Литература 11 класс Сопоставление повести Гоголя и новеллы Бабеля.
Сопоставление повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и новеллы Бабеля «Письмо».
Мотив сыноубийства как страшная развязка антагонизма в этих произведениях
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы МКОУ «СОШ с.Улыбино»
Искитимского района
Новосибирской области
Кириллова Людмила Леонидовна
Сопоставление повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и новеллы Бабеля «Письмо».
Мотив сыноубийства как страшная развязка антагонизма в этих произведениях
За всю историю человечества война не увеличивала количество людей, а наоборот сопровождалась большими жертвами. Таким образом, война может определяться следующим понятием: совокупность различных жертв. Толстой в произведении «Война и мир» указывает на то, что война – это ужасное и необъяснимое явление, в котором участвуют все по непонятной им причине: «Почему происходит война или революция? Мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или иного действия люди складываются в известные соединения и участвуют все; и мы говорим, что это так есть, потому что немыслимо иначе, что это закон».
Возможно, именно поэтому многие личности не принимают войну, несмотря на то, что та является необходимым элементом в историческом процессе, как в произведении Гоголя «Тарас Бульба», которая носит освободительный характер. Война сама по себе, кроме как историческим процессом, также является страшным явлением. «Война есть противное всему человеческому разуму и всей человеческой природе событие», связанное с жертвами, кровью, болью, слезами, страданием».
Гражданская война, как в новелле Бабеля «Письмо», будучи войной между гражданами одного государства, тем страшнее, что проливается не кровь чуждого человека, а что «кровь ближнего своего проливают». Это характерный пример нарушения извечного закона бытия – «не пролей крови ближнего своего». Во время гражданской войны, которая разделила народ на две воюющие стороны, происходили такие страшные вещи, что вместо того, чтобы жить мирно с семьей и защищать друг друга, «папаша» режет сына, а другой сын режет «папашу». Во время войн не работают традиционные и общественные правила поведения. Гражданская война все запутывает, выжигает, уничтожает и нарушает извечные законы бытия. Гражданская война заставляла каждого выбирать, на чьей ты стороне, другого выбора она не оставляла. Мирный труд, продолжение рода, единение человека с природой – вот те идеалы, по которым, как по камертону, должна настраиваться история. Всякое отступление от этой веками налаженной жизни, от народного опыта грозит непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии народа, трагедии человека.
На примере некоторых рассказов Бабеля мы можем убедиться в правдивости этих страшных особенностей гражданских войн, этой трагедии. Но, тем не менее, это факт, когда ради одной идеи люди, близкие друг другу, люди одной крови идут на убийство друг друга. Особенно остро тема насилия между родными, кровными людьми показана у И.Бабеля в “Конармии” в новелле “Письмо”. «Письмо» потрясает читателя равнодушным отношением к святым для человека понятиям. Автор видит на этой войне злобу, месть и лютую ненависть. Здесь воюют за власть, а не за родину. В новелле «Письмо»» И. Бабель пишет о страшной реальности, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убивает брата, сын – отца, отец – сына Происходит переоценка ценностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие нового гуманизма: для укрепления идеалов революции используются любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может ли он жить или нет. Вот где трагизм жестокой беспощадной войны, родные, самые близкие люди уничтожали друг друга.
В этом произведении юный боец Василий Курдюков диктует письмо матери, где описывает свою жизнь в Красной Армии, как ему приходится и голодно, и холодно “каждые сутки я ложусь отдыхать не евши и без всякой одежды, так что дюже холодно”. Дальше мальчик Василий Курдюков пишет матери о воюющих, как и он, за красных, братьях. Это жестокое послание сына к матери, раскрывает как семейную трагедию Курдюковых, так и характер мальчика, ещё почти ребёнка, причудливо сочетающего в себе привязанность к близким, по-крестьянски основательную заботу об оставленном хозяйстве и равнодушно-безжалостное отношение к отцу, замучившему до смерти собственного сына, о брате, убившем в свою очередь отца. Достаточно подробно излагая, как “папаша порубали брата Фёдора Тимофеича Курдюкова тому назад с год времени”, потому что сын воевал в “красной бригаде товарища Павличенки”, а отец был “в тое время у Деникина за командира роты”, мальчик не выражает своего отношения к злодейскому поступку родителя, а только сообщает матери, что “папаша начали Федю резать... и резали до темноты, пока брат Фёдор Тимофеич не кончился”. Рассказывает мальчик об этом подробно, неспешно, с крестьянской обстоятельностью, “во вторых строках письма”. Почему же во вторых, а не в первых? Видимо, забота о хлебе насущном (в буквальном смысле этого слова) и о коне, так необходимом в будущем хозяйстве, перевешивает родственные чувства к человеку, давшему Василию жизнь. «Мальчик Курдюков» испытывает на себе жестокость родителя только лишь потому, что воюет на стороне “красных”. Ни мальчик, ни автор не дают оценки действиям отца, грозящегося извести “за правду своё семя”. Но, читая рассказ «Письмо» и другие новеллы из цикла «Конармия», так часто сталкиваемся с повседневной жестокостью, с хладнокровным убийством не только врагов, но и своих же товарищей, с кровавой местью за гибель близких, что невольно задаём себе вопрос: можно ли назвать справедливой революцию, которая утверждает высокие идеи равенства, свободы и братства, поощряя при этом насилие, братоубийство, кровопролитие. Для подростка Курдюкова, пока не успевшего до конца очерстветь душой, совершение медленного, изощрённого по жестокости убийства, которое проделывают его отец Тимофей Родионыч и брат Семён Тимофеич, мстивший отцу за смерть Фёдора, ещё невозможно. Брат, “кончая папашу”, даже усылает Василия со двора, чтобы тот не видел гибели родителя. Последнее обстоятельство, похоже, несколько огорчает мальчика, с сожалением сообщающего матери о том, что описать, “как кончали папашу”, он не может, так как “был усланный со двора”. И хотя сам герой рассказа “резать” пока не готов, ему, несомненно, нравится “отчаянность” брата Семёна, с которой тот рубит головы направо и налево. Значительность брата-головореза в глазах подростка и в том, что если какой-либо сосед мать “начнёт забижать, то Семён Тимофеич может его вполне зарезать”. Вот так просто, без суда и следствия, без соблюдения “революционной законности”, руководствуясь лишь собственными желаниями и стремлениями. Значимый подтекст новеллы: жизнь человека и так коротка, а люди лишают ее друг друга бестолково и бездумно.
