Практические рекомендации Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка с ранним детским аутизмом

 Развитие эмоциональной
и коммуникативной сфер
ребенка с РДА



Не секрет, что у детей с РДА ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до полного отсутствия внешнего реагирования, так называемая «аффективная блокада». Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей-аутистов крайне взаимосвязано: с одной стороны, не испытывая положительных эмоций, ребенок не будет с вами общаться и, с другой стороны, не общаясь с вами ребенок будет ограничен в получении каких-либо эмоций. Поэтому развиваем эмоции и умение общаться в комплексе и постепенно.

Этап I. Установление контакта.

Если вы становитесь «источником» положительных эмоций ребенка, то вам будет проще установить с ним контакт.

Итак, что делать:
Учесть интересы ребенка в игре. Вы, если вы хороший наблюдатель, то знаете, что ребенку интересно и что вызывает у него положительные реакции, поэтому на первых порах используем только знакомые приятные ребенку игры и игрушки, часто это кубики, палочки, шарики, веревочки). Результат: формирование доверия к вам, интереса к совместной деятельности в вами.

Четко распланировать игру с ребенком. Это необходимо для того, чтобы вы чувствовали себя уверенно и, если что-то пойдет не так, знали, как поступить и не волновались, потому что ваше волнение сразу передастся ребенку и контакт будет потерян. Результат: ребенок чувствует себя уверенно рядом с вами.

Обеспечить положительный эмоциональный настрой – говорить ласковым, приятным тоном, умеренно громким, без резких перепадов. Не допускайте грубостей и крика. Результат: ребенок чувствует себя безопасно рядом с вами.

Сами испытывайте положительные эмоции при игре. Это очень важно. Ребенок чувствует любую фальшь и, если вы не испытываете искренних положительных эмоций, ребенок поймет, что вы врете – контакт и доверие будут потеряны. Станьте ненадолго ребенком и радуйтесь вместе! Результат: ребенок «заражается» положительными эмоциями.

Сформируйте четкую последовательность игры. Стереотипия для ребенка с РДА – это, своего рода, пещера, в которую он уходит, чтобы чувствовать себя безопасно и спокойно. Не бойтесь стереотипий – они есть и в нашей жизни (вспомните, например, любой ваш рабочий день – у него есть четкий алгоритм и, когда он резко меняется, например, вы проспали на работу, вы остро ощущаете дискомфорт; то же происходит и с ребенком, когда меняется стереотип действий). Ребенок должен четко понимать, что будет дальше. Результат: ребенок спокоен и не сталкивается с пугающими его неожиданностями.

Это фундаментальные принципы работы с ребенком. Так вы установите с ним начальный эмоциональный контакт и снизите его тревожность, характерную всем аутистам.




Этап II. Запуск сенсорных систем.

На данном этапе также действуют принципы, описанные на первом этапе.

Сенсорная игра – это способ эмоционального наполнения жизни ребенка. Игры и манипуляции развивают положительные эмоции ребенка и снижают его эмоциональное напряжение.
Что использовать на данном этапе:
Визуальные раздражители (то, что ребенок видит). Можно использовать: лавовые лампы, световые проекторы, игрушки и материалы ярких цветов. Словом, все, на чем может ребенок остановить свой взгляд.

Аудиальные раздражители (то, что ребенок слышит). При использовании данных раздражителей внимательно наблюдайте за реакцией ребенка – аутисты очень чувствительны и могут крайне негативно реагировать на определенные звуки. Вы можете просто включать ребенку музыку (преимущественно, классическую, инструментальную, спокойную), использовать музыкальные инструменты, имитацию голосов животных, звуки природы.

Тактильные раздражители (то, что ребенок трогает). Активно используйте сенсорные коробки - это емкости с разным наполнением, которые позволяют ребенку обогащать его тактильные ощущения. Что делать с наполнением: - трогать, перебирать пальцами, сжимать;
- пересыпать руками и инструментами (ложками, совками);
- переливать (игры с водой);
- закапывать, откапывать что-то;
- сортировать (при смешении, например, крупного с мелким, можно отсортировывать крупное; также сортировать можно по цвету, форме, гладкое и шершавое, твердое и мягкое и т.д.).

Вестибулярные раздражители (то, как ребенок двигается). В данном случае вы используете разные двигательные упражнения и игры – прыжки, хлопки, раскачивания, притопы и прочее. Неплохо использовать движения, сопровождающиеся стихотворной речью, например, стишок-игра «Мышки»:

Вышли мышки как-то раз
(шагают)

Посмотреть, который час.
(ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре
(хлопают)


Мышки дернули за гири.
(движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон
(закрывают руками уши)

Побежали мышки вон
(бегут)



Обонятельные раздражители (воздействие запахами). Можно нюх ребенка использовать активно – то есть направленно давать ему что-то понюхать (кусочек лимона, гвоздику, корицу), активно обогащая его сенсорный опыт. Или использовать пассивно, как, например, при ароматерапии. При распылении запахов в помещении важно учитывать, какое влияние на психику имеет тот или иной запах, с какого возраста можно его использовать и соблюдать нормы для сеансов ароматерапии. Например, с 3-х лет можно уже использовать запахи ромашки (успокаивает), мяты (стимулирует умственную активность), лаванды (успокаивает, снимает напряжение), чайного дерева (выравнивает психику, снижает тревогу).
Не проводите сеансы ароматерапии самостоятельно без консультации специалиста!













