Эссе на тему:«Особенности организации проектной деятельности на уроках технологии в условиях реализации ФГОС»


ЭССЕ на тему:
«Особенности организации проектной деятельности на уроках технологии  в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:
учитель технологии 1 категории
Фелингер Анита Александровна
Нижегородская область
Г. Выкса
МБОУ СШ №6
г. Выкса 2015 год
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, о чем детально говорится в ФГОС ООО.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Методологической основой Стандарта является системно - деятельностный подход, обеспечивающий:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Условия реализации образовательной  программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
Самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
Выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
Участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
Использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
Участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;
Развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
Использования в образовательном процессе современных образовательный технологий.
В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проекта снова востребован и популярен.
Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного в терминологии Джона Дьюи или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач.
Самое главное в проекте после определения темы – выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Такая поэтапная деятельность формирует культуру труда учащихся, приучая их самостоятельно «добывать» знания. Основная ценность любого проекта – общий конечный результат – продукт, который создается в процессе работы.
Таким образом, метод проектов, согласно новым требованиям, приобретает особое значение, поэтому работа по организации проектной и исследовательской деятельности выступает как отдельная инновация на уровне образовательного учреждения.
Работая над проектами, выбранными учащимися, можно констатировать, что проект как технология может стать инструментом оценивания личностных и метапредметных результатов, так как его организация (самостоятельная индивидуальная или групповая работа), в процессе которой проявляются личностные позиции учащихся и их умения работать с различного вида информацией могут быть адекватно оценены, а критерии оценивания напрямую связаны с новыми планируемыми результатами обучения. Коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные умения хорошо проявляются в ходе работы на разных этапах и в ходе защиты проекта.
    Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.
    На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Возникает вопрос: с какого возраста школьники готовы к проектной деятельности?
   Оценивая уровень сформированности таких умений и навыков у учащихся, как коммуникативный показатель (спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться) и установки на учебное сотрудничество; интеллектуальный: освоенность ряда приемов мыслительной деятельности (сравнение, обобщение); оценочный показатель: наличие опыта анализа и оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников - считаю целесообразно использовать проектно-учебную деятельность на уроках технологии с 5 класса. Виды проектов, используемых в практической деятельности «Планирование кухни-столовой»; «Приготовление завтрака для всей семьи»; «Фартук для работы на кухне»; «Лоскутное изделие для кухни-столовой».
Начиная с 5 класса, можно начинать использовать следующие методы:
-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;
формы работы:
·  групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении проектов, заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Кулинария. Праздничный стол.» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит презентацию по этой теме.
·  коллективная форма – данную форму работы можно использовать для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, проект-конференция по теме «Предпринимательство. Сущность, цели и задачи»;
· индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;
         Дети с удовольствием участвуют в кулинарных проектах, например проект- игра «А ну-ка, девушки» (8-9класс). В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще.
По достоинству оценили девочки удачи своих одноклассниц. Вырос интерес школьниц к актуальным вопросам о вкусной и здоровой пищи.
     Наряду с большими проектами существуют мини-проекты, которые отличаются рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент. Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации. Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому разделу по технологии.
        По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.
      Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов.
          В 5-м классе при изучении раздела «Моделирование» учащимся можно предложить выполнить дома следующие задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы различных фартуков.
           В 6-м классе уже возможно привлечение учащихся к решению более сложных задач. Например, после изучения «Материаловедения» ученицам можно предложить составить кроссворд по этой теме. Это будет способствовать развитию самых разнообразных умений и компетенций. Кроссворд можно модернизировать например, путем применения комбинированных вопросов и способов кодирования информации. В 5–6-х классах хорошие результаты дает использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки. Таким образом, использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома.
      Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предмету технология.
       Творческие проекты очень актуальны , так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме.
         Организация самостоятельной проектной деятельности учащихся позволила выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал.
       Результатами активного внедрения метода проектов на уроках технологии является: повышение творческой активности учащихся на уроке; развитие их логического и критического мышления; расширение кругозора школьников.
         Главный результат - компетентность учащихся в области технологии и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Литература
 
1.        Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /  К.Н. Поливанова .-М.: Просвещение, 2008.
2.        Кашкарова Н., Лаврушко О., Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников [Текст]/ Кашкарова Н., Лаврушко О., Чудов В.// Народное образование. – 2005. - №5.
  3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей.