Конспект внеклассного мероприятия по физике Три закона Ньютона
Внеклассное мероприятие по физике 9 класс (законы Ньютона).
Внеклассное мероприятие по физике 9 класс (законы Ньютона).
Цель: В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научиться видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор, учиться развить коммуникативные способности.
Задачи:
Образовательная: закрепление изученного материала, активизация мыслительной деятельности.
Развивающая: расширить кругозор, оживление интереса учащихся при изучении темы, развить устойчивость и самостоятельность.
Воспитательная: воспитать чувство коллективизма, умения организовать свою работу.
Оформление: Слайды с эпиграфом, портрет Ньютона, карточки с названием команд.
Оборудование: ТСО- Интерактивная доска, компьютер. Доска, мел. Карточки с заданиями конкурсов, поощрительные карточки, задания на интерактивной доске.
План мероприятия:
Организационный момент (5 мин)
Конкурсы:
«Весёлые термины» (2 мин.)
« Найди правильную дорогу» (3 мин)
«Замечательная тройка!» (5 мин)
«Реши задачку!» (15 мин)
«Найди ошибку» (4 мин)
«Аукцион по продаже пятёрок» (5 мин)
«Великолепная сила» ( 2 мин)
«Реши кроссворд» (в течение всей игры)
Подведение итогов.
Ход урока.
Организационный момент (5 мин)
Учащиеся заранее делятся на две команды (9а, 9б), каждая команда выбирает название «Сила» и «Ускорение». Выбираются капитаны команд.
Учитель говорит вступительное слово, читает эпиграф к уроку-игре, представленный на слайде. За каждый правильный ответ в любом конкурсе команде присуждается один балл.
Эпиграфы: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше,
Не знаю, чем я мог казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан не известного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643 – 1727 г. г.)
2. Конкурсы:
«Весёлые термины» (2 мин.)
Каждая команда на листочках за определённое время пишет термины по пройденной теме.
Побеждает та команда, которая знает больше терминов.
« Найди правильную дорогу» (3 мин)
Каждая из команд получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения физических величин, их единицы и их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
«Замечательная тройка!» (5 мин)
Каждая из команд получает карточку, в которой они напротив каждой ситуации участники команды ставят I, II, III законы Ньютона соответственно.
тело покоится на столе;
раскрытый парашют равномерно движется вертикально вниз;
автомобиль трогается с места;
шайба летит после удара клюшкой (Fтр = 0);
маятник колеблется;
бильярдные шары сталкиваются;
камень падает на землю;
самолет летит равномерно по прямой;
автомобиль тормозит;
автомобили сталкиваются).
«Реши задачку!» (15 мин)
Капитаны каждой команды выходят и по очереди кидают кубик. В кубике пять номеров, которые соответствуют пяти задачам и один нулевой вариант- автоматический балл команде.
Карточка 1. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке - вперед?
Ответ: Наблюдается явление инерции. Пассажиры, двигаясь с автобусом, имеют такую же скорость. При резком торможении или рывке автобуса пассажиры, сохраняя свою скорость, движутся вперед или отклоняются.
Карточка 2. Какое изменение произошло в движении трамвая, если пассажиры вдруг отклонились вправо?
Ответ: Так как пассажиры, сохраняя свою скорость, отклонились вправо по инерции, то трамвай повернул влево.
Карточка 3. Почему нельзя перебегать улицу перед близко едущим транспортом?
Ответ: Потому что при резком торможении транспорт по инерции продолжает двигаться. Есть вероятность попасть под колеса.
Карточка 4. Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?
Ответ: Чтобы при резком взлете или торможении не упасть с кресла (по инерции).
Карточка 5. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания?
Ответ: Груз, сброшенный с самолета, в момент броска имел скорость самолета и по инерции продолжает движение вслед за самолетом. В результате груз переместится в сторону движения самолета.
«Найди ошибку» (4 мин)
Получив карточки с заданием, каждая команда напротив утверждения ставит плюс или минус, т.е. указывает верное утверждение или нет.
1. Масса прямо пропорциональна силе и обратно пропорциональна ускорению.
2.Инертность характеризуется массой .+
3.F= m/a(II закон Ньютона) -
4. F1= F2(III закон Ньютона) -
5.Сила – причина ускорения. +
6. 1Н = 1г * м/с2 -
Сила – причина инерции. –
Инерция – явление, характеризующие изменение в скорости. –
а = F*m(II Закон Ньютона).-
Сила – причина изменения скорости тела. +
Единица измерения силы в СИ- 1 Ньютон.
6. F1= -F2(III закон Ньютона)
«Аукцион по продаже пятёрок» (5 мин)
Учувствовать в этом конкурсе могут как болельщики, так и команды, но отвечает каждый индивидуально, ставится оценка, ответившему, и присуждается балл всей команде. Вопросы будут наглядно представлены на слайдах.
Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тащит телегу вперёд, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперёд, а лошадь назад не движется. Почему и телега, и лошадь движутся вперёд.
Ответ:
Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но т. к. телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега котится в сторону лошади. (сцепление с землёй)
Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар; но точно с такой же силой и яблоко притягивает нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Ответ:
Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают ускорения 10м/с2 , а земному шару во столько же раз меньше, во столько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и поэтому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным 0 .