В какой последовательности
нужно запускать сенсорные раздражители:

1.Визуальные;
2.Аудиальные;
3.Тактильные;
4.Вестибулярные;
5.Обонятельные.



Важно!!! Не забывайте про принципы, описанные на первом этапе! Соблюдая их и запуская сенсорные системы, вы становитесь для ребенка не только «источником» положительных и новых эмоций, но и помогаете получить новые ощущения, новые способы взаимодействия с миром. Успехи совместной деятельности на данном этапе укрепят ваш эмоциональный контакт с ребенком, обогатят его эмоциональный и сенсорный опыт и вызовут интерес к взаимодействию с вами и окружающим.


Особым инструментом развития на первых двух этапах являются
телесно-ориентированные игры с ребенком
– это не только движения (о чем было написано в разделе вестибулярных раздражителей), но и любые игры, основанные на вашем телесном контакте с ребенком: всем известные «По кочкам, по кочкам», «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», даже просто объятия, поглаживания и щекотки. Такой активный тесный контакт с ребенком запускает все анализаторы. Благодаря таким играм ребенок получает максимально положительный опыт общения с окружающим миром и больше доверяет ему.
Этап III. Обучение ребенка базовым эмоциям.

Обучение строится на развитии моторики ребенка и усвоения им мышечных реакций различных эмоций. Это невербальный способ общения ребенка с окружающими. Коротко говоря, на данном этапе мы развиваем у ребенка
мимику и пантомимику, свойственную определенным эмоциям.

Обучение мимической гимнастике.
Для успешного усвоения мимических реакций необходима работа с зеркалом, чтобы ребенок наблюдал за вашей и своей мимикой.
Пусть сначала ребенок освоится перед зеркалом, познакомится со своим отражением, самостоятельно погримасничает, поцелует его. Даже дети-аутисты проявляют интерес к своему отражению.









Когда вы чувствуете, что ребенок достаточно готов для обучения гимнастике (он вас слушает, выполняет с вами упражнения, смотрит на вас и себя в зеркале), вы приступаете к элементарным упражнениям. Инструкции должны быть четкими, лаконичными, после чего идет непосредственная демонстрация ребенку эмоции.
Ира радуется! (демонстрируете улыбку, приподнимаете брови). Можете сопровождать звуками: «А!»
Хвалите ребенка при попытках повторить ваши движения.
Ира удивилась! (сморщен лоб, подняты брови). «О!»
После каждого упражнения следует расслабление мышц.
Ира сердится! (сжатые губы, брови вместе). Можно порычать «Ррр!»
Ира грустная! (внутренние кончики бровей подняты, уголки губ опущены). Тихий выдох «Ммм»
Ира удивилась! (брови подняты, рот приоткрыт). Лучше сопровождать воскликом «Ого!»
Ира испугалась! (брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот широко открыт). Резкий вдох «Ах!»
Ира, ужас! Зажмурься! (зажмурить глаза). Ложная тревога – расслабься! (открыть свободно глаза, спокойно поморгать)
(Презрение) Ира, фууу (верхняя губа поднята, нос сморщен)
(Отвращение)Ира, беее (, опустить голову чуть вниз, оттянуть нижнюю губу вниз)
Следует обучать не только мимике эмоций, но и другим мимическим движениям, например:
Ира, пахнет! (приподнять голову, глубокий вдох, резкий или продолжительный выдох) «Ааах»
Ира, лягушка! (надуть щеки)
Ира, рыбка! (вытянуть губы вперед, открывать и закрывать беззвучно рот – как рыба).
Ира, моторчик! (выпускать воздух через слегка сжатые губы) «Брррр»
Ира, поцелуй! (вытянуть губы вперед, имитировать поцелуи)
Обучение пантомимике
Вместе с обучением мимике, обучаем и разным жестам – пантомимике.
Это можно также делать перед зеркалом, в двигательных упражнениях, в стихах с движениями. Все движения, которым обучаете, необходимо сопровождать конкретным словом/словосочетанием.
Можете научить ребенка принимать определенную позу и использовать смысловые жесты, например:
«Мне холодно» -плечи приподняты и сжаты, руки перед грудью крест-накрет;
«Мне жарко» - махи кистями рук на лицо;
«Я хочу есть» - легкие похлопывания себя по животу.
«Дай» - руки вытянуты перед собой ладонями вверх;
«Отойди» - кисти рук расположены вертикально ладонями наружу
«Мне нравится» - большой палец вверх «Ок».

Уровень развития мимики и пантомимики позволит научиться ребенку выражать свои эмоции и считывать эмоции других людей.
Освоение ребенком невербальных способов выражения своих желаний или состояний заметно облегчит ваше с ним общение и в дальнейшем поможет ребенку успешно социализироваться в обществе.