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа против чужеземцев за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.
Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он стал воплощением образа непоколебимого борца за независимость и справедливость. В нем запечатлены черты русского национального характера, верного запорожским традициям, уверенного в окончательной победе над врагом. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры, а повесть стала гимном свободолюбию.
Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают» В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Сыновья – это его гордость Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе, настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага, проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене. Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода Отчизны и казацкая честь для него главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, без колебаний он совершает свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!". Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. В образе Тараса Бульбы сливаются историческая конкретность и реализм изображения грубого века. Эпическое единство образа Тараса раздваивается в образах его сыновей. Сыноубийство мотивировано изменой и предательством младшего сына, в образе которого выражается идея разобщенности и предательства людей.
Гоголь, вероятно, был уверен, что подобные характеры и трагедии принадлежат прошлому. Но в двадцатом веке всё это разгорелось вновь. Свои «Тарасы Бульбы» были и среди «белых», и среди «красных» и среди «зелёных» Черты Тараса есть в героях книг Михаила Шолохова, Михаила Булгакова, Исаака Бабеля. Как бы ни относился сам Гоголь к своим героям, но для многих горьковских современников запорожцы - не только удальцы, готовые на любые жертвы во имя веры или воинского братства. Запорожцы - еще и грабители, погромщики. Война, в которой участвуют в повести казаки и поляки, это не война за Веру, а братоубийственная война, в которой нет ни правых, ни победителей, но в которой с обеих сторон есть отважные люди
Мотив сыноубийства на поле брани достаточно традиционен для литературы, ведёт начало от народных эпических сказаний о богатырях, вступающих в бой с незнакомым противником и с ужасом обнаруживающих впоследствии в убитом враге собственного сына, рождённого и выросшего вдали от отца. Похожий сюжет в гоголевском «Тарасе Бульбе». У Бабеля нет ничего похожего на отчаянные сетования совершивших непоправимое по неведению эпических богатырей преступления его героев осмысленные, сознательные, целенаправленные. И если Тарас Бульба убивает неверного сына в пылу битвы, потрясённый зрелищем того, как сын только что убивал своих недавних товарищей, и всё равно не удерживается от горестного восклицания: “И чем не казак был!..” то у Бабеля убивают пленных, обдуманно, хладнокровно, с длительной, намеренной жестокостью (“И папаша начали Федю резать и резали до темноты, пока брат Фёдор Тимофеевич не кончился”). Ужас описываемых в рассказе событий в том, что убийство стало нормой жизни. Автор письма Василий уверяет мать, что отныне её сын, красный командир, защитит её от злокозненных соседей: “Таперича какой сосед вас начнёт забижать, то Семён Тимофеевич может его вполне зарезать”. Возникает вопрос: смогут ли эти люди вернуться к мирной жизни? Их психика и нравственность искалечены безнадёжно. Война страшна не только своим реальным кровопролитием, но и необратимыми разрушениями человеческой психики.
Сравнение «Конармии» с гоголевской повестью «Тарас Бульба» тоже контекстуально обусловлено.После публикации «Конармии» в журнале «Октябрь» появилась статья, автор которой отвергал любые сопоставления конармейцев с «бандитами, грабителями, разбойниками». Настаивал, что такие параллели недопустимы. А Горький демонстрировал, что вполне допустимы. Если, конечно, соответствуют задаче - воспитанию: «Человек все еще во многом зверь, но вместе с этим он культурно все еще подросток и приукрасить его, похвалить весьма полезно...»
Основой для сборника рассказов «Конармия» послужили дневниковые записи. Первая Конная, показанная Бабелем, отличалась от красивой легенды, которую сочинила о буденовцах официальная пропаганда. Неоправданная жестокость, животные инстинкты людей затмевали слабые ростки человечности, которые Бабель поначалу видел в революции и в «очистительной» гражданской войне. Красные командиры не простили ему «очернительства». Началась травля писателя, у истоков которой стоял С.М.Буденный. Горький, защищая Бабеля, писал, что тот показал бойцов Первой Конной «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Буденный же назвал Конармию «сверхнахальной бабелевской клеветой». Вопреки мнению Буденного творчество Бабеля уже рассматривалось как одно из самых значительных явлений в современной литературе. «Бабель не был похож ни на кого из современников. Но прошел недолгий срок – современники начинают понемногу походить на Бабеля. Его влияние на литературу становится все более явным», – писал в 1927 литературный критик А.Лежнев.
15