят кругом сестрички –
Желтые глазки белые реснички. (Ромашки)
3. Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке. (Сосна).
4. С какого дерева летом летит пух? (Тополь)
5. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай!
Что за травка? Отвечай! (Душица)
6. Это дерево, имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница)
7. Из зерен этого растения варят гречневую кашу. (Гречиха)
8. Называют «коготки»
Цвета желтого цветки.
Как еще нас называют?
Для чего нас применяют? (Календула)
9. Хвойное дерево, около него встречают Новый год. (Ель)
10. Горел в траве росистой,
Затем померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
11. Это травянистое растение с «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль)
12. Что за дерево стоит?
Ветра нет, – оно дрожит. (Осина)
13. Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель – живет до 1000 лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
14. Растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан» - чалма, гордость цветоводов. (Тюльпан)
Занимательный материал по теме «Водоемы».
Здесь зашифрованы названия многих рек Краснодарского края . Найдите
их и обведите . Слова можно читать в разных направлениях .
Б А К В ПД У РУ ПЕ О У У Ф Х А Х К Н
Й ПБ ЮС Т Л А Б А
С Б А Я С О Ч И ЮЦУ С Н Б Е Л А Я Е Я
Г ПЬ Г ПША Д А
(Бейсуг , Кубань , Сочи , Пшада ,Ея , Лаба , Уруп)
Найдите в кроссворде названия 7 рек Краснодарского края.
к щ с е я пб
у з о б ч ш е
б л с о е а й
а о ы л л д с
н рк ю б а у
ь па ж а о г
в ф а рс ы л

Кроссворд.
Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон.
Место, где река берет свое начало.
Нижняя часть горы, холма.
Есть у оврага, холма, горы.
Самое теплое море России.
Форма поверхности.
Вся территория земной поверхности разделена на природные …(Ответы: 1. Овраг. 2. Исток. 3. Подошва. 4. Склон. 5. Черное море. 6. Холм. 7. Зоны.)(Ключевое слово: Водоемы.)2 4 6 7
3 1 5 2 1. 4. 3. 5 1. Здесь встречаются порой
Море со степной рекой,
Пусть не очень глубоки,
Но богаты и щедры,
И туда идут на нерест
И тарань, и осетры …
Рыбий рай, а не обман
Называется …
2. Посмотри: до горизонта
Все вода, вода, вода.
Здесь гуляют на просторе
Корабли и катера.
Разгулялся ветер
На его просторе,
И поднялись волны,
И проснулось …
3. Слово 3-е мое
Начинается на «О»
Оно в горах встречается,
Нигде не повторяется
И кончается на «О»,
Значит это …
4. С гор бежала без оглядки,
С ручейком играла в прятки,
Широка и глубока –
Это быстрая …
5. Там водой не освежится,
Не умыться, не напиться,
Но концертом лягушачьим
Можно вдоволь насладиться.
«Тише, - шепчут камыши, -
Дайте нам поспать в тиши».
Но лягушек не унять,
Будут до утра орать.
Вылезли на камни,
Разбудили …
Красная книга.
1 2 3 4 5 Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью. (Зубр)
Эта птица весной «бормочет» и «чуфыркает», что означает: весна пришла, встречайте! (Тетерев)
В двух-трех летнем возрасте – эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Эта птица носит рыбу детенышам в клюве. (Пеликан)
Тест по теме « Казаки»
Причина переселения Екатериной казаков на Кубань?
а). наказание
б).награда за службу
в). Охрана границ
2. Как называлось казачье поселение?
а) деревня
б) курень
в) поселение
3. Как называлось место, выбранное атаманом Чепегой для основания крепости?
а) Карасунский Кут
б) Крыловская
в) Курган
4. Что находилось в центре крепости?
а) войсковой собор
б) казармы
в) площадь
5. Как назывались соломенные или камышовые снопы для крыши хаты?
а) сохи
б) кулыки
в) лоза
6. Как назывался в казачьей хате настил для сна?
а) сундук
б) матрац
в) полок
7. От кого заимствовали казаки украшение стен в хате коврами и оружием?
а ) от русских
б) от украинцев
в) от горцев
8. Как называлась гимнастерка казака?
а) папаха
б) кожух
в) черкеска
9. Как называлось казачье снаряжение?
а) справа
б) бешмет
в) бурка
Тест «У Черного моря. Природа Черноморского побережья Кавказа»
 
1.      На каком материке находится Черноморское побережье Кавказа?
1.)    Африка
2.)    Австралия
3.)    Евразия.
2.     Где находится Черноморское побережье Кавказа?
1)      Между Каспийским морем и Кавказскими горами?
2)      Между Черным морем и Кавказскими горами?
3)      Между Аральским морем и Кавказскими горами?
3. К какой зоне относится Черноморское побережье Кавказа?
1) к лесостепной
2)      к зоне пустынь
3)      к лесотундре
4.Какие реки впадают в Черное море?
1) Днепр, Дунай
2)Сырдарья, Амударья
3)Лена, Енисей.
5. Как изменяется природа в горах высотой (на примере Кавказских гор)?
            1)      Снег и лед у основания горы с высотой сменяют луга, а вершина горы покрыта лесами.
            2)      Степи на склонах гор сменяются лесами, леса – высокогорными лугами, а вершины гор покрыты снегом и льдом.
            3)      Луга у основания горы сменяются степями, степи – лесами, а еще выше расположены скалы, покрытые снегом и льдом.
6.      Какие деревья особенно часто встречаются в лесах на склонах гор?
1)бук, каштан
2)ель, сосна
3)тополь, липа.
Тест « Полезные ископемые»
Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
а) археологи;
б) геологи;
в) строители.
К полезным ископаемым относятся
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.
В строительстве используют:
а) торф, железная руда, самоцветы;
б)песок, глина, гравий.
Металлы получают из:
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, мела;
в) железной руды, медной руды.
При помощи буровых установок добывают:
а) нефть, природный газ
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.
В шахтах добывают:
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, железную руду;
в) поваренную соль, гранит.
В карьерах добывают:
а)известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.
Полезные ископаемые, обладающие свойствами горючести, это:
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, торф
Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
а) бурый уголь, песок;
б) мрамор, янтарь;
в) Природный газ, нефть
Игра «Поле чудес».
1 тур.
Древнее захоронение на Кубани.
к у рг а н
2-ой тур.
Древние поселения кочевников на территории Краснодарского края.
г о ро д и щ а
3-ий тур
Один из древних народов, кочевавших на территории Краснодарского края.
с к и ф ы
Игра для зрителей.
Как называлась казачья казарма, а потом и казачье поселение?
к у ре н ь
Суперигра.
Как называлась краска, символизирующая огонь, которой посыпали в древние времена погребальную камеру в кургане?
о х ра
Кроссворд
1 2 3 4 5 6 Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью. (Зубр)
Эта птица весной «бормочет» и «чуфыркает», что означает: весна пришла, встречайте! (Тетерев)
В двух-трех летнем возрасте – эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)
Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)
Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)
Эта птица носит рыбу детенышам в клюве. (Пеликан)