«Великолепная сила» ( 2 мин)
Для каждой команды на доске будут изображены действующие на тело силы, необходимо построить равнодействующую этих сил.
F2
F1 13 EMBED Equation.3 1415
F1 13 EMBED Equation.3 1415
F2
«Реши кроссворд» (в течение всей игры)
Болельщикам команд выдаётся на весь урок по кроссворду и в конце урока подсчитываются правильные ответы и добавляются в копилку каждого класса.
1) 2)
Вопросы для первого кроссворда. Ключевое слово- закон.1) Силы, с которыми тела . друг на друга, равны по модулю и направлены в противоположные стороны. (взаимодействуют) 2) Что является количественной характеристикой инертности?(масса) 3) Величина характеризующая быстроту изменения скорости.(ускорение) 4) Величина, характеризующая, изменение положения тела относительно других тел.(скорость) 5) Свойство тел влиять на получаемое им ускорение.(инертность)
Вопросы для второго кроссворда. Ключевое слово- масса.1) Если скорость тела постоянная, то движение называется.(равномерное) 2) Второй . Ньютона. (закон)3) физическая величина, характеризующая количественную меру действия тел друг на друга. (сила)4) Величина характеризующая быстроту изменения скорости.(ускорение) 5) Сила, оказывающая на тело такое же действие, как и несколько сил , действующих одновременно на это тело. (равнодействующая)
3) Подведение итогов: по итогам всех конкурсов, победившая команда получает пятёрки, проигравшая- четвёрки, самые активные болельщики также получают оценки.
«Весёлые термины»
Каждая команда на листочках за определённое время пишет термины по пройденной теме (Законы Ньютона). Побеждает та команда, которая знает больше терминов. (2 мин.)
«Весёлые термины»
Каждая команда на листочках за определённое время пишет термины по пройденной теме (Законы Ньютона). Побеждает та команда, которая знает больше терминов. (2 мин.)
«Замечательная тройка!»
Каждая из команд получает карточку, в которой они напротив каждой ситуации ставят I, II, III законы Ньютона соответственно. (5 мин)
тело покоится на столе;
раскрытый парашют равномерно движется вертикально вниз;
автомобиль трогается с места;
шайба летит после удара клюшкой (Fтр = 0);
маятник колеблется;
бильярдные шары сталкиваются;
камень падает на землю;
самолет летит равномерно по прямой;
автомобиль тормозит;
автомобили сталкиваются).
«Замечательная тройка!»
Каждая из команд получает карточку, в которой они напротив каждой ситуации ставят I, II, III законы Ньютона соответственно. (5 мин)
тело покоится на столе;
раскрытый парашют равномерно движется вертикально вниз;
автомобиль трогается с места;
шайба летит после удара клюшкой (Fтр = 0);
маятник колеблется;
бильярдные шары сталкиваются;
камень падает на землю;
самолет летит равномерно по прямой;
автомобиль тормозит;
автомобили сталкиваются).
Карточка 1. Почему при резком увеличении скорости автобуса пассажиры отклоняются назад, а при внезапной остановке - вперед?
Карточка 2. Какое изменение произошло в движении трамвая, если пассажиры вдруг отклонились вправо?
Карточка 3. Почему нельзя перебегать улицу перед близко едущим транспортом?
Карточка 4. Для чего перед взлетом, а также посадкой самолета пассажир обязан пристегнуться ремнем безопасности?
Карточка 5. С летящего самолета сбрасывают груз. Упадет ли он на землю под местом бросания?
«Найди ошибку»
Получив карточки с заданием, каждая команда напротив утверждения ставит плюс или минус, т.е. указывает верное утверждение или нет. (4 мин)
1. Масса прямо пропорциональна силе и обратно пропорциональна ускорению.
2.Инертность характеризуется массой .
3.F= m/a (II закон Ньютона)
4. F1= F2 (III закон Ньютона)
5.Сила – причина ускорения.
6. 1Н = 1г * м/с2
«Найди ошибку»
Получив карточки с заданием, каждая команда напротив утверждения ставит плюс или минус, т.е. указывает верное утверждение или нет. (4 мин)
1. Сила – причина инерции.
2. Инерция – явление, характеризующие изменение в скорости.
3. а = F*m (II Закон Ньютона).
4. Сила – причина изменения скорости тела.
5. Единица измерения силы в СИ- 1 Ньютон.
6. F1= -F2 (III закон Ньютона)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Вопросы для второго кроссворда. 1) Если скорость тела постоянная, то движение называется. 2) Второй . Ньютона. 3) физическая величина, характеризующая количественную меру действия тел друг на друга. 4) Величина характеризующая быстроту изменения скорости. 5) Сила, оказывающая на тело такое же действие, как и несколько сил , действующих одновременно на это тело.
Вопросы для первого кроссворда. 1) Силы, с которыми тела . друг на друга, равны по модулю и направлены в противоположные стороны. 2) Что является количественной характеристикой инертности? 3) Величина характеризующая быстроту изменения скорости. 4) Величина, характеризующая, изменение положения тела относительно других тел. 5) Свойство тел влиять на получаемое им ускорение.
13PAGE 15
1)
2)
F м/с13 EMBED Equation.3 1415 масса
v Н время
a с сила
m м/с ускорение
t кг скорость
"ТРИ ЗАКОНА НЬЮТОНА"Root Entry